Слово на церемонии открытия научно-практической конференции в ГГТК «Танай» 29 сентября 2011 года

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!

Приветствуем вас и поздравляем с торжеством по случаю братского общения Сибирских семинарий. В нашу епархию для участия в торжественных мероприятиях приехали архипастыри, пастыри и учащиеся Тобольской, Томской, Барнаульской и Новокузнецкой семинарий.

Вчера мы все заехали в этот замечательный оздоровительный комплекс ознакомились с его достопримечательностями. Произошло первое знакомство и неформальное общение между учащимися.

Сегодня мы собрались вместе для участия в конференции, тема которой: «Опыт миссионерского служения и катехизации в современном мире». Перед нами стоит задача извлечь пользу и урок от нашего собрания, определить наиболее острые вызовы современного общества, поделиться положительным опытом миссионерского и катехизаторского служения в этих условиях, наладить связи и объединить силы на поприще христианской проповеди, найти единомышленников и добрых помощников в том деле христианском (образе христианского служения), какое каждый для себя избрал или изберет.

Хотелось бы пожелать всем нам помощи Божией и плодотворного труда!

 

ДОКЛАД на тему:

«Опыт миссионерского служения и катехизации в Кемеровской и Новокузнецкой епархии в условиях современного мира»

 Миссия, необходимость миссии.

 

«Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и направлена на спасение каждого человека.

Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 21-23).» (Концепция миссионерской деятельности).

Миссия — главнейшая из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа, Который не однократно повелевал своим последователям «быть свидетелями» Ему (Деян.1:8), «учить» народы (Мф. 28:19-20), быть проповедниками Евангелия (Мар.13:10).

Более того, миссия это жизненно важная необходимость. Гармоничная и правильная духовная жизнь зависит от того, проповедует ли, делится ли своим опытом веры христианин. Для иллюстрации приведу простой пример. Когда мать кормит грудью дитя, молоко не иссякает до тех пор, пока продолжается кормление. Как только дитя отнимают от груди матери — молоко пропадает. Это образ того, как в нас действует благодать Божия. Пока мы трудимся на поприще Евангельской проповеди в нас изобилует благодать Духа Святого. Из этого видно насколько необходимо для каждого христианина делится своей верой.

Еще один важный момент жизни Православной Церкви в настоящее время это то, что Миряне не чувствуют ответственность за Церковь. Большинство верующих не отождествляют себя с Церковью, не чувствуют, что и духовенство и прихожане – одно Тело Христово. Приведу по этому поводу слова митрополита Антония Сурожского: «Миряне — это не стадо, это живое тело Христа, и духовенство — это не вожди и не начальники, а слуги. И к этому нам надо как-то вернуться, сознанием сначала вернуться. Надо учить людей, и начать с себя самого» (митр. Антоний Сурожский, ЦАРСТВЕННОЕ СВЯЩЕНСТВО МИРЯН, http://www.mitras.ru/church/ch_15.htm ).

Миряне, которых апостол Петр определяет как царственное священство, народ святой, храм Святого Духа (1Пет.2:9), должны понять и стать живой и деятельной частью Тела Христова – Церкви. А духовенство должно руководить свою паству ко спасению не со властью, а с кротостью и смирением какое показал нам Христос.

Миссионерская и катехизаторская деятельность.

 

Миссия – понятие общее. Включает в себя несколько служений. Миссионерство и катехизация есть два неразрывно связанных дела христианской проповеди (Миссии), согласные повелению Спасителя «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 24:19-20).

Миссионерская деятельность есть первая ступень, которая открывает человеку знание Христовой истины. Она состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения.

Катехизация есть ступень вторая, ведущая к спасению, совершенствованию в любви Христовой. Миссионер сеет Евангельские зерна в душах людей и приводит их к порогу храма, где катехизатор встречает и вводит человека в тайну Церкви Христовой.

 Миссионерская деятельность в КНЕ.

 

Миссионерская деятельность предполагает наличие территории пастырской ответственности», в рамках которой совершается миссия Церкви. Общепринято обозначать такую территорию понятием «миссионерское поле». Это понятие включает в себя такие сложные социальные явления как возраст, имущественное положение, образование, социальное положение и т.д. Об этом говорит определение Архиерейского собора 2011 года: «Православная миссия должна учитывать многоликость современного общества, необходимость особого подхода к различным профессиональным и культурным группам, в частности, к воинам, рабочим, земледельцам, членам профессиональных движений, различным группам интеллигенции, обездоленным жертвам урбанизации и современной технической цивилизации, людям, входящим в социальные группы риска, подследственным и заключённым. Необходимо особо выделить миссионерскую работу с молодёжью, организацию богослужений и религиозных бесед для детей и подростков» (Определение Архиерейского Собора 2-4 февраля 2011г. «О православной миссии в современном мире» http://www.missia-udm.ru).

 Миссионерское поле КНЕ.
Кемеровская область является регионом мононациональным, так как 90% населения самоидентифицируют себя как православные. В регионе существуют небольшие поселения коренных народов Сибири: шорцев, телеутов. В Кузбассе развита тяжелая промышленность, основная масса рабочего населения шахтеры, металлурги, заводские рабочие.

Ко всем различным общественным, профессиональным и этнокультурным группам населения в КНЕ обращена Православная миссия.

ДЕТИ

 

— В КНЕ действует два православных детских центра, готовится открытие православного центра в г. Березовском.

— воскресные школы действуют по всей епархии

— осуществляется комплексная работа с подрастающим поколением, в рамках работы общецерковной молодежной организации братство православных следопытов.

— Третий год в крупных городах Кузбасса открыты православные гимназии.

МОЛОДЕЖЬ

 

Работа с вузовской молодежью (молитвенные комнаты в ВУЗах) – во всех государственных общеобразовательных высших учебных учреждениях трудоустроены священнослужители и работают молитвенные комнаты. В рамках работы с ВУЗми работают киноклубы, где студенты вместе со священнослужителями обсуждают проблемы волнующие молодежь.

При городских приходах действуют православные молодежные клубы, через которые приходят к вере молодые люди.

 ВЗРОСЛЫЕ

 

Учитывая особенность Кузбасса  – шахтерский регион – создаются православные общины при шахтовых и других промышленных предприятиях нашей области (храм прп. Серафима Саровского при угольной компании «Заречная» г. Полысаево; храм Сретения Господня при ООО «Юргинский машиностроительный завод» г. Юрга и др.)

Организована систематическая миссионерская работа среди коренных народов Саяно-Алтайского региона, находящихся на территории нашей епархии. В их поселения, отдаленные и не очень, совершаются регулярные миссионерские поездки, в ходе которых священники и катехизаторы миссионерских приходов делятся своей верой с шорцами и телеутами, готовят их к таинствам Исповеди и Причащения, учат самостоятельной молитве и духовной жизни.

Подобные поездки осуществляются и в другие отдаленные поселения Кузбасса, где нет храмов и регулярного пастырского окормления. В 2011 году было запланировано и проведено более двадцати поездок по всей области, активное участие в которых принимали выпускники Богословско-катехизаторских курсов. Такие группы работают в среднем десять дней в тех местах, куда выезжают. Обязательно служится литургия. Там, где нет храмов, оборудуется переносной храм-палатка. Миссионеры всюду везут с собой свет и радость Христовой веры, надежду, а также социальную помощь (продукты, одежду) и православную литературу. На такую благотворительность идут средства, полученные от традиционного миссионерского сбора, который ежегодно проходит в первую неделю Великого поста.

В будущем году планируется сделать практику миссионерских поездок повсеместной для всех благочиний, чтобы у всех жителей Кузбасса была возможность жить евхаристической жизнью.

Приведу выдержку из интервью главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды с ректором Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ПСТБИ), профессором, протоиереем Владимиром Воробьевым. Вот как изложил ректор свои мысли: «мы хотим, чтобы требование пройти через миссионерскую поездку стало обязательным при подготовке наших студентов. Миссионерство, открытость к обществу, умение говорить на понятном языке, не изменяя своим взглядам и своей вере — это первостепенная задача Церкви сегодня. Что такое миссионерская поездка? Создается отряд, весьма боевой, в котором есть и певчие, и катехизаторы, и обязательно священник. Обычно отряд едет недели на три. Это такой десант, который попадает в очень суровые условия, нередко в какую-нибудь глухую деревню. Чаще даже отряд проходит по нескольким деревням. Когда ребята прибывают на место, они должны вести там миссионерскую деятельность: проповедовать, крестить, совершать Литургию, посещать больных. Должны суметь расположить к себе людей, суметь показать, что они пришли не для того, чтобы кого-то «завербовать», а просто потому, что движимы любовью и верой… Возвращаясь из такой поездки, ребята делаются совершенно другими. Потом они только и ждут, когда будет следующая поездка. Они между собой по-другому дружат, по-настоящему начинают понимать, что такое проповедь Евангелия… Я убежден, что все семинарии должны хотя бы летом выезжать в миссионерские поездки».

Действительно это очень актуально для учащихся духовных школ. Принимая участие в подобных поездках совместно с мирянами, будущие пастыри смогут узнать свою будущую паству, приобрести необходимую закалку в предстоящем пастырском служении.

 Катехизическая деятельность в КНЕ.

 

В день Пятидесятницы на вопрос слушателей, «что нам делать, мужи братия?», Петр отвечает: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». «Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч». Церковь родилась как община принявших Крещение, постоянно пребывающих «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2. 37-38, 41-42).

Но Крещение само по себе не определяет приобщения человека к опыту Церкви, а воспринятое формально, вовсе не является гарантом спасения человека (ср.: Мф. 7. 21, Лк. 13. 25-27).  «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» — вопрошает Христос (Лк. 6. 46).

Усилия Церкви по воспитанию и обучению в вере Христовой и по приобщению к жизни Церкви были названы катехизацией. Слово «катехизация» имеет греческое происхождение. Первоначально оно имело значение «возвещать с возвышенного места» и впоследствии обрело смысл «наставлять». Участников катехизического процесса принято называть катехуменами или оглашаемыми (в случае подготовки к крещению).

Катехизация – это обязанность, следующая из повеления Господа, возложенная в первую очередь на тех, кто принял призвание к пастырскому служению, на тех, кто по церковному благословению определен к делу проповеди и в определенной мере на всех христиан. Можно также говорить о катехизации как о праве, так как каждый новообращенный христианин вследствие самого крещения имеет бесспорное право получать от Церкви обучение и воспитание, которые дадут ему возможность достичь подлинно христианской жизни. Церковь никогда не переставала посвящать себя этому служению. Катехизация была и всегда будет делом, к которому Церковь чувствует себя призванной и которого желает.

Под катехизацией в наше время необходимо понимать содействие вхождению в сознательную церковную жизнь (воцерковлению) тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести церковный образ жизни вне зависимости от факта крещения человека. Иначе говоря, катехизация — это воспитание в вере, включающее в себя прежде всего обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности и направленное на воспитание любви и благоговения перед Богом, Его Церковью и людьми как Его образом и подобием.

Катехизация является основой миссионерской работы. От качества катехизации зависит готовность христиан нести другим свидетельство своей веры, передавать ее своим детям, служить Богу, Церкви и ближнему.

Катехизация — это единое служение, осуществляемое священниками, диаконами, монашествующими и мирянами во главе с епископом. В Церкви все в той или иной мере причастны к делу катехизации, и никто не может считаться освобожденным от обязанности ей содействовать. «Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3.9)». (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

В идеале вся христианская община должна чувствовать свою ответственность за это служение. Священники, монашествующие и миряне осуществляют катехизацию вместе, но делают это по-разному, каждый в соответствии со своим особым местом в Церкви. При замирании какой-либо из форм этого участия катехизация утрачивает богатство своего опыта, целостность и значимость.

Чтобы катехизическое служение в епархии было плодотворно, важно, чтобы оно опиралось на поддержку епархиальных и приходских структур, в том числе материальную и административную. Обязанность последних — осуществление таких важных функций, как обеспечение спроса на катехизацию, воспитание и профессиональная подготовка катехизаторов, подготовка пособий, организация и стратегическое планирование.

Пастыри, в силу своего положения, несут наибольшую ответственность за проведение, управление и надлежащую координацию катехизации.

Святое Крещение должно действительно быть «во оставление грехов», быть таинством духовного возрождения, обещанием Богу доброй совести, а не плотской нечистоты омытием (ср. 1 Пет. 3. 21).

Необходимо подчеркнуть каноническую недопустимость (за исключением особых случаев) Крещения без предварительной подготовки. Крещение без оглашения запрещается 78 правилом Трулльского Собора и 46 правилом Лаодикийского Собора. (материал взят из Учебного пособия по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов, http://azbyka.ru/dictionary/10/katehizatsiya_v_russkoj_pravoslavnoj_tserkvi-all.shtml ).

 

Необходимо различать оглашение и катехизацию. Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию — подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально.

В Кемеровской епархии с начала 2011 года введена практика обязательных огласительных бесед перед крещением. В данное время обязательное оглашение является достаточно основательной и эффективной ступенью в воцерковлении православных людей.

В учебном пособии по подготовке катехизаторов, разработанном Синодальным ОРОиК катехизация определяется как помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни.

В Кемеровской и Новокузнецкой епархии катехизация реализуется посредством деятельности Воскресных школ для взрослых и Богословско-катехизаторских курсов (БКК).

Воскресные школы для взрослых действуют во многих приходах Кузбасса. Основой таких школ являются пастырские беседы с верующими и начинающими воцерковляться, посвященные основам Христианской веры (изучение Священного Писания, основ духовной жизни и православного богослужения). Преимущество такой формы катехизации в том, что ее организация по силам даже однопричтовому приходу.

Богословско-катехизаторские курсы представляют собой уникальную систему начального богословского образования для мирян в нашей епархии. Курсы функционируют в десяти городах нашей области и управляются единым Центром по координации работы БКК. Существует несколько направлений работы Курсов:

ОСНОВНОЙ КУРС. Предназначен для слушателей, имеющих некоторый опыт церковной жизни. Занятия проводятся  2-3 раза в неделю в течении двух лет. Слушатели этого курса получают основательные систематические знания о Православной вере и некоторый опыт духовной жизни.

ОБЗОРНЫЙ КУРС. Предназначен для людей, впервые преступающих порог православного храма. Небезынтересна его программа и тем, кто уже воцерковлен, и желал бы обобщить свои знания, но не имеет возможности посещать основной курс.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛЕКТОРИЙ. Еженедельно в течение учебного года проводятся лекции на интересные и актуальные для современного человека темы. Лекторий открыт для всех желающих. Здесь можно послушать побеседовать со священником, задать интересующие вопросы, встретиться с православными людьми творческих профессий.

Каждое направление рассчитано на определенный контингент людей и уровень их познаний в области Христианской веры. Основу составляет двухгодичный, Основной курс. Этот курс рассчитан на церковных людей, многие из которых несут церковные послушания. Целью основного курса является повышение общей церковной грамотности у верующих, церковных работников.

Начиная с этого учебного года Решением Совета директоров БКК от 16 августа 2011 года перед Курсами ставится более высокая цель – подготовка церковных работников, специалистов в области катехизации. Согласно новому Церковному образовательному стандарту подготовка работников сферы религиозного образования и катехизации делится на два модуля:

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ «Основы православного вероучения»

ВТОРОЙ МОДУЛЬ «Катехизическая деятельность»

В настоящее время Центром по координации БКК разработан новый учебный план, который соответствует первому модулю Церковного стандарта.

Таким образом, Курсы  охватывают широкий контингент людей от некрещеных, до церковных работников и выполняют как миссионерскую, так и катехизаторскую функцию.

 

  Заключение

 

В заключение хочу резюмировать сказанное. Дело Миссии (миссионерская и катехизаторская деятельность) – жизненная необходимость. Посильное участие в этом Деле обязательно для каждого христианина. Успех этого Дела зависит, во-первых, от наших личных усилий: жажды святости, искреннего желания послужить Богу и ближним, во-вторых, от наших совместных усилий (клира и мирян) в проповеди Евангелия.

 

Благодарю всех вас за внимание! Всем участникам конференции желаю дальнейшей плодотворной работы. Особенно желаю учащимся успехов в учебе и преуспеяния в добродетелях.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter