Лекция сотрудникам Управления ГИБДД ГУ МВД по Кемеровской области 22 января 2014 года

С л у ж е н и е    О т е ч е с т в у

Нам хотелось начать свое слово с оценки статистики, которая официально существует в России в отношении погибших сотрудников правоохранительных органов. Количество жертв соотносимо с количеством жертв в военных действиях. Факт статистики следующий: 400 с лишним погибших офицеров (2012 г.)! Если соотнести с информацией о военных действиях за рубежами России, то цифры будут даже превышать количество погибших военнослужащих в горячих точках.

Для того чтобы понять, что означают эти жертвы, давайте подумаем о том, что же происходит на территории нашей страны. Совершенно очевидно, что идет скрытая необъявленная война с нашим обществом тех, кто не желает жить по закону. Очень легко демонтировать полицию и другие правоохранительные органы; легче всего это сделать, если существуют изъяны в их деятельности, точно так же, как достаточно легко демонтировать Вооруженные силы. Но совершенно очевидно, что результат будет трагическим для всей страны. Страна потеряет саму себя. Поэтому, когда мы говорим о реформировании, будь то правоохранительной системы или Вооруженных сил, нужно в первую очередь задуматься о методах и способах этого реформирования. Наша позиция: все то, что необходимо реформировать, нужно реформировать, но реформирование не должно означать саморазрушения и не должно означать понижения потенциала к сопротивлению, будь то внешним или внутренним угрозам.

Нам хотелось бы воздать дань мужеству и героизму людей, которые в мирное время, когда многие из нас сидят дома, занимаются профессиональными делами, посещают театры, отдыхают в отпуске, — выходят один на один с врагом и часто погибают в этой схватке. А мы даже не знаем их имен, так быстро в новостном блоке проходит эта информация, и страна не приспускает флаги, когда сотнями убивают наших людей, стоящих на защите жизни каждого из нас. Поэтому мы свидетельствуем в этой аудитории о нашей глубочайшей благодарности тем людям, которые исполняют свой долг, оставаясь верными присяге, — идут на штурм засевших террористов, спасают мирных жителей, рискуя своей жизнью, отдавая свою жизнь, становясь пожизненно инвалидами.

Мы часто говорим о том, что у людей есть долг — долг служения Отечеству. А что такое долг? Это ведь нравственное понятие, и опыт показывает, что никакие законы не предохраняют человека от нарушения долга — только его внутреннее состояние. Тот, кто защищает родину, должен идти в атаку, но ведь можно встать во весь рост и пойти навстречу врагу, а можно сделать все, чтобы этого избежать. И кто определяет — встать или не встать, пойти или не пойти? Сам человек. Именно в этой ситуации работает нравственное чувство; мировоззрение человека соединяется с его нравственной природой, и он становится героем.

Работа правоохранительных органов сильно зависит от внутреннего состояния человека. Все хорошо знают: когда  врач соприкасается с инфекционными  больными, то у него очень большой  риск заразиться от них. Очень часто  ваша профессиональная деятельность вводит вас в соприкосновение с такими «инфицированными» людьми. Вы должны быть способны защитить себя от этой инфекции. Мы представляем, какие могут быть искушения на вашем пути и какая должна быть внутренняя сила, чтобы остановиться и сказать «нет» — во имя нашего народа, во имя нашего будущего. Для того чтобы не заражаться, врачи надевают марлевые повязки или даже полностью изолируют себя от пациента, который несет в себе инфекцию. Вот и у вас должна быть защитная система, которая связана с внутренним убеждением человека, с нравственным чувством.

Некоторые люди сильно преуменьшают значение нравственного измерения в жизни человека. Преуменьшают потому, что с молоком матери впитывают идею о том, что главное — это экономика, материальный фактор. Конечно, это важный фактор, но если экономическая мощь достается преступнику, то каковы будут последствия — для самого человека, для его родных, близких, для общества? Поэтому огромное значение нравственного измерения нашей жизни никогда нельзя минимизировать. Отношение к человеческой душе никогда не должно строиться на основе остаточного принципа: «мы сначала все сделаем — коровники построим, фабрики и заводы восстановим, а потом будем заниматься человеком; да и сам человек разбогатеет и станет лучше». Опыт показал, что это не так. Можно быть сказочно богатым, но при этом очень плохим человеком, преступником, несущим разрушение вокруг себя.

В этом смысле роль Полиции огромна, потому что  вы помогаете государству, обществу, народу ставить заслон на пути развития этого человеческого инстинкта. Совести не хватает — значит, власть должна корректировать. Вы являетесь именно теми представителями власти, на которых возложена такая ответственность.

Теперь перейдем и к проблемам. Они на поверхности — и то, что произошло в Казани, Волгограде. То, что происходит во многих других местах. Для того чтобы решить эти проблемы, нужно выработать правильную методологию. Во-первых, кто такой полицейский — для обычного человека, который идет по улице? Где этот простой человек видит представителя власти? В местный совет или в местную администрацию он не приходит, если нужды нет, и с властью сталкивается только тогда, когда видит человека в полицейской форме. Для абсолютного большинства людей, не обращающихся во властные структуры, не имеющих отношения к политическому процессу, милиционер — это и есть представитель власти, это лицо власти. Каков милиционер, такова и власть с точки зрения абсолютного большинства.

Вот почему проблемы, происходящие в среде правоохранителей, особенно тех, кто носит форму, кто входит в реальное соприкосновение с населением, так больно отзываются в сердцах людей и могут повлечь опаснейшие политические последствия — ведь речь идет о дискредитации власти как института. Думаю, это понимали всегда — и при государе императоре, и в советское время, и сейчас мы все это понимаем. Именно поэтому человек не надевает форму просто так. Форма надевается, когда человек приносит присягу. Неслучайно те, кто является носителем власти, кто является символом власти, приносят присягу, а нарушение присяги — это нарушение клятвы. В свое время присяга приносилась перед религиозными символами. Православные приносили присягу одним образом, мусульмане — другим, обязуясь не только перед обществом, не только перед книгой, которая называется Уставом или Конституцией и к которой у граждан может быть совершенно различное отношение, но и перед символами, которые являлись для человека, приносящего присягу, абсолютным непреходящим авторитетом. Это происходило именно для того, чтобы обязать носителя власти не совершать действия, которые разрушали бы государственность.

Применительно к современной полиции также следует определить, что человек ждет от полицейского. Если вынести за скобки масштабную критику, безобразные фильмы о полиции, которые по сути своей дискредитируют это высокое служение, — если просто оставить один на один обычного человека, гражданина, с представителями власти в лице полицейского, то что присутствует в сознании человека, взирающего на полицейского, особенно в ситуации, когда человек нуждается в помощи? То, что в лице полицейского гражданин может найти защиту: его защитят, в его проблемах разберутся квалифицированно и справедливо. Если же не происходит ни одного, ни другого, ни третьего, если в проблемах не разбираются или разбираются не квалифицированно или, что еще хуже, преступно, отдавая предпочтение не долгу, не исполнению присяги, не выявлению справедливости, а отрабатывая дань, которую получили справа или слева, — то и происходит разрушение авторитета милиции (полиции), а значит, разрушение авторитета власти.

Кроме такой политической ответственности полицейского за страну, за институты власти, за стабильность в государстве, полицейский несет еще и колоссальную нравственную ответственность. Он может либо пресекать зло в обществе, либо умножать его. Если же система начинает воспроизводить зло, умножать зло, усиливать зло, то наносится огромный ущерб личности, обществу и государству.

Теперь позвольте нам поделиться мыслями о том, почему мы наблюдаем и отрицательные явления — наравне с героизмом, с проявлением жертвенности в служении Отечеству многих и многих сотрудников правоохранительных органов, с проявлением удивительной внутренней, духовной силы, отваги, смелости. Наверное, каждому в жизни хотя бы раз приходилось встречаться с человеком, настроенным агрессивно и готовым употребить против вас силу. Это момент, когда требуется абсолютная концентрация внимания, физической силы и готовности дать отпор. Ты понимаешь, что перед тобой преступник, и это огромный стресс. Так вот, наши полицейские проходят через этот стресс каждый день по многу раз. И возникает вопрос: а что нужно делать для того, чтобы действия полицейского не наносили нравственного урона обществу, не дискредитировали власть, не подрывали основы государственности? Полицейские имеют дело с самыми болезненными, опасными проявлениями человеческого характера. Достаточно пойти вместе с полицейским в те квартиры, куда его вызывают. Откройте дверь, и вы увидите, что люди не должны так жить: семейные конфликты, доходящие до угроз убийства или самоубийства, грязь, наркотики, алкоголизм, жилища, не похожие не человеческие жилища. А ведь это — не что иное, как площадка ежедневной работы полицейского. А допросы преступников, общение с преступным миром? А контакты с теми, кто предлагает взятки, во много крат превышающие реальные заработки полицейского? Это абсолютно нравственно неблагополучная среда, это, по большому счету, инфекционный изолятор. Но ведь когда в инфекционный изолятор приходит врач, у него есть соответствующие способы предохранения — повязки, иные средства; кроме того, такие врачи особенно обращают внимание на укрепление своего иммунитета, понимая, что могут заразиться.

Когда в эту заразу погружается молодой человек с небольшим жизненным опытом, когда он видит изнанку жизни, — какой шок, даже в эстетическом плане, какой удар по человеку! Красота спасет мир; а что же делает безобразие, если продолжать логику Достоевского? Безобразие разрушает мир, разрушает человеческую личность. Вот в таком абсолютно безобразном контексте — с духовно-нравственной, эстетической, культурной точки зрения — живет полицейский. Мы направляем туда молодых сотрудников. Какую духовную подготовку они получили? Речь-то идет не о владении физическим оружием, не о том, насколько у тебя сильные мышцы или как ты умеешь употреблять приемы рукопашного боя. Вопрос в том, какая у тебя способность сопротивляться этой болезни, насколько высок уровень твоего иммунитета.

Мы твердо уверены, что огромную ответственность за подготовку правоохранителей, так же, как и людей в погонах, идущих на защиту своей Родины, должны играть традиционные религиозные организации. И вот почему. Не потому, что у священника больше логики и больше знаний, чтобы убедить студента в недопустимости получения взяток или вообще необходимости удерживаться от каких-то проступков. Настоящее религиозное и духовное образование предполагает погружение человека в иной опыт жизни — так же, как и чтение прекрасных образцов художественной литературы, знакомство с лучшими произведениями театра, кинематографа. Когда человек погружается в положительный опыт жизни, настолько привлекательный, что он хочет подражать всему тому, что он увидел.

Пример. Когда появился фильм «17 мгновений весны», когда люди его увидели, то многих настолько захватил положительный опыт героя, что хотелось подражать ему даже в мелочах. Это удивительно добрый и притягательный пример. Профессионалы говорят про фильм: так получилось, потому что постановка была хорошая, актеры хорошие, сценарий хороший. Это, так сказать, техническое объяснение. А на выходе, как говорят инженеры, — продукт огромной эстетической и нравственной силы воздействия на человеческую личность. Вот то же самое происходит, когда человек погружается в духовную традицию своего народа — не формально, в результате скучного чтения лекций, а соучаствуя лично.

В это духовное воспитание должна быть вовлечена Церковь, в нем должны участвовать лучшие представители нашей литературы, театра, кино. Никого не хочу критиковать, но когда видишь иные «произведения» по телевизору, понимаешь, что они неспособны воспитать не только полицейского или защитника Отечества, но и просто здорового гражданина — чтобы у него была здоровая психика, чтобы он был способен создать семью, любить свою жену, детей. В нынешних «произведениях искусства» нередко не можешь понять, кто же главный герой? Кто положительный герой? Где грань между добром и злом? Все перемешано, и полицейские-милиционеры выглядят так, что отвратительно смотреть и слышать все эти диалоги, которые сопровождаются распитием спиртного в служебных кабинетах.

Здесь позвольте перейти к самому главному. Если мы хотим, чтобы у нас была полиция, которая являла бы авторитетный образ страны, мы должны ясно понять, что это не задача УВД, в котором мы сейчас сидим, не задача уважаемого начальника с его командой, — это задача, которая стоит перед всем обществом. Поэтому для решения этой задачи нужно наваливаться всем миром. Проблема куда серьезнее, чем просто оказать помощь правоохранителям. Надо оказать помощь всему нашему народу, нашей молодежи. Церковь именно об этом непрестанно говорит.

И последнее по плану нашего выступления, но совсем не последнее по сути. Закон всегда опирался на нравственность; если же законы принимались безнравственные, то общество их отвергало. А почему безнравственный закон отторгался людьми? Да потому, что существует такое понятие, как нравственная природа человека. Люди веры отвечают на этот феномен следующим образом: Бог возжелал, чтобы у человека была нравственная природа. Люди неверующие пытаются объяснить это эволюцией, еще чем-то, и здесь всегда разрушается логика.

Так вот, этот нравственная природа всегда присутствовала в обществе. Посмотрите, что сказано во Всеобщей декларации прав человека: права человека могут быть ограничены в том случае, если они вступают в противоречие с моральными установками общества. Все это предполагает наличие нравственного консенсуса. Но сегодня мы переживаем страшное время, которое называют постмодерном, — с религиозной точки зрения это нечто такое, что приближает нас к трагическому концу, когда впервые за всю историю потерян нравственный консенсус. Сегодня навязывается понятие абсолютной автономии человеческой личности, которая и определяет сама для себя систему нравственных ценностей, и никто не вправе сказать, что одна система нравственных ценностей хуже, чем другая.

В нашем обществе большинство людей еще придерживаются нравственного консенсуса, но делается все для того, чтобы этот нравственный консенсус был разрушен. А если будет разрушен нравственный консенсус, то какие останутся законы? Нравственность — это единственный фундамент, который сегодня способен объединить наше общество, более того, род человеческий. Если есть нравственный консенсус, то из него вырастает общая законодательная система, включая защиту прав человека.

Если мы с вами разрушим эту связь между духовностью, нравственностью и законом, давайте забудем тему честности полиции, давайте забудем вообще тему жизнеспособности человеческого общества. Речь идет о самом существовании человеческого общества, а отнюдь не о существовании полиции как эффективного средства сдерживания. Поэтому в первую очередь мы должны сегодня думать о том, чтобы законы основывались на нравственном консенсусе или согласии. Второе, о чем мы должны думать, — это о том, чтобы нашей молодежи, в том числе готовой принять присягу, не только прививалось правовое сознание, но чтобы была обеспечена нравственная, духовная подготовка, которая выработает иммунитет, даст «респираторы», надевая которые, люди смогут входить в помещения с повышенной инфекционной опасностью, не заражая себя и своих близких. Без этого никакое повышение зарплаты, никакие детекторы лжи не сработают.

Благодарю Вас, Александр Александрович (Реветнев), что Вы нам дали слово, и мы хотели подчеркнуть, что решать эту проблему мы должны все вместе — и руководство правоохранительных органов, и лучшая часть ваших сотрудников, которые, конечно, размышляют обо всем этом, и представители традиционных религий, и наша общественность, и выдающиеся представители нашей науки, культуры, образования. Все вместе, основываясь на нравственном консенсусе, мы сможем изменить нравственное состояние нашего общества к лучшему, в том числе сумеем воздействовать на ситуацию в правоохранительных органах.

 Благодарю вас за внимание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.