Приветствие участникам конференции по вопросам защиты жизни в Перинатальном центре 16 марта 2011 год

Глубокоуважаемые участники и гости, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне в городе Кемерово, на международной научно-практической конференции «Диалог Церкви и медицины по актуальным вопросам защиты жизни».

Сегодня общество все более озабочено нравственными проблемами, которые возникают в результате активного вторжения в жизнь человека новых технологий. Именно поэтому развитие новых биомедицинских технологий требует и серьезного осмысления их с точки зрения таких понятий как этика, мораль, право. В обсуждении этих важнейших вопросов должны принимать участие не только медицинские работники, но общество в целом. Церковь также не может остаться в стороне. Формулируя свое отношение к проблемам биоэтики, Церковь опирается на представления о жизни как бесценном даре Божием, о свободе и достоинстве человека, который призван Богом к достижению совершенства.

В современной действительности распространение получили такие понятия как «планирование семьи», «планирование детей», «безопасный секс». Эти понятия уже сами по себе подрывают основы веками сформировавшихся семейных ценностей: назначения семьи, роли отцовства и материнства. Рождение детей это великий дар Божий, который нельзя планировать или отвергать.

Церковь, с одной стороны, стремиться к сотрудничеству с медициной, одобряет стремление науки облегчить человеческие страдания, но с другой стороны, выступает против бесконтрольного использования новейших медицинских достижений. Причина в том, что иногда новые принципы современной медицины противоречат самим основам жизни.

Например,  аборт, по учению Православной Церкви, есть не что иное, как разрешенное детоубийство. Святитель Иоанн Златоуст называет плодоизгнание «нечто хуже убийства, так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие». Начало человеческой жизни начинается с момента зачатия, и зарождение является бесценным даром Божиим. Поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь – преступно. Господь сказал пророку Иеремии: «Я образовал тебя во чреве, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1:5). Подобным образом утверждает и древний христианский учитель Тертуллиан: «Тот, кто будет человеком, уже человек».

Безнравственно признать так называемую «свободу выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Нерожденные дети тоже имеют право жить. Ни мать, ни врач, ни кто-либо иной, не имеет никаких оснований отнимать у него это право, данное ему Богом. Перед лицом Бога мы все ответственны друг за друга. Грех детоубийства ложится и на душу врача, производящего аборт, и на государство, утверждающее законы и обеспечивающее их соблюдение, на всю семью, и, конечно же, отца ребенка.

Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за умерщвление плода, что провоцирует и медиков, и самих беременных на совершение детоубийства. Совершение аборта противоречит самой задаче врачевания. Врач призван спасать жизнь, а не губить ее.

Немалую сложность представляют собой аборты по медицинским показаниям. Никоим образом этот метод не должен служить побуждением к убийству. Правом на жизнь, любовь и заботу обладает каждый человек, независимо от наличия у него тех или иных заболеваний. Совершенно очевидно, что медицина не должна бороться с болезнями путем убийства больных. Цель медицины – лечить заболевания. Метод профилактики – предотвращать заболевания. Уничтожение больных, в том числе имеющих генетическую патологию, не должно рассматриваться как мера, предупреждающая возникновение болезней и улучшающая физическое здоровье населения.

Церковь более снисходительно относится к тем, кто совершил аборты «страха ради смертного», предлагая покаянием и молитвой загладить смущение своей совести перед Богом. Мотивы абортов, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требуют от общества выработки определенных мер по защите материнства.

Религиозно-нравственной оценки требуют также проблемы контрацепции и стерилизации. Долг врача в этом случае – предупреждать пациентов обо всех побочных эффектах контрацептивов. Что касается стерилизации, то следует сказать о том, что совершенно недопустима стерилизация по социальным соображениям.

В завершение следует рассмотреть проблему бесплодия. По этому поводу в материалах Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года говорится следующее: «Пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж и жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений». Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального оплодотворения.

Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

В заключение, хотелось бы отметить, что сотрудничество Церкви и медицины сегодня является важной задачей поиска решений на возникающие непростые моральные и нравственные проблемы новых направлений медицины. Несоблюдение Божественного нравственного закона ведет к катастрофе. Напротив, в соблюдении этого закона заключается весь смысл человеческой жизни. Врачевание — одна из уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой максимально совпадает с христианскими ценностями милосердия, человеколюбия и спасения жизни.

Дорогие друзья! Желаю всем Вам духовного и телесного здоровья, счастья, успешно трудиться на поприще спасения человеческих душ и благополучия в жизни!

Божье благословение да пребывает со всеми вами!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.