Приветствие участникам семинара по вопросам катехизации 20 октября 2011 года

Всечестные отцы, отец Георгий, гости Кемеровской и Новокузнецкой епархии, братья и сестры!

Рад Вас приветствовать в стенах Кемеровского епархиального управления, где мы собрались для обсуждения трудного, но необходимо важного вопроса КАТЕХИЗАЦИИ, практики оглашения в приходах нашей епархии.

Катехизическая деятельность в Кемеровской и Новокузнецкой Епархии.

В день Пятидесятницы на вопрос слушателей, «что нам делать, мужи братия?», Петр отвечает: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». «Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч». Церковь родилась как община принявших Крещение, постоянно пребывающих «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2. 37-38, 41-42).

Но Крещение само по себе не определяет приобщения человека к опыту Церкви, а воспринятое формально, вовсе не является гарантом спасения человека (ср.: Мф. 7. 21, Лк. 13. 25-27).  «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» — вопрошает Христос (Лк. 6. 46).

Усилия Церкви по воспитанию и обучению в вере Христовой и по приобщению к жизни Церкви были названы катехизацией. Слово «катехизация» имеет греческое происхождение. Первоначально оно имело значение «возвещать с возвышенного места» и впоследствии обрело смысл «наставлять». Участников катехизического процесса принято называть катехуменами или оглашаемыми (в случае подготовки к крещению).

Катехизация – это обязанность, следующая из повеления Господа, возложенная в первую очередь на тех, кто принял призвание к пастырскому служению, на тех, кто по церковному благословению определен к делу проповеди и в определенной мере на всех христиан. Можно также говорить о катехизации как о праве, так как каждый новообращенный христианин вследствие самого крещения имеет бесспорное право получать от Церкви обучение и воспитание, которые дадут ему возможность достичь подлинно христианской жизни. Церковь никогда не переставала посвящать себя этому служению. Катехизация была и всегда будет делом, к которому Церковь чувствует себя призванной и которого желает.

Под катехизацией в наше время необходимо понимать содействие вхождению в сознательную церковную жизнь (воцерковлению) тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести церковный образ жизни вне зависимости от факта крещения человека. Иначе говоря, катехизация — это воспитание в вере, включающее в себя прежде всего обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности и направленное на воспитание любви и благоговения перед Богом, Его Церковью и людьми как Его образом и подобием.

Катехизация есть продолжение миссионерской деятельности, ступень вторая, ведущая к спасению, совершенствованию в любви Христовой. Миссионер сеет Евангельские зерна в душах людей и приводит их к порогу храма, где катехизатор встречает и вводит человека в тайну Церкви Христовой.

Катехизация является результатом и основой миссионерской работы. От качества катехизации зависит готовность христиан нести другим свидетельство своей веры, передавать ее своим детям, служить Богу, Церкви и ближнему.

Катехизация — это единое служение, осуществляемое священниками, диаконами, монашествующими и мирянами во главе с епископом. В Церкви все в той или иной мере причастны к делу катехизации, и никто не может считаться освобожденным от обязанности ей содействовать. «Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3.9)». (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

В идеале вся христианская община должна чувствовать свою ответственность за это служение. Священники, монашествующие и миряне осуществляют катехизацию вместе, но делают это по-разному, каждый в соответствии со своим особым местом в Церкви. При замирании какой-либо из форм этого участия катехизация утрачивает богатство своего опыта, целостность и значимость.

Чтобы катехизическое служение в епархии было плодотворно, важно, чтобы оно опиралось на поддержку епархиальных и приходских структур, в том числе материальную и административную. Обязанность последних — осуществление таких важных функций, как обеспечение спроса на катехизацию, воспитание и профессиональная подготовка катехизаторов, подготовка пособий, организация и стратегическое планирование.

Пастыри, в силу своего положения, несут наибольшую ответственность за проведение, управление и надлежащую координацию катехизации.

Святое Крещение должно действительно быть «во оставление грехов», быть таинством духовного возрождения, обещанием Богу доброй совести, а не плотской нечистоты омытием (ср. 1 Пет. 3. 21).

Необходимо подчеркнуть каноническую недопустимость (за исключением особых случаев) Крещения без предварительной подготовки. Крещение без оглашения запрещается 78 правилом Трулльского Собора и 46 правилом Лаодикийского Собора. (материал взят из Учебного пособия по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов, http://azbyka.ru/dictionary/10/katehizatsiya_v_russkoj_pravoslavnoj_tserkvi-all.shtml).

Необходимо различать оглашение и катехизацию. Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию — подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально.

В Кемеровской епархии с начала 2011года введена практика обязательных огласительных бесед перед крещением. В данное время обязательное оглашение является достаточно основательной и эффективной ступенью в воцерковлении православных людей.

Напомню, что с 1 января 2011 года по Нашему распоряжению была введена в общеобязательном порядке практика проведения огласительных бесед перед Таинством Крещения.

В декабре месяце предыдущего года (2010 г.) епархиальный Отдел религиозного образования и катехизации предложил проводить трехмесячную катехизацию в приходах, что насчитывало около 12-ти встреч, бесед с людьми, желающими принять Таинство Святого Крещения,  или же с восприемниками (крестными) в случае крещения младенцев, соответственно. Отцы благочинные рассмотрели предложенный проект и пришли к выводу, что подобную практику на данном этапе в пределах епархии невозможно осуществить.

Поэтому было принято решение проводить оглашение через посещение 4 бесед со священником либо катехизатором в течение месяца, по окончании которого допускать посещавших беседы к Таинству Крещения.

Было предложено проводить огласительные беседы со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. В случае крещения младенцев катехизацию должны проходить восприемники и один из родителей.  Беседы могут не посещать только члены семей постоянных прихожан храма (воцерковленные христиане). Практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, «страха ради смертного») недопустима.

Епархиальным отделом религиозного образования и катехизации были даны рекомендации относительно организации бесед (хода, продолжительности, тематики, самостоятельной работы катехуменов). При этом Мы понимали, что в благочиниях, на приходах могут возникнуть свои формы катехизации, ведь без духа свободы и  творчества это великое дело миссии Церкви можно формализовать и погубить.

Отмечу, что в ряде благочиний были введены интересные формы оглашения (думаю, в ходе работы семинара наши клирики расскажут о них). В некоторых приходах возродилась практика совершения Крещальных Литургий. Замечено положительное отношение к катехизации со стороны прихожан, которые отмечают необходимость оглашения (хотя не сразу и не везде).

С другой стороны, есть и недопустимые случаи, когда практика оглашения опускается, о чем настоятели скрывают от благочинных и от епархиальных структур, либо нивелируется до одной проповеди непосредственно перед Крещением. Еще раз напоминаю, что это прямое нарушение заповеди Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Есть высказывания отдельных священнослужителей о том, что катехизация распугивает людей, сокращает финансовые доходы прихода. На это отвечу, что как раз таки введение практики оглашения позволяет родить новых прихожан (христиан) в ваши приходы, осознающих важность жизни во Христе, осознанно вступающих в церковную жизнь, а не руководствующихся понятиями обрядоверия.

Замечу, что несмотря на отсутствие длительного периода оглашения в сравнении с практикой Древней Церкви, ситуация в области катехизации сдвинулась с мертвой точки. Будем надеяться, что впоследствии в жизни приходов нашей епархии оглашение займет одно из важных мест.

В учебном пособии по подготовке катехизаторов, разработанном Синодальным ОРОиК катехизация определяется как помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни.

В Кемеровской и Новокузнецкой епархии катехизация реализуется посредством деятельности Воскресных школ для взрослых и Богословско-катехизаторских курсов (БКК).

ВШ для взрослых действуют во многих приходах Кузбасса. Основой таких школ являются пастырские беседы с верующими и начинающими воцерковляться, посвященные основам Христианской веры (изучение Священного Писания, основ духовной жизни и православного богослужения). Преимущество такой формы катехизации в том, что ее организация по силам даже однопричтовому приходу.

Богословско-катехизаторские курсы представляют собой уникальную систему начального богословского образования для мирян в нашей епархии. Курсы функционируют в десяти городах нашей области и управляются единым Центром по координации работы БКК. Существует несколько направлений работы Курсов:

ОСНОВНОЙ КУРС. Предназначен для слушателей, имеющих некоторый опыт церковной жизни. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в течении двух лет. Слушатели этого курса получают основательные систематические знания о Православной вере и некоторый опыт духовной жизни.

ОБЗОРНЫЙ КУРС. Предназначен для людей, впервые преступающих порог православного храма. Небезынтересна его программа и тем, кто уже воцерковлен, и желал бы обобщить свои знания, но не имеет возможности посещать основной курс.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛЕКТОРИЙ. Еженедельно в течение учебного года проводятся лекции на интересные и актуальные для современного человека темы. Лекторий открыт для всех желающих. Здесь можно послушать побеседовать со священником, задать интересующие вопросы, встретиться с православными людьми творческих профессий.

Каждое направление рассчитано на определенный контингент людей и уровень их познаний в области Христианской веры. Основу составляет двухгодичный, Основной курс. Этот курс рассчитан на церковных людей, многие из которых несут церковные послушания. Целью основного курса является повышение общей церковной грамотности у верующих, церковных работников.

Начиная с этого учебного года Решением Совета директоров БКК от 16 августа 2011 года перед Курсами ставится более высокая цель – подготовка церковных работников, специалистов в области катехизации. Согласно новому Церковному образовательному стандарту подготовка работников сферы религиозного образования и катехизации делится на два модуля:

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ «Основы православного вероучения»

ВТОРОЙ МОДУЛЬ «Катехизическая деятельность»

В настоящее время Центром по координации БКК разработан новый учебный план, который соответствует первому модулю Церковного стандарта.

Таким образом, Курсы  охватывают широкий контингент людей от некрещеных, до церковных работников и выполняют как миссионерскую, так и катехизаторскую функцию.

   З а к л ю ч е н и е
В заключение хочу резюмировать сказанное. Дело Миссии (миссионерская и катехизаторская деятельность) – жизненная необходимость. Посильное участие в этом Деле обязательно для каждого христианина. Успех этого Дела зависит, во-первых, от наших личных усилий: жажды святости, искреннего желания послужить Богу и ближним, во-вторых, от наших совместных усилий (клира и мирян) в проповеди Евангелия.

Еще раз благодарю Вас, дорогой отец Георгий, ваших сотрудников, за то, что откликнулись на Наше предложение посетить Кемеровскую и Новокузнецкую епархию, провести семинар со священнослужителями и катехизаторами нашей епархии, поделиться вашим многолетним опытом, формами и методами оглашения.

Всем участникам конференции желаю дальнейшей плодотворной работы.

 Благодарю всех вас за внимание!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.