Приветствие участникам XIII Иоанновских образовательных чтений 10 ноября 2011 года

Рад приветствовать всех собравшихся на сегодняшнем форуме, посвященном одной из актуальных проблем сегодняшнего времени – проблеме духовно-нравственного воспитания детей.

Говоря о церковно-государственных отношениях, следует отметить, что они очень развились за последнее время. Они реализуются в целом ряде областей, где налажено хорошее сотрудничество. Но если подвести некую черту и сказать о самом основном, то следует констатировать, что в основе этого сотрудничества лежит наша совместная забота о человеке.

Церковь заботится о спасении души. Для каждого верующего человека спасение — это обретение Царствия Божия в сердце, которое переходит в вечность. В чем обнаруживается спасение человека, если посмотреть на это со светской точки зрения? В первую очередь в формировании очень ясного, сильного нравственного начала. Личность формируется в системе нравственных координат, и если эти координаты высвечены сильно, мощно, то и человек формирует свою личность в этой системе.

Разве для государства безразлично нравственное состояние граждан? Разве может быть законопослушным безнравственное общество? Разве можно справиться с коррупцией и криминалом вне нравственности? Самая совершенная юридическая система не будет работать, самые мощные правоохранительные органы не смогут уберечь общество от самораспада, если будет распадаться человеческая личность.

В этом и есть сердцевина или фокус сотрудничества Церкви и государства. Мы работаем для спасения души, в то время как государство естественным образом заинтересовано в нравственном воспитании личности. И кто же может сказать, что это плохо? Хоть один человек в здравом уме и твердой памяти может сказать, что совместные усилия людей, в том числе принадлежащих к разным религиям и даже разным мировоззрениям, но направленные на достижение одной цели — нравственного совершенствования человеческой личности — что такое сотрудничество плохо?

Этими словами мы отвечаем нашим критикам, которые, с одной стороны, обвиняют государство в неких предпочтениях, с другой — критикуют и Церковь за то, что она слишком тесно взаимодействует с государством. Но ведь мы взаимодействуем ради достижения фундаментальных целей, которые являются абсолютными ценностями. Церковь будет взаимодействовать с любой силой, в том числе с общественными силами, что мы и делаем, работая вместе с институтами гражданского общества. Но, конечно, особенно важен тот уровень диалога между Церковью и государством, который сегодня достигнут, и я хотел бы сердечно поблагодарить Губернатора Амана Гумировича Тулеева и партию государственной власти «Единая Россия».

Сегодня духовно-нравственное воспитание  и образование подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и  является одним из приоритетных направлений не только в Кузбассе, но и во всей России. Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

Православная Церковь никогда не рассматривала образование человека в отрыве от его духовно-нравственного воспитания. Сейчас, когда современное общество  захлестнула волна безнравственности, а в сознании  молодых людей традиционные ценности размыты, мы должны объединить все наши усилия чтобы обеспечить нашим детям безопасное и достойное будущее.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что расстройства нравственные предвещают расстройства гражданские. Известный русский философ Иван Ильин отмечал, что только высоконравственные люди могут создать мощное и сильное государство. Поэтому очень важно, чтобы государство воспитывало высоконравственных людей. И конечно, огромное значение в этом воспитании принадлежит семье, родителям.

На наш взгляд, выход из создавшегося положения именно в возрождении духовности и нравственных ценностей русской культуры. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия — одна из причин нравственного опустошения личности. Чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа.

Ключевая роль в духовно-нравственном возрождении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

В годы президентства Медведева Д.А. приняты исторически важные решения, направленные на реализацию прав и свобод людей, на реализацию возможности делать выбор, в том числе в области образования. Нынешняя система преподавания основ религиозной культуры и светской этики имеет очень ясный вариативный характер: люди могут выбирать курс в соответствии со своими убеждениями, и мы знаем по статистическим данным, что так оно и происходит. Поэтому нет никакого конфликта между системой преподавания основ религиозной этики в светских учебных заведениях и демократическим и светским характером нашего государства.

Главным вопросом церковно-государственных отношений в сфере образования стало преподавание основ религиозной культуры в средней школе. Все мы знаем, что в 2009 году было принято решение о проведении федерального эксперимента преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 года. Главная цель проекта — посредством общеобразовательной школы обеспечить возвращение в наше общество знаний о глубинных корнях культуры российского народа. Впервые после печально знаменитого декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» учителя получили возможность открыто говорить с учениками о таких фундаментальных основах человеческого бытия, как вера, религиозная традиция и культура, духовная жизнь и нравственность.

Важно отметить, что на встречи Президента РФ Медведева Д.А. с православной общественностью и Патриархом Кириллом 05.11.11 г. было подчеркнуто следующее: «Изучение Основ православной культуры осуществляется уже в 10.000 школах, а в следующем году основы религиозной культуры будут преподаваться во всех субъектах нашего государства. Это решение было принято своевременно, и оно исполняется. И самое главное, оно приносит пользу». По мнению главы страны,  «наше государство заинтересовано в привлечении Церкви и к воспитанию детей, и к воспитанию молодежи, к созданию новых образцов для подражания, поддержке защитников нашего Отечества. Это очень важно даже в тот период, когда между государством и Церковью существует высокая степень гармонии».

В 2012 году в Российской Федерации завершается апробация комплексного курса «Основы религиозных культур и светской  этики». Приятно осознавать, что апробация этого курса имеет положительный опыт. Мы надеемся, что благодаря тесному сотрудничеству Администрации Кемеровской области и  Кемеровской епархии  введение этого курса в образовательные учреждения Кемеровской области позволит нашему региону выйти на новый духовно-нравственный уровень развития.

На сегодняшний день различные общественные институты и организации имеют уникальную возможность совместно участвовать в деле нравственного становления молодого поколения. Взаимодействие государственных, общественных институтов и религиозных организаций будет успешно осуществляться именно тогда, когда эти отношения будут основаны на нравственности, когда разные стороны возьмут за основу своей работы бережное отношение к ценностям друг друга.

За последнее время Кемеровской епархией и Администрацией Кемеровской области накоплен большой положительный опыт сотрудничества в различных сферах деятельности: образовательной, социальной, молодежной.  Основываясь на данном опыте, нашей задачей сейчас является определение приоритетных направлений совместной деятельности, связанных единой целью, общими формами организации и управления и выработка комплексного, системного подхода в деле духовно-нравственного воспитания  и образования  молодого поколения.

Мы уверенны, что и дальше должны совместно размышлять и работать, принимая во внимание многонациональный характер нашего государства и тот законодательный контекст, в котором мы живем, для того чтобы действительно сформировать и укрепить в людях прочное национальное самосознание.

Надеюсь, что сегодняшняя конференция, посвященная вопросам духовно-нравственного воспитания образования  подрастающего поколения, поможет найти «точки соприкосновения», и выработать общую линию взаимодействия органов государственной власти и Православной Церкви в Кузбассе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.