Доклад на августовском педсовете Православных богословских курсов Кузбасской митрополии

Уважаемые преподаватели и сотрудники курсов!

Приветствуем Вас на традиционном августовском педсовете Православных богословских курсов. В этом году православные богословские курсы отмечают своё 10-летие со дня основания. Особо примечательно, что этот год характеризовался новым этапом в развитии не только богословских курсов, но и всего дополнительного духовного образования. Надеюсь, что сегодняшний педсовет, ставший традиционным, будет полезным, подведет итоги работы за прошедший учебный год, обозначит проблемы и пути их решения, определит перспективы развития курсов в Кемеровской и Новокузнецкой епархии на предстоящий год и в ближайшем будущем.

В 2012-2013 учебном году Высшим Церковным Советом Русской Православной церкви был принят ряд документов, регламентирующих деятельность богословских курсов Русской Православной Церкви. Среди них особо можно выделить Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов. Напомним, что на церковные стандарты ориентируются Духовные академии и семинарии. В 2011 году был введён церковный образовательный стандарт для воскресных школ. И много споров вызывал стандарт духовного образования для воцерковляющихся и воцерковлённых мирян, желающих больше узнать о Православии, его традициях и культуре. Это было связано с тем, что ещё не до конца оформилось понимание того, какую нишу займут богословские курсы во всей системе духовного образования.

Проект образовательного стандарта был составлен Синодальным отделом религиозного образования и катехизации ещё в 2010 году, а на протяжении двух лет в него вносили изменения и дополнения, ориентируясь на опыт уже действующих богословских курсов на территории Русской Православной Церкви, в том числе на опыт богословско-катехизаторских курсов Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Преподавателями и методистами наших курсов всё это время велась работа по изменению учебных планов и программ в соответствии с проектом стандарта. 28 декабря 2012 года Высший Церковный Совет Русской Православной церкви утвердил Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов, а в январе 2013 года мы уже отправили пакет документов на выдачу Представления Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ учебным заведениям в целях реализации программы подготовки катехизаторов. Учебный комитет, занимающийся данным вопросом, начнёт работу с сентября текущего года. Получение Представления будет подтверждать право выдавать выпускникам документ церковного образца, который и станет одним из оснований для принятия на работу на штатные должности.

Сам Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов состоит из четырёх частей:

— теоретические учебные дисциплины;

— практико-ориентированные учебные дисциплины;

— учебная практика на приходах или иных церковных учреждениях;

— написание и защита выпускной квалификационной работы.

Следует отметить, что в мае-июне 2013 года в городах Кемерово и Новокузнецк первые выпускники-катехизаторы уже получили свои дипломы.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года были утверждены Правила организации и подготовки специалистов в области катехизической, молодёжной и социальной деятельности. В данном документе рассматриваются возможности выпускников Православных богословских курсов в дальнейшем получить духовное образование в семинарии начиная сразу с третьего курса, т.к. курсы обеспечивают полноценную подготовку в объёме полубакалавриата, что соответствует двухгодичному обучению в семинарии. В планах наших курсов на новый учебный год – заключить соглашение о непрерывном образовании выпускников Православных богословских курсов с Кузбасской Православной Духовной семинарией.

Ещё один важный документ, принятый Высшим Церковным Советом Русской Православной церкви в текущем учебном году — Положение об аттестации катехизаторов (от 28.12.2012). В нём говорится, что обучение по программам в области катехизической, миссионерской, молодёжной и социальной деятельности, а также подтверждение квалификации в процессе аттестации (переаттестации)  является обязательным условием, дающим право вести профильную деятельность от имени Русской Православной Церкви для уже действующих сотрудников прихода, а также для желающих работать в штатной должности. Таким образом, помимо основной задачи Православных богословских курсов – дать начальные духовные знания – появляется задача обучить и аттестовать уже трудящихся приходских профильных сотрудников.

Напомним, что в июне текущего года уже была проведена первая аттестационная сессия приходских и благочиннических сотрудников Кемеровской епархии и Новокузнецкой епархии, которая и положила начало новому этапу развития Православных богословских курсов. Согласно письму управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия от 11 июня 2013 года в епархиях должны быть созданы Центры по подготовке и повышению квалификации специалистов по церковному служению. Поэтому одной из важнейших задач в новом учебном году, стоящих перед администрацией, сотрудниками и преподавателями Православных богословских курсов, является создание таких Центров на базе уже существующих отделений курсов в каждом городе Кузбасской митрополии.

Особое внимание хочу уделить некоторым проблемам Богословско-катехизаторских курсов нашей области, которые необходимо решать. Во-первых, богословское образование доступно пока далеко не всем мирянам нашей епархии. Жители малых городов, пригородов, посёлков и деревень пока не имеют возможности получения даже начальных богословских знаний. Перед БКК стоит важная задача работать в этом направлении, развивая сеть дистанционного и заочного образования.

Во-вторых, проблемой БКК является уменьшение наборов на обучение в некоторых городах. Это связано с уровнем и качеством преподавания, а также с низкой информированностью общества о существовании БКК.

Необходимо повышать качество образовательного процесса и популяризировать БКК в обществе, проводить рекламные кампании в СМИ. Призываю педагогов повышать свою квалификацию и развиваться в своей педагогической деятельности.

Однако важна те не только организационная работа. Следует помнить, что важнейшим элементом богословского образования мирян является не только получение суммы знаний, но его духовная составляющая. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью. В этом смысле необходимо активизировать и усилить работу священников-преподавателей по окормлению слушателей, привлекать учащихся к сознательному участию в церковной жизни, чему могут способствовать паломнические поездки, взаимное общение курсантов и преподавателей из разных городов, посильная помощь Церкви уже в процессе обучения. С приходом на курсы всё большего числа людей, мало знакомых с Церковью, это приобретает особое значение.

Введение штатных должностей социальных работников, как и молодежных работников, и катехизаторов, вовсе не освобождает клириков от обязанности вникать в эту деятельность, направлять ее и в ней участвовать. В связи с этим нами благословляется, чтобы все ставленники проходили практику в системе епархиальных БКК и принимали участие в социальных или миссионерских проектах.

Просветительское служение Церкви, основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и религиозное образование. Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Религиозное образование — это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

Осуществляя организационную и методическую деятельность в области катехизации и религиозного образования, профильный епархиальный отдел (ответственный епархиальный сотрудник-прот. Сергий Кожевников, прот. А.Гуркин, иерей А.Рахов):

  • определяет методику и формы проведения огласительных бесед и бесед перед Таинством Венчания;
  • курирует работу действующих и инициирует создание новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координирует реализацию иных форм духовно-просветительской деятельности;
  • курирует, координирует, контролирует деятельность православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев);
  • проводит конференции, съезды, семинары образовательной и катехизической тематики;
  • осуществляет методическую поддержку реализации всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии;
  • взаимодействует с органами государственного управления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и общественностью в пределах сферы ответственности;
  • проводит анализ отчетов по образованию и катехизации из благочиний и предоставляет утвержденный епархиальным архиереем сводный отчет в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации;
  • организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проводит их аттестацию.

В соответствии с пунктом 18 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 года) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в епархиях может создаваться профильная коллегия. Коллегия, являясь совещательным органом, формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым Положением, принимаемым Священным Синодом.

I.3. Просветительская работа на благочинническом уровне

На уровне благочиния общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного сотрудника, ответственного за катехизическую и образовательную работу в благочинии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем профильного отдела епархии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.

Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии:

  • осуществляет взаимодействие с епархиальным отделом, участвует в работе коллегии при нем, в благочиннических и епархиальных мероприятиях в области образования и катехизации;
  • осуществляет регулярное взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами воскресных школ и координирует их деятельность;
  • осуществляет регулярное взаимодействие с директорами православных образовательных учреждений, участвует в представлении их интересов перед государственными и муниципальными органами;
  • помогает настоятелям приходов, в штат которых не входит приходской катехизатор, в организации и осуществлении катехизической деятельности по направлениям, указанным в п. 1.4;
  • организует мероприятия в области образования и катехизации в масштабе благочиния;
  • проводит анализ приходских отчетов по катехизации и деятельности воскресных школ;
  • составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности по соответствующей форме, согласовывает их с профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником) и утверждает у благочинного;
  • регулярно повышает квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах повышения квалификации.

 

I.4. Просветительская работа на приходском уровне

На приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. Попечение об этой работе должно быть возложено на штатного приходского катехизатора, в тех приходах, где есть возможность создать такую должность. Решение об освобождении прихода от необходимости иметь данную штатную единицу принимает благочинный по представлению настоятеля с последующим докладом епархиальному архиерею. Такое решение может быть принято в отношении малочисленных приходов, в первую очередь находящихся в сельской местности и малых городах.

Деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы.

По благословению настоятеля прихода осуществлять катехизическую деятельность могут клирики прихода, студенты и выпускники духовных школ и профильных учебных заведений, а также миряне, получившие соответствующее образование и квалификацию катехизатора. При этом деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство.

Приходской катехизатор и директор воскресной школы назначаются на должность и освобождаются от должности настоятелем, зачисляются в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняются настоятелю и согласовывают свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за катехизическую и религиозно-образовательную работу в благочинии.

Соответствующие программы и мероприятия прихода оплачиваются из средств прихода и привлеченных средств.

Приходской катехизатор организует или проводит:

  • огласительные беседы перед Таинством Крещения со взрослыми, детьми сознательного возраста, родителями и восприемниками малолетних детей, а также беседы с лицами, желающими вступить в брак; эти беседы дополняют личное пастырское общение священника с готовящимися принять Таинства;
  • занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;
  • библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;
  • работу службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;
  • духовно-просветительскую работу во время паломнических поездок, организованных приходом;
  • разработку и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.

 

Приходской катехизатор:

  • осуществляет регулярное взаимодействие с помощником благочинного по катехизации и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником);
  • по благословению настоятеля участвует в благочиннических и епархиальных мероприятиях катехизической направленности;
  • составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет помощнику благочинного по катехизации;
  • регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.

II. Направления, формы и содержание просветительского служения Церкви

II.1. Оглашение

Оглашение — это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения.

Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.

Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.

II.2. Духовное просвещение крещеных людей

Неотъемлемой частью жизни прихода должны стать систематические духовно-просветительские беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы или в иных формах. Более сложной и эффективной формой систематического духовного просвещения мирян являются богословские курсы, которые могут быть организованы на одном из крупных приходов и осуществлять свою деятельность в рамках города, благочиния или епархии.

В связи с этим одним из направлений развития катехизического служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровне должно стать создание и обеспечение деятельности информационных ресурсов в интернет-пространстве, организация работы общедоступных библиотек и медиатек, издание и распространение духовно-просветительской литературы.

Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. Следует также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению Таинств и обрядов Православной Церкви.

В больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы.

Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. Рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.Одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди Слова Божия и наставления паломников в православной вере.

Основной формой православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков являются церковно-приходские (воскресные) школы.

Деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь. Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.

Настоятель прихода должен иметь особое попечение о повышении уровня богословских и педагогических знаний преподавателей, воспитателей и руководителей церковно-приходских школ.

Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей.

По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.

Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания.

Большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений. Важным направлением развития духовно-просветительской деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака.

Трудно переоценить пользу, которую Богословско-катехизаторские курсы приносят  православным верующим Кузбасса, так как  удовлетворяют духовную  жажду, дают  православное богословское образование, что особенно важно в условиях активных действий сектантов и полной соблазнов окружающей обстановке в школах, молодежной среде и средствах массовой информации.

Я сердечно благодарю всех, кто вносит свою лепту в это дело, великое и нужное для Церкви и для России, сыновьями и дочерьми которой мы с вами являемся.

Да благословит Господь  в новом учебном году Ваши труды, во славу Божию, на благо Церкви Христовой и нашего земного Отечества!

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter