25 сентября 2024 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви.
Перед началом собрания в нижней Преображенской церкви кафедрального соборного храма была совершена Божественная литургия.
Богослужение совершили председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря митрополит Каширский Феогност, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, наместники ряда ставропигиальных монастырей и столичное духовенство. За богослужением молились участники собрания.
Места в президиуме заседания заняли: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; митрополит Каширский Феогност; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа).
В собрании приняли участие ряд архиереев, игумены и игумении монастырей из епархий Русской Православной Церкви.
Открывая заседание, митрополит Каширский Феогност приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла от лица всех собравшихся.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам собрания с основным докладом.
Затем с докладом «»Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни (Пс. 118:1)». О путях познания Бога в монашестве» выступил епископ Егорьевский Мефодий, наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и.о. председателя Синодальной библейско-богословской комиссии.
Епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, представил доклад на тему «Монашеское послушание как аскетическое творчество».
После доклада епископа Силуана Святейший Владыка поделился размышлениями о духовничестве и роли духовника.
Затем Святейший Патриарх Кирилл ответил на ряд вопросов участников собрания.
Митрополит Каширский Феогност от лица всех присутствующих сердечно поблагодарил Святейшего Владыку за содержательное выступление и обстоятельные ответы на вопросы.
В завершение первой части заседания Святейший Владыка, комментируя реплику архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия об особом опыте и ответственности священнослужителей, совершающих таинство Исповеди, в частности, отметил: «Да, действительно, нужно иметь правильные ответы. Еще и еще раз хочу сказать — огромная ответственность на священнике, который принимает исповедь! И поэтому обращаюсь и к тем, кто здесь присутствует, дорогие отцы, и к тем, кто меня увидит и услышит. Лучше не сказать, чем сказать то, что повредит душе человека. Если в чем-то не уверены, как-то деликатно скажите: лучше, если бы вы прочитали то-то и то-то, или лучше, если вы обратитесь к такому-то священнику. Но от ветра головы своея давать советы, которые могут повредить духовной жизни человека, это очень опасно».
«Образование духовенства — это очень важный фактор. Священник как хирург и вообще врач: мы должны учиться всю жизнь, — подчеркнул Предстоятель. — И ни в коем случае не говорить: «Душа, ешь, пей, веселись, я всего достиг, не трогайте меня». Почему так? Не потому что человек становится умнее или глупее, а потому что мир меняется, жизнь меняется, условия жизни паствы меняются. И для того чтобы нести актуальное свидетельство, как нас призывает к этому Господь, как это делали святые апостолы, мы должны многое знать и понимать. Поэтому процесс образования духовенства должен быть практически постоянным. Необходимо самообразование, а в некоторых случаях — в том числе через создание соответствующих возможностей при епархиальном управлении — то, что называется повышение квалификации. Чтобы рассматривались какие-то злободневные темы, требующие нового пастырского подхода к их решению».
«Другими словами, мы постоянно должны учиться, постоянно, никогда не останавливаться на одном месте, — добавил Святейший Патриарх.— Кто-то скажет: «У меня все есть, достаточно образования, знаний, опыта, всё, хватит», — и это погибель. Это касается, братья, не только священников, это и архиереев, нас с вами касается, даже в большей степени. Потому что архиерей окружен почетом, уважением, он авторитет. И может голова закружиться: «Ну и что? И всё, вот я всё знаю, могу». Начинается патерналистическое отношение к духовенству, сверху вниз. Это совершенно неправильно. Архиерей также нуждается в постоянном развитии, в совершенствовании, образовании. И в этом смысле события, которые сейчас имеют место, мне кажется, являются одной из форм такого образования для всех нас, включая Патриарха. Я тоже, слушая вас, многому учусь».
«Поэтому дай Бог нам всем возрастать в силе знаний, а самое главное — в силе нашего духа. Спаси Господи!» — сказал в завершение Предстоятель Русской Церкви.
Затем был объявлен перерыв в заседании, после которого Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви продолжило свою работу.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
— Благодарю вас, владыка, спасибо. Да, действительно, нужно иметь правильные ответы, но еще и еще раз хочу сказать — огромная ответственность на священнике, который принимает исповедь. Огромная ответственность! И поэтому обращаюсь и к тем, кто здесь присутствует, дорогие отцы, и к тем, кто меня увидит и услышит. Лучше не сказать, чем сказать то, что повредит душе человека. Если в чем-то не уверены, ну как-то деликатно скажите: «вот лучше, если бы вы прочитали то-то, то-то и то-то, или вот лучше, если бы вы обратились к такому-то священнику», но от ветра головы давать советы, которые могут повредить в духовной жизни человека, это очень опасно.
И в первую очередь, конечно, я обращаю вот этот призыв к молодому духовенству. Потому что вот такое понятие, как младостарчество, оно карикатурное понятие, такое смехотворное. «Младо-старец». Либо ты старец, либо ты молодой. Дело в том, что и в молодости можно стать старцем. И ведь такие примеры были. Но таких людей никогда не называли младостарцем. Просто называли «отец», окружали почитанием, заботой. А потом уже называли старцем. Но младостарчество — это опасное явление. Это просто свидетельствует о том, что священник потерял ориентацию некую в такм своем жизненном пространстве, и присвоил себе то, на что он претендовать пока не может.
Еще раз это обращает меня к тому, как важно, как ответственно должны подходить архиереи к рукоположению, памятуя о том, что ты руки возложил, он у тебя там 40 дней в кафедральном соборе послужил, а потом ты его в мир посылаешь. И он становится лицом Церкви. Для множества людей. По нему будут судить о Церкви, по его словам будут о Евангелии судить. Что он там скажет на исповеди? Правильно ли он скажет? Поэтому подготовка духовенства — это колоссальная ответственность епархиального архиерея. Конечно, духовных школ, и слава Богу, очень сейчас наши школы работают, мне кажется, правильно и в воспитательном направлении, и в образовательном. Но ведь это должна быть постоянная забота и правящих архиереев. Поэтому проведение епархиальных собраний, тематических встреч с духовенством, вот в том числе по таким вопросам, как исповедь, как работа с молодежью, как работа с престарелыми людьми и так далее, она должна присутствовать, с тем чтобы архиерей мог передавать свои мысли. Если, может, чего-то сам архиерей не понимает, не знает, — надо приглашать достойных людей, чтобы выступили. Это может быть и из Москвы, из Петербурга, из других таких центров, где у нас есть соответствующие силы.
Но образование духовенства — это очень важный и такой перманентный фактор. Священник — это, как, кстати, хирург и вообще врач. Мы должны учиться всю жизнь. Мы должны учиться всю жизнь. И ни в коем случае не говорить: «Душа, ешь, пей, веселись, я всего достиг, не трогайте меня». Потому что почему так? Не потому что человек становится умнее или глупее, а потому что мир меняется, жизнь меняется, условия жизни паствы меняются. И для того чтобы нести актуальное свидетельство, как нас призывает к этому Господь, как это делали святые апостолы, мы должны многое знать и понимать. Поэтому процесс образования духовенства должен быть практически постоянным. Самообразование, а в некоторых случаях — в том числе и через создание соответствующих возможностей при епархиальном управлении, то, что называется повышение квалификации. Чтобы рассматривались какие-то злободневные темы, требующие нового подхода, пастырского подхода к их решению.
Другими словами, мы постоянно должны учиться, постоянно, никогда не останавливаться на одном месте. Тот человек, который скажет: «Вот, душа, ешь, пей, веселись, у тебя всё есть», — это погибель. Я фигурально выражаюсь, конечно. Кто-то скажет: «У меня всё есть, достаточно образования, знаний, опыта, всё, хватит», — и это погибель. И это касается, братья, не только священников, это и архиереев, нас с вами касается, даже в большей степени. Потому что архиерея окружен почетом, уважением, он авторитет. И может головка закружиться, и сказать: «Ну и что, и всё, вот я всё знаю, могу». Начинается патерналистическое отношение к духовенству, сверху вниз, и всё. Это неправильно, это совершенно неправильно. Потому что архиерей также нуждается в постоянном развитии, в совершенствовании, образовании. И в этом смысле вот такие события, которые сейчас имеют место, мне кажется, сейчас являются одной из форм такого образования для всех нас, включая Патриарха. Я тоже, слушая вас, многому учусь.
Поэтому дай Бог нам всем возрастать в силе знаний, а самое главное — в силе нашего духа. Спаси Господи!