Приветствие при поставлении во игуменьи монахини Нектарии (Седовой) 13 февраля 2011 года

Ваше Высокопреподобие, дорогие отцы, клирики, насельницы монастыря, братья и сестры!

Мы прибыли сегодня в Свято-Серафимо-Покровский женский монастырь, чтобы поздравить Вас с праздником – прославлением Новомученников и Исповедников Российских, память которых совершает наша Церковь в этот воскресный день в соответствии с Богослужебным Уставом. Сейчас будет совершен молебен в этом святом храме в честь них, за которым в должность игуменьи Свято-Серафимо-Покровской обители мы возведем монахиню Нектарию (Седову).

Чин поставления во игуменьи с вручением посоха, по определению состоявшегося в Москве со 2 по 4 февраля 2011 года Архиерейского Собора, надлежит совершать над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями монастырей.

Архиерейский Собор принял следующее Положение. Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, возводятся в игуменское достоинство с вручением посоха и возложением наперсного креста. Настоятельницы монастырей имеют право использовать деревянный игуменский посох по должности, в пределах своей обители. В случае оставления ими должности они не имеют права ношения наперсного креста и использования посоха, но за ними оставляется достоинство игумении в память о понесенных трудах. Собор постановил, что во время архиерейского богослужения настоятельницы женских обителей не имеют права использовать игуменский посох, равно как и в присутствии архиерея — вне богослужения.

По определению состоявшегося в Москве со 2 февраля по 4 февраля 2011 года Архиерейского Собора, первоочередной задачей монастырей является созидание образа жизни, основанного на святоотеческой монашеской традиции. Настоятельницы монастырей призваны подавать пример подлинно монашеской жизни, не повелевая, но в духе кротости наставляя вверенных их попечению сестер, пребывая с ними в едином житии. Внутреннее совершенствование не только не противоречит, но и укрепляется богословскими знаниями: каждому монаху и монахине в возрасте до 40 лет желательно получить духовное образование, хотя бы на уровне училища, для чего следует озаботиться организацией очного или заочного обучения монашествующих. Издревле в жизни монахов сочетались молитва и труд, поэтому хозяйственная или строительная деятельность является неотъемлемой частью жизни монастырей. Вместе с тем эта деятельность не должна наносить ущерб монашескому укладу жизни. Нельзя забывать, что монастыри всегда являлись местами особого духовного утешения людей, трудящихся в миру. Не только паломники, но и все зашедшие в обитель должны иметь возможность получить ответ на волнующие их вопросы. Настоятельницам посещаемых паломниками монастырей следует предусмотреть регулярное дежурство опытных монашествующих для приема ищущих беседы. Кроме того, на монастырском начальстве лежит ответственность за то, чтобы каждого входящего в обитель встречали не с надменной строгостью, но с любовью и радушием.

В докладе Предстоятеля Русской Православной Церкви патриарха КИРИЛЛА отмечено следующее в разделе:

                                                                      

                                                                          О монастырях и монашестве

Важное значение в жизни Церкви и народа имеют монастыри. Насельникам и насельницам обителей необходимо укреплять основы внутренней духовной жизни, заботиться о сохранении монастырских традиций, передавать и прививать их молодым поколениям иноков и инокинь. Вот почему начальствующие в монастырях должны быть не только строителями и хозяйственниками, но и духовно трезвыми служителями Божиими, впитавшими учение Отцов, а кроме того – знающими жизнь Церкви и общества, пребывающими в курсе общецерковных установлений и решений Священноначалия. Одновременно правящим архиереям необходимо позаботиться о том, чтобы каждый клирик и насельник руководимых ими обителей получил духовное образование. Укрепляя дух монашества, возрождая многовековое иноческое делание, мы создадим условия для более интенсивного пополнения монастырей. Монастыри наши должны вновь обрести притягательную силу для молодежи, готовой полностью посвящать свою жизнь Богу.

Есть еще одна важная задача, стоящая перед монастырями Русской Православной Церкви. Мы видим, как некоторые духовники, и чаще всего это монахи, проповедуют полную изоляцию не только от окружающего нас мира, но нередко и от церковного общества. Сегодня, когда социально-экономическое положение людей зачастую нестабильно или бедственно, когда в обществе получила широкое распространение идея о вседозволенности и нравственном безразличии как норме жизни, когда всевластием денег попираются закон и справедливость, когда безопасность личности и семьи находится под постоянной угрозой, люди особенно остро ощущают потребность в утешении и защите, слове правды. Особенно это касается матерей-одиночек, брошенных стариков, безработных отцов и матерей семейств с детьми. Таким людям иногда встречается на их жизненном пути так называемый старец, который утверждает, что единственный способ укрыться от реальных и мнимых несчастий – отказаться от паспорта, уйти в пещерный затвор или затаиться в тайге, добровольно замуровать себя в самочинном скиту. И детей заодно захватить с собой. Но в этом ли призвание христианина, и так ли может быть побеждено зло мира сего? И как глухую самоизоляцию соединить с исполнением завета Спасителя идти, просвещать и крестить народы? Известно, что уже в первые века христианства люди бежали от несовершенства этого мира, становясь монахами, дабы впоследствии спасать тех, кто в миру. Но это был особый иноческий подвиг любви и служения во имя спасения ближних, а не самопревозношения перед ними, и уж, конечно, никто не принуждал к пустынножительству ни своих, ни чужих детей.

Наши обители призваны давать ответ тем несчастным, неуверенным в своем настоящем и будущем людям, о которых шла речь. Встречая приходящих в монастырь, каждый насельник или насельница призваны содействовать тому, чтобы все они получали на свои вопрошания ответы в духе Христовой Истины. Конечно, послушник или молодой монах вряд ли окажется способен самостоятельно и с необходимой мерой зрелости выносить должное суждение в трудных ситуациях. Но любой новоначальный может, причем не с напускной строгостью, маскирующей внутреннее самодовольство и гордыню, а с любовью и соучастием – направить паломника к более опытному насельнику. Последнему также со всяким вниманием и состраданием следует выслушивать всех приходящих, утешать их и наставлять в правильном житии. Для этого в монастырях следует установить дежурство опытных насельников, принимающих для беседы. Отцам настоятелям и наместникам, матушкам настоятельницам следует при этом тщательно выбрать тех из братьев или сестер, которые будут способны понести такие послушания, подавая людям истинное церковное утешение, а не уводя их за собой в дебри заблуждений, суеверий и духовной прелести.

Просвещая приходящих в обитель, утешая скорбящих, монахи и монахини осуществляют основное призвание монастырей, сопряженное с первейшим их долгом – быть центром молитвы и духовного опыта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.