Выступление на встрече с педагогическим активом Кузбасса

Уважаемые педагоги, представители городской администрации и гости!

Позвольте приветствовать вас на нашей встрече. В последние годы в школах постепенно вводились предметы «Основы православной культуры». Большинство педагогов и родителей поддержали эти начинания.

В 19 регионах и 17 епархиях Русской Православной Церкви ведется уже работа по проведению образовательного эксперимента в рамках реализации в 2009-2011 гг. Федерального проекта по введению в общеобразовательных учреждениях новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент стартовал в апреле 2010 года и представляет собой пробное введение в школьный учебный план группы из шести самостоятельных учебных предметов по четырем религиозным культурам, а также предметов по светской этике и религиоведению.

Его Святейшество рекомендовал епархиям наладить сотрудничество с учреждениями повышения квалификации работников образования, заключать Соглашения между епархиальным управлением и руководством институтов повышения квалификации работников образования о подготовке и переподготовке православных педагогов, с участием представителей епархии.

(Юридической основой и правовой для образовательных учреждений Кузбасса являются: 1.Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Кемеровской области и Кемеровской епархией от 12.01.2007 г.; 2.Соглашение о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности Департамента образования и науки Кемеровской области и Отдела религиозного образования и катехизации Кемеровской епархии РПЦ)

Совершенно очевидно, что решение Президента о преподавании основ православной культуры, основ других религиозных культур, религиоведческой дисциплины и светской этики является ответом на ту реальность, в которой мы живем. Пришло понимание того, что существует потребность людей в изучении основ культуры традиционных религий, а также светской этики. Но главное — пришло понимание того, что современный человек, особенно в сложнейших мировоззренческих сферах, может и должен иметь свободу выбора.

Новый этап в развитии церковно-государственных отношений в сфере образования позволит не только возродить лучшее, но и сделать шаг вперед на пути создания в России современной непрерывной системы образования и духовно-нравственного воспитания. Преподавание православной культуры и культуры других традиционных религий в государственной и муниципальной школе мотивировано, прежде всего, насущной социальной потребностью — дать всем гражданам нашей страны возможность воспитывать детей на основе родной культуры в общедоступной школе, при получении ребенком общего среднего образования.

Решение Президента России, поддержанное представителями традиционных религий России, создало благоприятную основу для сотрудничества образовательных структур и традиционных российских конфессий в деле духовно-нравственного воспитания детей, приобщения нашего молодого поколения к отечественным духовным и культурным традициям. Изучение основ своей религиозной культуры призвано привнести в образовательный процесс дух сотрудничества и взаимопонимания, защитить традиционные нравственные ценности народов России. Этот положительный опыт в значительной мере уже принят обществом и должен быть интегрирован в систему изучения религиозных культур и этики по выбору семьи школьника.

Очень важно, чтобы во всех курсах — будь то основы культуры других традиционных религий, или в религиоведческом курсе, или в нерелигиозном курсе светской этики — в фокусе был бы один и тот же нравственный облик человека, иначе мы породим такую множественность взглядов и убеждений, которая может привести и к конфронтации. Для того чтобы научить детей, которые являются носителями разных мировоззрений, жить вместе, трудиться вместе, служить общему благу, мы должны исключить всякую полемику в наших учебных курсах.

Право родителей на свободный выбор может быть реализовано при наличии у них достоверной информации о содержании избираемых курсов, поэтому недопустимо манипулирования сознанием родителей и детей.

Первой Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры, которая проводилась в общенациональном масштабе и показала замечательные результаты. Уровень, на котором проходила олимпиада, свидетельствует о том, что основы православной культуры становятся значительной, важной частью знаний, которые сегодня воспринимает наша молодежь. Замечательные цифры: если в прошлом году в этой Олимпиаде участвовали 13 тысяч молодых людей, то в этом году — 45 тысяч, количество участников выросло более чем втрое.

Пройдя через долгие годы жизни в нерелигиозном обществе, наш народ постепенно приобщается, в массовом масштабе, к тем величайшим ценностям, которые хранит наша духовная культурная традиция. Что формируют эти ценности? Они формируют наше мировоззрение. Человек без мировоззрения, подобно оторванному от дерева листу, перемещается в пространстве — духовном, культурном, ценностном пространстве — не по своей воле, а по воле тех, кто имеет силу на него воздействовать. Стереотипы мышления, мода на взгляды и убеждения, поведенческие стереотипы — это все то, что формируется извне и чаще всего без всякого нашего участия. Человек без мировоззрения — как марионетка, его можно дергать и заставлять делать все, что хочет тот, кто воздействует на этого человека. Для того чтобы быть сильным внутренне, успешным, для того чтобы общество было солидарным, сильным, для того чтобы страна была великой, у нас должна быть четкая и ясная система ценностей.

И предмет «Основы православной культуры» нацелен на то, чтобы народ наш не изобретал систему ценностей, не искал некую новую идеологию, а используя огромные возможности своей собственной духовной культурной традиции, сформировал такие убеждения у молодого поколения, которые бы, с одной стороны, сочетали все необходимое для участия в жизни современного общества, а с другой стороны — дали бы мощный духовный базис. Преподавание Основ православной культуры в школе, работа воскресных школ в нашей стране, работа православных учебных заведений, средних и высших, вносит очень важный вклад в это большое дело.

Одновременно мы знаем, что религия иногда используется людьми злонамеренными для того, чтобы разжигать вражду, разрушать здоровую ткань общественных отношений, провоцировать конфликты и даже совершать жестокие преступления. Для того, чтобы никто и никогда не мог использовать религиозную мотивацию с целью наносить вред другим людям, окружающей природе или общественным отношениям, важно, чтобы у людей с детских лет формировались такие знания о религии, которые помогали бы им ориентироваться в жизненном пространстве, иметь ясную систему ценностей, в первую очередь — нравственных, которая бы способствовала духовному, интеллектуальному росту личности.

 

            Образование и призвание

 

Главная ценность Православия, главная идея, которую предлагает православный мир в области этики, — это доброта, отзывчивость и жертвенность. Что означает для человеческого общежития, если мы учимся отдавать? Мы становимся притягательными для других. Это азбука жизни, азбука человеческого счастья.

Мы уже сейчас видим, как построение многокультурного безбожного мира формирует религиозных фанатиков. К ним относятся с порицанием, на них смотрят как на общественно опасные элементы, а они говорят: «Мы защищаем свою веру. Мы сожжем все ваши автомобили, разобьем витрины, вам мало не покажется». И это происходит в современных цивилизованных странах, которые пытаются сбалансировать культуры и религиозные традиции, отказываясь от присутствия религии, веры в общественной жизни людей.

Есть ли способ гармонизации всех этих противоречий? Да, есть. В истории было всякое, но в ней было ясное свидетельство о том, что когда люди жили или пытались жить по законам любви, потому что это есть Божественный закон человеческого общежития, тогда и гармонизировались все межрелигиозные и межнациональные отношения, тогда мир становился другим.

Кто скажет, что не надо жить по закону Христову, тому самому закону, реализация которого приводила жизнь людей к гармонии и благополучию? Когда же мы отказывались от религиозной нравственной традиции, то сталкивались со страшными, опасными перекосами и в личной, и в общественной, и в семейной жизни. Без формирования нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса.

Теперь хотелось бы сказать об этих нравственных координатах. Для того чтобы воспитывать, действительно должен быть нравственный консенсус в обществе. Его основанием служит то, что нравственное начало есть в каждом из нас, что существует отчетливое понимание того, что есть добро и зло. Если границы между добром и злом стираются, то духовный стержень, формирующая целостный, системный подход человека к миру, разрушается, и мы становимся легкой добычей тех сил, которые будут с удовольствием манипулировать нашим сознанием во имя экономических или идеологических целей.

Трудно делать добро, потому что, когда мы делаем добро, мы жертвуем часть самих себя. Отдавать всегда труднее, чем получать. Но если человек привыкает делать добро, он становится добрым, а добрый человек — как магнит, к нему притягиваются люди. Именно добрые люди и формируют лицо народа, лицо нации. Так же и люди умные, образованные, которые сформировали себя, в том числе, волевыми усилиями, становятся нужными для других. Вокруг таких людей развивается вся общественная жизнь.

В дореволюционной России образование и наука развивались в тесной связи с Русской Православной Церковью и богословской мыслью. Православие —  это духовное основание, на котором в течение тысячелетия созидалось Российское государство, развивалась отечественная культура. Общеизвестно, что из недр Славяно-Греко-Латинской Академии берут свое начало Государственный Университет в Москве и Московская Духовная Академия и Семинария. Если взглянуть на страницы нашей истории, можно увидеть, что  взаимодействие, партнерство и соработничество светской и церковной науки приносило добрые плоды. Небосклон мировой науки украшен целыми созвездиями великих русских имен: Ломоносова, Менделеева, Лобачевского, Павлова и других, сочетавших глубокую веру в Бога с гениальностью ученых прозрений и открытий.

Важную роль в передаче этих ценностей молодому поколению, формировании образа жизни народа играет система образования и, прежде всего, школьного. Нельзя стать полноценным гражданином государства и членом общества, не зная, что данные Богом заповеди: «не убий», «не укради» и другие — обязательны для всех, безотносительно к тому, верующий ты человек или неверующий. Современное образование должно обрести духовный стержень. Важно, чтобы школа не только давала молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывала его как личность, прививала любовь и уважение к семье, учила любить свое Отечество и заботиться о его благополучии.

Если не воспитывать молодежь, не научить ее ясно видеть границы между добром и злом, то духовный стержень, формирующая целостный, системный подход к миру, разрушается. Поэтому нравственное начало имеет совершенно конкретные точки приложения в общественной, политической, социальной жизни, в области средств массовой информации и т.д.

Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины — нищий человек. Но «Родина» — не только географическое понятие. Родина — система ценностей, это вера, язык. Это то, что нас объединяет в один народ. Именно душа народа, воспитанная в любви к Отчизне и сострадании к ближнему, воспитанная веками на христианских духовных ценностях, и смогла выстоять в трудные и страшные годы истории. Поэтому особенно важно сохранять и понимать систему ценностей, в которой мы прожили и которая является самым важным фактором, определяющим нашу национальную принадлежность.

Факты и современное положение страны в условиях нравственного распада, когда наркомания стала болезнью молодежи, когда беспорядочные половые связи превращаются в норму поведения, когда создание семьи и воспитание детей перестали быть приоритетом для молодых людей, позитивная нравственная роль религиозного воспитания становится особенно очевидной. Все традиционные религии воспитывают в человеке чувство ответственности и долга, настаивают на важности создания полноценной и крепкой семьи, рождения и воспитания детей. Именно религия на протяжении веков давала человечеству силы для воспроизводства и умножения. И отказ от религии становится причиной того, что целые нации оказались под угрозой постепенного исчезновения.

Тяжелейший демографический кризис, охвативший большинство стран Западной и Восточной Европы, имеет духовные корни. В его основе – отказ от традиционного понимания семьи как основы человеческого бытия.

Вообще в чем смысл семьи? Смысл в том, чтобы ребенок научился доброте и любви. Только в семье может ребенок научиться любви. Любовь – такое качество, которое нельзя привить через информацию. Нельзя сказать о ней, она должна быть прочувствована. Как и доброта. Поэтому в христианских конфессиях семья называется малая церковь, проповедуется семья – как Божие установление, и поэтому самое основное и великое.

В этой связи, могут оказать существенную помощь для создания положительного образа семьи уроки религиозного воспитания, в том числе и в светской школе. Лишая детей права на религиозное воспитание, мы лишаем их будущего, а свои страны и народы обрекаем на медленное вымирание.

Вопрос о религиозном образовании в школах приобретает сегодня особую остроту и актуальность – как в России, так и в Кузбассе. В современных условиях проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает стратегическое значение. Как Вы хорошо понимаете, нынешняя молодёжь, и дети в первую очередь, испытывают массу негативных влияний со стороны, размывающих духовные, нравственные, моральные ориентиры, и с этим влиянием необходимо бороться всеми силами и средствами.

Зададимся вопросом: в чем вред религиозного образования? Что плохого может дать ребенку религия? Нередко недопустимость религиозного образования в светской школе мотивируют существованием в мире или стране различных религий: то есть, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов или розни на религиозной почве, лучше всего вовсе исключить религиозную компоненту из учебного процесса. Эту аргументацию следует признать несостоятельной и опасной. Атеизм не может служить общим знаменателем для всех религий. Кроме того, традиционные религии мира, будь то христианство, иудаизм или ислам, не являются сами по себе источником конфликтов. Они могут становиться таковыми, если религиозные идеи берут на вооружение террористы, экстремисты и радикалы разных мастей.

Тем более важно прививать детям разных вероисповеданий уважение друг другу. Это уважение невозможно привить, просто умалчивая о религии в школе. Каждый ребенок должен иметь право знать о своей религии, о религии своих родителей и предков. По достижении совершеннолетия или раньше он может отказаться от религии – это, в конечном счете, дело его свободного выбора. Но заведомое лишение его права на изучение религии противоречит закону свободы вероисповедания. Права ребенка должны соблюдаться и быть защищены, но прежде всего право не быть развращенным, право быть воспитанным в той культурно-религиозной и национально-исторической традиции, к которой ребенок принадлежит по рождению.

В отношении преподавания Основ духовно-нравственной культуры отмечу: мы выступаем за то, чтобы дети, крещенные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90%, могли знать основы своей религии. Если мы обратимся к нашей истории, то увидим, что самым действенным средством воспитания нашего народа были святые, подвижники благочестия, герои духовности и патриоты страны. Что значит одно только имя преподобного Сергия Радонежского! Житие и пример святого благоверного князя Александра Невского пленяет и покоряет, прежде всего, святостью, благородством и красотой его души, а поэтому важно знать и понимать, в чем именно проявляется эта красота и святость. Введение предмета Основ духовно-нравственной культуры в школьную программу явится самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества и особенно его молодого поколения.

Многополярность мировоззрений ставит сегодня задачу приобщить учащихся к широкому кругу взглядов на принципиальные вопросы. К таковым традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождение Вселенной, появление человека. Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейскую теорию происхождения мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, — только возвышает, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этого другим.

Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви готова на основе принципа социального партнёрства приложить свои усилия для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, развития духовного потенциала Кузбасса.

В рамках Соглашения с Администрацией Кемеровской области, подписанного 12 января 2007 года Губернатором Кемеровской области Тулеевым А.Г., создание Православных гимназий, преподавание в школах, ВУЗах, Губернаторских учебных заведений «Основ Православной культуры» обозначено как важные и нужные действия для решения вопроса духовно-нравственного воспитания в Кузбассе.

Сердечно благодарю за соработничество, желаю здоровья и счастья и призываю на вас и труды ваши Божие благословение!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter