Слово на встрече с директорами школ и заведующими детсадов Кемерова 8 декабря 2010 года

Уважаемые педагоги, представители городской администрации и гости!

Позвольте приветствовать вас на нашей встрече. Такие собеседования и общение, которые мы будем иметь сегодня, очень важны, поскольку помогают нам скоординировать совместные усилия, направленные на поступательное развитие духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения. Думаю, что в этой аудитории нет нужды говорить о серьезных проблемах, характеризующих жизнь современной молодежи. Важнее остановиться на тех актуальных задачах, решая которые, мы сможем преодолеть наблюдающиеся неблагоприятные тенденции.

В последние годы в школах постепенно вводились предметы «Основы православной культуры». Большинство педагогов и родителей поддержали эти начинания. Для кого в таком повороте событий и присутствовала некоторая неожиданность. Ведь мы с вами являемся свидетелями смены эпох в истории родной страны, а такие периоды не могут не вызывать у людей переживаний, волнений и недоумений.

Приобщение учащихся к знаниям о православии, о его влиянии на традиции и культуру народа также, безусловно, является новым явлением. Уже многое сделано для того, чтобы обеспечить процесс обучения и педагогическими кадрами, и учебно-методической литературой. Для людей с опытом относительно недавнего прошлого это может показаться совершенно невероятным. Ведь в прошлом столетии учитель был, как говорилось тогда, «активным бойцом идеологического фронта», в том числе и обязательным пропагандистом атеистических идей. Ныне же педагог помогает детям и юношеству освоить информацию, касающуюся религиозной системы, которая является стержневой для общественной и культурной истории России. Причем очень важным является то, что обучение носит самые разнообразные формы, очень часто творческие.

Хочу вам сказать, что мы в Кемеровской епархии при относительной ограниченности кадровых возможностей сформировали систему религиозного образования и катехизации. Центральной единицей тут являются воскресные школы. При определенных различиях характера преподавания знаний о православии в светских и воскресных школах, изучаемый материал по большей части одинаков. Уверен, что сотрудничество между нами по линии «светская школа — воскресная школа» может принести добрые плоды.

Преподавание детям знаний о православии имеет не только образовательные, но и воспитательные задачи. Поэтому кругозор учителя должен быть широк, а знания — глубоки. И здесь не обойдешься одним учебником. Нужно и Библию прочесть от начала до конца, и быть в курсе содержания составленных святителем Димитрием Ростовским «Житий святых». Ведь и Священное Писание, и житийная литература, — все эти тексты на протяжении веков были для наших соотечественников основополагающими. Их непреходящее значение сохраняется и сегодня.

Преподавание «Основ православной культуры» будет расширяться, и педагогу необходимо иметь богатый багаж знаний, чтобы ответить на самые неожиданные вопросы школьников. Иначе как сохранить свой авторитет?

Нынешний год объявлен «Годом учителя», что является свидетельством общественного признания ключевой роли педагога в социальном развитии страны, в укреплении нравственных устоев, в воспитании достойных граждан России.

В 19 регионах и 17 епархиях Русской Православной Церкви ведется уже работа по проведению образовательного эксперимента в рамках реализации в 2009-2011 гг. Федерального проекта по введению в общеобразовательных учреждениях новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент стартовал в апреле 2010 года и представляет собой пробное введение в школьный учебный план группы из шести самостоятельных учебных предметов по четырем религиозным культурам, а также предметов по светской этике и религиоведению.

Его Святейшество рекомендовал епархиям наладить сотрудничество с учреждениями повышения квалификации работников образования, заключать Соглашения между епархиальным управлением и руководством институтов повышения квалификации работников образования о подготовке и переподготовке православных педагогов, с участием представителей епархии.

(Юридической основой и правовой для образовательных учреждений Кузбасса являются: 1.Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Кемеровской области и Кемеровской епархией от 12.01.2007 г.; 2.Соглашение о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности Департамента образования и науки Кемеровской области и Отдела религиозного образования и катехизации Кемеровской епархии РПЦ)

Совершенно очевидно, что решение Президента о преподавании основ православной культуры, основ других религиозных культур, религиоведческой дисциплины и светской этики является ответом на ту реальность, в которой мы живем. Пришло понимание того, что существует потребность людей в изучении основ культуры традиционных религий, а также светской этики. Но главное — пришло понимание того, что современный человек, особенно в сложнейших мировоззренческих сферах, может и должен иметь свободу выбора.

Новый этап в развитии церковно-государственных отношений в сфере образования позволит не только возродить лучшее, но и сделать шаг вперед на пути создания в России современной непрерывной системы образования и духовно-нравственного воспитания. Преподавание православной культуры и культуры других традиционных религий в государственной и муниципальной школе мотивировано, прежде всего, насущной социальной потребностью — дать всем гражданам нашей страны возможность воспитывать детей на основе родной культуры в общедоступной школе, при получении ребенком общего среднего образования.

Решение Президента России, поддержанное представителями традиционных религий России, создало благоприятную основу для сотрудничества образовательных структур и традиционных российских конфессий в деле духовно-нравственного воспитания детей, приобщения нашего молодого поколения к отечественным духовным и культурным традициям. Изучение основ своей религиозной культуры призвано привнести в образовательный процесс дух сотрудничества и взаимопонимания, защитить традиционные нравственные ценности народов России. Этот положительный опыт в значительной мере уже принят обществом и должен быть интегрирован в систему изучения религиозных культур и этики по выбору семьи школьника.

Очень важно, чтобы во всех курсах — будь то основы культуры других традиционных религий, или в религиоведческом курсе, или в нерелигиозном курсе светской этики — в фокусе был бы один и тот же нравственный облик человека, иначе мы породим такую множественность взглядов и убеждений, которая может привести и к конфронтации. Для того чтобы научить детей, которые являются носителями разных мировоззрений, жить вместе, трудиться вместе, служить общему благу, мы должны исключить всякую полемику в наших учебных курсах.

Право родителей на свободный выбор может быть реализовано при наличии у них достоверной информации о содержании избираемых курсов, поэтому недопустимо манипулирования сознанием родителей и детей.

Первой Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры, которая проводилась в общенациональном масштабе и показала замечательные результаты. Уровень, на котором проходила олимпиада, свидетельствует о том, что основы православной культуры становятся значительной, важной частью знаний, которые сегодня воспринимает наша молодежь. Замечательные цифры: если в прошлом году в этой Олимпиаде участвовали 13 тысяч молодых людей, то в этом году — 45 тысяч, количество участников выросло более чем втрое.

Пройдя через долгие годы жизни в нерелигиозном обществе, наш народ постепенно приобщается, в массовом масштабе, к тем величайшим ценностям, которые хранит наша духовная культурная традиция. Что формируют эти ценности? Они формируют наше мировоззрение. Человек без мировоззрения, подобно оторванному от дерева листу, перемещается в пространстве — духовном, культурном, ценностном пространстве — не по своей воле, а по воле тех, кто имеет силу на него воздействовать. Стереотипы мышления, мода на взгляды и убеждения, поведенческие стереотипы — это все то, что формируется извне и чаще всего без всякого нашего участия. Человек без мировоззрения — как марионетка, его можно дергать и заставлять делать все, что хочет тот, кто воздействует на этого человека. Для того чтобы быть сильным внутренне, успешным, для того чтобы общество было солидарным, сильным, для того чтобы страна была великой, у нас должна быть четкая и ясная система ценностей.

И предмет «Основы православной культуры» нацелен на то, чтобы народ наш не изобретал систему ценностей, не искал некую новую идеологию, а используя огромные возможности своей собственной духовной культурной традиции, сформировал такие убеждения у молодого поколения, которые бы, с одной стороны, сочетали все необходимое для участия в жизни современного общества, а с другой стороны — дали бы мощный духовный базис. Преподавание Основ православной культуры в школе, работа воскресных школ в нашей стране, работа православных учебных заведений, средних и высших, вносит очень важный вклад в это большое дело.

Приобщение молодежи к знаниям основ религий является принципиально важным, потому что большинство населения нашей страны являются людьми религиозными. Социологи и иные исследователи по-разному определяют уровень и характер этой религиозности, но совершенно очевидно, что религия играет все большую роль в личной, семейной и общественной жизни. Хорошо известно, какую роль сегодня играют некоторые религии в странах так называемого Третьего мира, на Ближнем Востоке. Никто сегодня не может игнорировать значение религиозного фактора.

Одновременно мы знаем, что религия иногда используется людьми злонамеренными для того, чтобы разжигать вражду, разрушать здоровую ткань общественных отношений, провоцировать конфликты и даже совершать жестокие преступления. Для того, чтобы никто и никогда не мог использовать религиозную мотивацию с целью наносить вред другим людям, окружающей природе или общественным отношениям, важно, чтобы у людей с детских лет формировались такие знания о религии, которые помогали бы им ориентироваться в жизненном пространстве, иметь ясную систему ценностей, в первую очередь — нравственных, которая бы способствовала духовному, интеллектуальному росту личности.

Религиозная аргументация, религиозная мотивация во многом может способствовать сегодня формированию личности, которая будет способна жить в наисложнейших постиндустриальных условиях XXI века. Для того, чтобы человек оставался человеком, чтобы даже самый фантастический научно-технический прогресс не разрушил человеческой личности, чтобы никакое общественное, философское или научное развитие не поколебало жизненно важных нравственных основ, необходимо, чтобы на высоком уровне, в том числе уровне интеллектуальном и духовном, наша молодежь знакомилась с верой.

Образование и призвание

Главная ценность Православия, главная идея, которую предлагает православный мир в области этики, — это доброта, незлобивость, отзывчивость и жертвенность. Что означает для человеческого общежития, если мы учимся отдавать? Мы становимся притягательными для других. Это азбука жизни, азбука человеческого счастья.

Есть и другая «светская» идея, которая стала уже популярной в некоторых странах. Более того, она поддерживается законодательно, и некоторые указывают на нее как на модель будущего устроения общества. В чем же заключается эта идея? Построение мультикультурного общества предлагается осуществлять на нерелигиозной основе. Сторонники такого мультикультурализма и говорят, что нужно религиозный фактор изъять его из общества и перенести в сферу домашнего быта, в личное пространство человека.

Европейский суд принимает решение о том, что нельзя, чтобы в итальянской школе висело распятие, хотя абсолютное большинство детей принадлежат к Католической Церкви, являются христианами. сегодня предлагают вынести распятие из класса, а завтра предложат спилить кресты с куполов и шпилей — через это мы уже проходили. Нельзя пытаться сбалансировать межрелигиозные, межкультурные отношения путем отказа от религиозного наследия. К чему это приводит, мы знаем: вместе с исключением религии из жизни общества исключается нравственная составляющая, люди часто теряют человеческий облик.

Достаточно включить телевизор и посмотреть предлагаемые зрителям фильмы. Страшно становится, потому что с экрана на тебя смотрят герои, потерявшие человеческое обличье. И мы понимаем, что если люди теряют способность отличать добро от зла, если они теряют внутренний стержень, то перестают быть людьми. Мы уже сейчас видим, как построение многокультурного безбожного мира формирует религиозных фанатиков. К ним относятся с порицанием, на них смотрят как на общественно опасные элементы, а они говорят: «Мы защищаем свою веру. Мы сожжем все ваши автомобили, разобьем витрины, вам мало не покажется». И это происходит в современных цивилизованных странах, которые пытаются сбалансировать культуры и религиозные традиции, отказываясь от присутствия религии, веры в общественной жизни людей.

Есть ли способ гармонизации всех этих противоречий? Да, есть. В истории было всякое, но в ней было ясное свидетельство о том, что когда люди жили или пытались жить по законам любви, потому что это есть Божественный закон человеческого общежития, тогда и гармонизировались все межрелигиозные и межнациональные отношения, тогда мир становился другим.

Кто скажет, что не надо жить по закону Христову, тому самому закону, реализация которого приводила жизнь людей к гармонии и благополучию? Когда же мы отказывались от религиозной нравственной традиции, то сталкивались со страшными, опасными перекосами и в личной, и в общественной, и в семейной жизни. Без формирования нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса. Сегодня так развиты средства связи, средства коммуникации, что учиться можно и без учителя. Само понятие «учитель» предполагает: это человек, передающий мудрость, знания, опыт предыдущих поколений. Сегодня, как, может быть, никогда, нравственное измерение подвига учителя, служения учителя, является очевидным и категорически необходимым. Если мы откажемся от воспитательного значения школы,  то мы очень скоро придем к выводу о ненужности педагогической деятельности.

Педагог нужен именно потому, что его присутствие предполагает живой контакт одного человека, носителя опыта и мудрости, с другим человеком, у которого нет этого опыта и этой мудрости. Здесь, конечно, огромную роль играет личность педагога, нравственные требования к нему самому. Теперь хотелось бы сказать об этих нравственных координатах. Для того чтобы воспитывать, действительно должен быть нравственный консенсус в обществе. Его основанием служит то, что нравственное начало есть в каждом из нас, что существует отчетливое понимание того, что есть добро и зло. Если границы между добром и злом стираются, то духовный стержень, формирующая целостный, системный подход человека к миру, разрушается, и мы становимся легкой добычей тех сил, которые будут с удовольствием манипулировать нашим сознанием во имя экономических или идеологических целей.

Самое главное, что делаем мы в течение всей жизни, начиная с детства и, наверное, до самой кончины — мы строим самих себя, мы формируем свою личность. Этот процесс никогда не должен останавливаться — он не должен завершиться с окончанием школы или вуза. Необходимо иметь навыки работы над самим собой. Эти навыки формируются, в первую очередь, в школьные годы. Работа над собой всегда требует усилий, это всегда трудно. Но когда нет усилий, тогда нет и роста, потому что человек растет только тогда, когда он употребляет усилия.

Трудно делать добро, потому что, когда мы делаем добро, мы жертвуем часть самих себя. Отдавать всегда труднее, чем получать. Но если человек привыкает делать добро, он становится добрым, а добрый человек — как магнит, к нему притягиваются люди. Именно добрые люди и формируют лицо народа, лицо нации. Так же и люди умные, образованные, которые сформировали себя, в том числе, волевыми усилиями, становятся нужными для других. Вокруг таких людей развивается вся общественная жизнь.

Позвольте сказать несколько слов о о призвании. Что такое призвание? Призвание ? это внутреннее сосредоточение человека на определенной сфере деятельности, это концентрация внимания и сил по отношению к избранному направлению жизни и деятельности. От призвания зависит во многом человеческое счастье.

Для того чтобы быть счастливым человеком, нужно постараться построить свою жизнь так, чтобы работать, трудиться по призванию. Призвание формируется в детские годы, в юношеские годы, вот почему детство и юность являются, может быть, наиважнейшим этапом человеческой жизни. Призвание формируется под влиянием родителей, иногда даже склонность к тому или иному делу передается генетически, наследственно, но очень большое влияние на формирование призвания оказывает образование, потому что в школе учащиеся могут соприкоснуться с разными областями человеческого знания. Хорошая школа не только вводит ребенка в теоретическое знакомство с теми или иными областями знания, но и помогает соприкоснуться с ними практически.

Чтобы сформировалось призвание, нужно не просто запоминать тот материал, который преподают в школах, нужно размышлять, нужно постоянной работой ума сопровождать свое образование, восприятие информации. Творческая инициатива должна присутствовать, в том числе, и когда просто выучиваешь урок. Нужно попытаться осознать, понять преподаваемый материал, как-то через самого себя пропустить все то, что тебе дают. Если вы почувствуете радостное веление сердца, соприкасаясь с той или иной сферой человеческой деятельности, остановитесь внимательно на этой деятельности, подумайте о ней еще и еще раз, пропустите ее через себя, чтобы обрести это призвание. Ну и, конечно, огромная роль ? у педагога. Ведь учитель не только знает больше, чем ученики ? он рассказывает урок, передает информацию.

Великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть путеводителем по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать детей, формировать образ. Образ будет усвоен тогда, когда этот образ прекрасен, вот почему все у педагога должно быть прекрасно, включая внешность, одежду, манеру говорить, но, самое главное, должна быть внутренняя прекрасная жизнь у человека. В этом смысле каждый педагог должен быть подвижником, потому что от его внутреннего духовного и душевного состояния зависит успех его дела. Не может быть плохой человек хорошим педагогом. Точно так же, как священник.

В нашем мире очень много соблазнов. Никакой самый замечательный педагог не способен будет передать знания, опыт, свой этот прекрасный образ, ? если у воспитанника не будет силы, способности ограничивать самих себя в удовольствии, развлечении ? с тем, чтобы концентрировать внимание на учении. Система образования  работает по принципу двустороннего движения: от педагога к учащемуся, от учащегося к педагогу. Учитель учит ученика, а ученики помогают расти учителю.

Преподавания основ религиозной культуры должен послужить консолидации нашего общества, повышению роли нравственного воспитания в наших учебных заведениях, формированию целостного мировоззрения, целостного восприятия жизни, системного подхода.

Я думаю, что еще очень важно сейчас обращать внимание на подрастающее поколение. Молодежь находится под особым влиянием окружающей среды, в первую очередь из-за того, что сознание еще не сформировало некие идеалы, оно находится в переходном состоянии. С одной стороны, молодой человек очень восприимчив, поэтому в молодости и хорошо учиться, а в зрелом возрасте — тяжело. Ум и психика так устроены, что очень живо молодой человек воспринимает все, что к нему обращается. Но опыта отсеивать правду от лжи, отличать доброе от злого еще нет, и именно поэтому душа молодого человека подвержена соблазнам. Все это налагается на физиологические особенности молодого организма, и в совокупности мы видим очень незащищенную личность, очень открытую. Это, знаете, как дом с открытыми дверями и окнами — вдруг налетели ветер, и буря, и холод, и ворвалась вся эта стихия в дом, и так навредила, что потом нужно большой ремонт делать. Молодой человек — это раскрытый дом, раскрытое пространство. И если молодые люди находятся лишь под влиянием средств массовой информации, массовой культуры, интернета, а в интернете ищут то, что отвечает потребностям их плоти и учит угождению ей, — то в это открытое пространство врываются опасные холодные ветры, инфекция вносится, зараза всякая. Сказать молодому человеку: «А ты закройся!» — невозможно, это против его природы, и говорить так – значит воспитывать неполноценную личность.

Вот почему важна работа с молодежью. Нужно находить особый язык в разговоре с молодыми людьми, особенно с теми, кто не воспитан в православных семьях, кто приходит со стороны, кто приходит иногда уже искушенным какими-то соблазнами и создавшим себе в голове какие-то схемы, иллюзии. Необходимо говорить с этими людьми так, чтобы в их душе оставался след яркий и сильный. Если потеряем это поколение, мы потеряем будущее.

Россия — страна, для которой духовность, доброта, благочестие являлась главным смыслом жизни, ее стержнем. Недаром Русь называли Святой! Наша страна играет все более значимую роль в современном мире. Основой ее долгосрочного развития являются выработанные веками духовно-нравственные ценности и идеалы: патриотизм, крепкая семья, трудолюбие, любовь к ближнему, честность и взаимопонимание.

В дореволюционной России образование и наука развивались в тесной связи с Русской Православной Церковью и богословской мыслью. Православие —  это духовное основание, на котором в течение тысячелетия созидалось Российское государство, развивалась отечественная культура. Общеизвестно, что из недр Славяно-Греко-Латинской Академии берут свое начало Государственный Университет в Москве и Московская Духовная Академия и Семинария. Если взглянуть на страницы нашей истории, можно увидеть, что  взаимодействие, партнерство и соработничество светской и церковной науки приносило добрые плоды. Небосклон мировой науки украшен целыми созвездиями великих русских имен: Ломоносова, Менделеева, Лобачевского, Павлова и других, сочетавших глубокую веру в Бога с гениальностью ученых прозрений и открытий.

Важную роль в передаче этих ценностей молодому поколению, формировании образа жизни народа играет система образования и, прежде всего, школьного. Нельзя стать полноценным гражданином государства и членом общества, не зная, что данные Богом заповеди: «не убий», «не укради» и другие — обязательны для всех, безотносительно к тому, верующий ты человек или неверующий. Современное образование должно обрести духовный стержень. Важно, чтобы школа не только давала молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывала его как личность, прививала любовь и уважение к семье, учила любить свое Отечество и заботиться о его благополучии.

Если не воспитывать молодежь, не научить ее ясно видеть границы между добром и злом, то духовный стержень, формирующая целостный, системный подход к миру, разрушается, и молодой человек становится легкой добычей тех сил, которые будут манипулировать его сознанием во имя экономических или идеологических целей. Поэтому нравственное начало имеет совершенно конкретные точки приложения в общественной, политической, социальной жизни, в области средств массовой информации и т.д.

Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины — нищий человек. Но «Родина» — не только географическое понятие. Родина — система ценностей, это вера, язык. Это то, что нас объединяет в один народ. Именно душа народа, воспитанная в любви к Отчизне и сострадании к ближнему, воспитанная веками на христианских духовных ценностях, и смогла выстоять в трудные и страшные годы истории. Поэтому особенно важно сохранять и понимать систему ценностей, в которой мы прожили и которая является самым важным фактором, определяющим нашу национальную принадлежность.

Мы должны вспоминать историю, сопрягать настоящее с прошлым, черпать из прошлого вдохновение для новых свершений.

Чему учит история родного края и Державы нашей? Нельзя создавать благополучие на духовных руинах, нельзя было создавать благополучие там, где была разрушена вера народа, подорвана его нравственная сущность, ослаблено его национальное самосознание. Когда в сознании людей содержатся ясные представления о добре и зле, тогда народ становится очень сильным. Сила духа такая, что не существует никаких преград, которые бы народ, основывающий свою жизнь на вере, не мог бы преодолеть.

В современном мире легко заблудиться, система ценностей искажена. Часто правда смешана с ложью. Нередко человеку трудно понять, где правда, а где ложь, и куда идти. Воздействие Церкви на умы и сердца людей заключается не во власти, не в диктате, не в употреблении силы, а в способности передавать людям Слово Божие, которое только и является носителем окончательной Истины, столь необходимой для полноты человеческой жизни.

Факты и современное положение страны в условиях нравственного распада, когда наркомания стала болезнью молодежи, когда беспорядочные половые связи превращаются в норму поведения, когда создание семьи и воспитание детей перестали быть приоритетом для молодых людей, позитивная нравственная роль религиозного воспитания становится особенно очевидной. Все традиционные религии воспитывают в человеке чувство ответственности и долга, настаивают на важности создания полноценной и крепкой семьи, рождения и воспитания детей. Именно религия на протяжении веков давала человечеству силы для воспроизводства и умножения. И отказ от религии становится причиной того, что целые нации оказались под угрозой постепенного исчезновения.

Тяжелейший демографический кризис, охвативший большинство стран Западной и Восточной Европы, имеет духовные корни. В его основе – отказ от традиционного понимания семьи как основы человеческого бытия.

Вообще в чем смысл семьи? Смысл в том, чтобы ребенок научился доброте и любви. Только в семье может ребенок научиться любви. Любовь – такое качество, которое нельзя привить через информацию. Нельзя сказать о ней, она должна быть прочувствована. Как и доброта. Поэтому в христианских конфессиях семья называется малая церковь, проповедуется семья – как Божие установление, и поэтому самое основное и великое.

В этой связи, могут оказать существенную помощь для создания положительного образа семьи уроки религиозного воспитания, в том числе и в светской школе. Лишая детей права на религиозное воспитание, мы лишаем их будущего, а свои страны и народы обрекаем на медленное вымирание.

Вопрос о религиозном образовании в школах приобретает сегодня особую остроту и актуальность – как в России, так и в Кузбассе. В современных условиях проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает стратегическое значение. Как Вы хорошо понимаете, нынешняя молодёжь, и дети в первую очередь, испытывают массу негативных влияний со стороны, размывающих духовные, нравственные, моральные ориентиры, и с этим влиянием необходимо бороться всеми силами и средствами. В этой связи неотложной задачей становится воспитания детей и молодёжи на основе приоритета духовно-нравственного воспитания на региональном уровне, усиление роли духовного фактора в жизни Кузбасса.

Именно поэтому наблюдаемое иногда желание вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, изъять ее из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа, несомненно, должно быть признано деструктивным явлением.

Зададимся вопросом: в чем вред религиозного образования? Что плохого может дать ребенку религия? Нередко недопустимость религиозного образования в светской школе мотивируют существованием в мире или стране различных религий: то есть, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов или розни на религиозной почве, лучше всего вовсе исключить религиозную компоненту из учебного процесса. Эту аргументацию следует признать несостоятельной и опасной. Атеизм не может служить общим знаменателем для всех религий. Кроме того, традиционные религии мира, будь то христианство, иудаизм или ислам, не являются сами по себе источником конфликтов. Они могут становиться таковыми, если религиозные идеи берут на вооружение террористы, экстремисты и радикалы разных мастей.

Тем более важно прививать детям разных вероисповеданий уважение друг другу. Это уважение невозможно привить, просто умалчивая о религии в школе. Каждый ребенок должен иметь право знать о своей религии, о религии своих родителей и предков. По достижении совершеннолетия или раньше он может отказаться от религии – это, в конечном счете, дело его свободного выбора. Но заведомое лишение его права на изучение религии противоречит закону свободы вероисповедания. Права ребенка должны соблюдаться и быть защищены, но прежде всего право не быть развращенным, право быть воспитанным в той культурно-религиозной и национально-исторической традиции, к которой ребенок принадлежит по рождению.

В отношении преподавания Основ духовно-нравственной культуры отмечу: мы выступаем за то, чтобы дети, крещенные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90%, могли знать основы своей религии. Если мы обратимся к нашей истории, то увидим, что самым действенным средством воспитания нашего народа были святые, подвижники благочестия, герои духовности и патриоты страны. Что значит одно только имя преподобного Сергия Радонежского! Житие и пример святого благоверного князя Александра Невского пленяет и покоряет, прежде всего, святостью, благородством и красотой его души, а поэтому важно знать и понимать, в чем именно проявляется эта красота и святость. Введение предмета Основ духовно-нравственной культуры в школьную программу явится самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества и особенно его молодого поколения.

Многополярность мировоззрений ставит сегодня задачу приобщить учащихся к широкому кругу взглядов на принципиальные вопросы. К таковым традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождение Вселенной, появление человека. Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейскую теорию происхождения мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, — только возвышает, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этого другим.

Уважительное отношение к свободе человеческой личности, является неотъемлемой частью цивилизованного общества. В связи с этим хотелось бы отметить, что демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым, по данным социологических исследований, относятся в России верующие христианских конфессий.

Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви готова на основе принципа социального партнёрства приложить свои усилия для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, развития духовного потенциала Кузбасса.

В рамках Соглашения с Администрацией Кемеровской области, подписанного 12 января 2007 года Губернатором Кемеровской области Тулеевым А.Г., создание Православных гимназий, преподавание в школах, ВУЗах, Губернаторских учебных заведений «Основ Православной культуры» обозначено как важные и нужные действия для решения вопроса духовно-нравственного воспитания в Кузбассе.

Сердечно благодарю за соработничество, желаю здоровья и счастья и призываю на вас и труды ваши Божие благословение!

            Обращение Святейшего Патриарха Кирилла и лидеров традиционных религий России к Президенту РФ

                           по вопросу  преподавания в средних учебных заведениях основ религиозной культуры

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, Председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев,  Главный раввин России Берл Лазар направили послание Президенту РФ Д.А. Медведеву с просьбой «способствовать включению по выбору родителей учащихся общеобразовательных школ курса истории и культуры традиционных религий: православия, ислама, буддизма и иудаизма в качестве базовой учебной дисциплины».

 Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

                                                                 Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Наша страна играет все более значимую роль в современном мире. Основой ее долгосрочного развития являются выработанные веками духовно-нравственные ценности и идеалы: патриотизм, крепкая семья, трудолюбие, любовь к ближнему, честность и взаимопонимание.

Как справедливо отмечалось в Вашем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года, важную роль в передаче этих ценностей молодому поколению, формировании образа жизни народа играет система образования и, прежде всего, школьного.

В настоящее время создается новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов, призванное расширить возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития и самореализации учащихся. Обсуждая и определяя базовые направления и параметры модернизации школьного образования, нельзя игнорировать многовековой опыт и традиции Русской православной церкви, ислама, буддизма, иудаизма в передаче лучшего достояния отечественной духовной культуры подрастающим поколениям.

Полагаем, что школьники должны не только знакомиться с шедеврами мировой и русской литературы и искусства, но, прежде всего, обретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать основополагающие нормы достойной общественной жизни. Нельзя стать полноценным гражданином государства и членом общества, не зная, что данные Богом заповеди: «не убий», «не укради» и другие — обязательны для всех, безотносительно к тому, верующий ты человек или неверующий.

В связи с этим мы просим Вас, как главу государства, при принятии новых стандартов общего образования способствовать включению по выбору родителей учащихся общеобразовательных школ курса истории и культуры традиционных религий: православия, ислама, буддизма и иудаизма в качестве базовой учебной дисциплины.

Поскольку сегодня в нашей стране проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп, и все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей, целесообразно также предусмотреть преподавание в школе основ мировых религий и основ светской этики. Естественно, при этом должны обеспечиваться добровольность и возможность выбора той или иной дисциплины.

В свою очередь, представители традиционных религий страны готовы принять самое активное участие в работе по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов, а также в разработке учебных программ и методических пособий по преподаванию истории и культуры традиционных религий России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.