Проповедь за Литургией в неделю 16-ю по Пятидесятнице в Знаменском соборе 2 октября 2011 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа !

«В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» ( Лк. 9, 56 )

 

Такие слова, отцы, братья и сестры, Евангельского повествования мы слышали сегодня за Божественной Литургией в притче о талантах, которую рассказал Господь Иисус Христос. Согласно святоотеческому толкованию, господин, раздавший таланты, есть Бог, сами таланты – это человеческие способности, силы и дарования, которые каждый получает на времы земной жизни от Творца. Важно отметить, что мы дадим обязательно Богу отчет, как и на что мы это употребили. Поэтому, когда человек живет только ради собственных интересов, не употребляет свои дарования, силы и способности для служения на пользу и благо ближних, окружающих его людей, то он закапывает талант в землю, не используя его в соответствии с волей Божьей.

В данной притче говорится, что верные рабы, то есть христиане, трудившиеся усердно по мере своих сил и возможностей для благоугождения Богу и на пользу ближних, будут разделять радость общения и блаженства с Господом в Царстве Небесном и жизни будущего века. Напротив, прискорбна и плачевной станет участь лукавых рабов или нерадивых и беспечных христиан – «во тьме кромешной», где «плачь и скрежет зубов».

Согласно толкованию святых отцов, притча о талантах – это предупреждение о будущем Суде. Каждому Господь посылает дарования и способности в меру сил, но как мы используем их? Нам дам ум, чтобы устремляться к Богу, но мы скользим умом лишь по поверхности жизни, редко вспоминая о Боге. Нам дано сердце для принятия Бога, а мы наполняем его вместо любви страстями. В чем же причина? Наша беспечность и малодушие.

В евангельской притче говорилось о том, что лукавый раб закопал талант, данный Богом, в землю. Почему он так поступил? Потому, как объясняют святые отцы, что посчитал полученное слишком малым, незначительным и потому не стоящим трудов и усилий. Не происходит ли подобное и в нашей жизни? Очень часто люди не творят добродетелей потому, что считают это маловажным, и, напротив, совершают беззаконие оттого, что оно кажется невеликим. Мудрость духовной жизни состоит в том, чтобы делать все – и великое, и малое с должным вниманием и усердием. Многим людям кажется, например, очень важным приобрести славу почет и уважение. Однако вскоре человек убедится, что это призрак, который исчезает и составляет человека во тьме. Мы дорожим расположением сильного человека, рассчитывая на его положение и власть. Но Священное Писание говорит о другом: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145, 3).

Вся наша жизнь, братья и сестры, наполнена благодеяниями Божиими. Нет дня, часа, мгновения, когда бы наша слабая оставалась вне Божественного попечения. Благость Божия, как никогда не гаснующее солнце, , не перестает изливать на нас Свои богатые дары: «Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут, отверзшу Тебе руку, всяческая исполняется благости», — говорит святой пророк Давид (Пс.103, 27).

От первого крика и до последнего вздоха умирающего человека земная жизнь наполнена изобилием щедрот любви и милосердия Божия. Нельзя исчислить всех ниспосылаемых нам даров Божиих.

Мы подчас не хотим замечать благости Божией или неблагодарно забываем о ней. Именно поэтому святое Евангелие и богослужение Церкви Христовой призывают нас к ежедневной жертве Хваления. Благодарение Богу низводит обильную благодать, силу Божию, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющих» и свидетельствует о твердости христианской веры, без которой нельзя «угодить Богу», а, следовательно, спастись.

Великое значение имеет вера в нашей земной жизни, в течение которой, как отмечается в Священном Писании, человек может только «верой ходить, а не видением» (2Кор. 5, 7). Твердым основанием христианской веры является величайшее и чудесное событие всемирной истории – Воскресение Спасителя из мертвых. Именно поэтому Церковь Христова каждый воскресный день, еженедельно напоминает всем об этом в чтениях Священного Писания, богослужебных песнопениях за Литургией.

Проповедь о вере в Воскресение Христово хранит и передает всему миру святая Церковь, потому что именно через нее Сам Господь благоволил открыть людям эту спасительную истину.

Христиане радуются воскресению Христову потому, что оно является торжеством нашей веры. Если бы Христос не воскрес, была бы наша вера тщетной и не существовала бы столько веков Церковь Христова. Действительностью Воскресения Христос подтвердил Свое Божественное учение о высоком назначении человека, о Царстве Небесном, о жизни будущего века и о нашем всеобщем воскресении.

Если Христос воскрес, тогда, значит, и мы все воскреснем, потому что слово Божие говорит: «Ныне же Христос восста от мертвых, начаток умершим бысть» (1Кор. 15, 20). Если мы воскреснем, следовательно, есть воздаяние, существует загробная жизнь, к которой человек призывается приготовиться здесь, на земле, за которую «Господь коемуждо воздаст по делом его».

Вспоминая евангельскую веру, о которой в Своих притчах неоднократно говорил Господь Иисус Христос, невольно сравниваешь с ней и собственное духовное устроение и спрашиваешь: имеешь ли и ты что-то подобное? Известно, что для спасения человеку недостаточно произнести: я верующий. Святой апостол Иаков в соборном послании говорит, что «и бесы веруют» и, более того, «трепещут» (Иак. 2, 19), но лукавая вера не спасительна. Спасает вера, согласная с Евангелием, с церковным учением, утвержденным святыми отцами на Вселенских и Поместных Соборах. Истина и правая вера именно в Церкви. «Не требуется у других искать истины,-учит святой Ириней Лионский,- которую легко заимствовать от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, в полноте положили в неё всё, что принадлежит истине, так что каждый желающий получает от неё питие жизни. Ибо она есть дверь жизни» (ЖМП, 1972, №12, с.36).

Будем молиться и просить Господа, чтобы мы крепко и незыблемо утверждались в Православии, в вере благочестивых отцов и прадедов наших, в вере Святой Церкви Кафолической и Православной. Обратимся к Богу о том, чтобы эта вера в нас возвышалась и была «плодоносна и растима» (Кол. 1, 6), возращая в христианах плоды правды, мира и любви христианской.

 

А м и н ь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter