Обращение к кузбассовцам в 40-й день поминовения погибших шахтеров 17 июня 2010 года

 Дорогие братья и сестры!

Все то, что произошло на шахте «Распадская», невозможно вычеркнуть и нельзя забывать. Но мы должны делать правильные для каждого из нас выводы. Мы воздаем сегодня память тем, кто погиб. Ни одна жертва не бывает напрасной. Всякая жертва есть жертва Богу и несет в себе колоссальный потенциал духовного воздействия на людей.

Способность жертвовать собой — это высшее проявление любви по Евангельскому слову. На примере святых и угодников Божиих, которые всегда были способны жертвовать собой, воспитывалась вся Русь, воспитывалась Россия. Тому, кто поступает так, прощаются все грехи. Его Бог сразу принимает в свое Небесное Царство. Это Крещение кровью, которое омывает все грехи человека. Многие, кто идет на такой подвиг, всего этого даже не знают. Но они идут, потому что они не могут не идти. Есть внутренняя сила духа, которая двигает человеком. Это духовное мужество не связано ни с образованием, ни с положением — оно связано с нашим воспитанием. Какие ценности и идеалы заложены в человеческую душу? Православная Церковь всегда стремилась воспитать человека в сознании необходимости жертвовать собой ради других. Это не означает, что жертва собой предполагает непременную смерть. Часто от нас требуется совсем немного: пожертвовать своим временем, пожертвовать деньгами, пожертвовать нашим вниманием.

Почему жертвенность является добродетелью и благословенным от Бога подвигом? Божественная истина становится понятной через внутренний, религиозный опыт человека. Эта духовная мудрость помогает нам понять то, что Бог во Христе, Сыне Своем, совершил ради нашего спасения. Господь пришел и пострадал ради того, чтобы люди имели жизнь, чтобы эта полнота человеческого бытия не прекратилась со смертью, но перешла в вечность. Господь ради этого пришел и отдал Себя, Свою жизнь. Он сделал это, движимый любовью к людям, как творению Своему. Через пример Самого Господа мы можем понять, что любовь есть способность отдать себя другим. Готовность отдать себя и часть своей жизни, времени, заботы, человеческого тепла и участия другому и есть проявление любви.

В эти трагические для Кузбасса сорок дней Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и прихожан Кемеровской и Новокузнецкой епархии, обращала свои молитвы к Богу. Семьи горняков переживают боль духовных и физических ран, которые надо уврачевать — молитвой, вниманием и поддержкой. Глядя на ваши мужественные лица, мы видим, с кем сердце народа Божия в Кузбассе. Оно здесь, в святых храмах, в животворящем лоне нашей Церкви, под благодатным покровом сонма угодников Божиих, которые сформировали своей жизнью такое понятие, как Святая Русь.

Проходя эти искушения, мы должны сохранять верность Господу и духовно возрастать — в мире, в любви и в единомыслии. Заупокойное богослужение — это символ нерасторжимого единства, которое превышает всяческие человеческие разделения, потому что наше единство не политическое, наше единство во Христе, единство, которое Господь создал для нас и образовал не только словом, но и Кровью Своею.

Когда человек в земной жизни видит смерть, он начинает размышлять о смысле своего существования. Что же лежит в основе главных ценностей, ради которых стоит жить и умереть? В центре Евангельского послания — одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и государственной.

Что же такое любовь, которую проповедует Христос? Что же означают эти слова Господа? Ведь это слова не человеческие, не мудрость поколений или всего человечества — это Божественная мудрость. Понятна она людям или непонятна, способны люди следовать этой мудрости или не способны — от этого слово Божие не перестает оставаться истиной, вечной и неизменной. Сила верующего человека в том, что он преклоняет перед нею колена ума и сердца своего в послушании слову Божию.

Богу было угодно, чтобы именно эта человеческая способность разделять свою жизнь с другими легла в основу самого главного закона, по которому только и должна устраиваться личная, семейная и общественная жизнь. Каждый из нас на опыте знает, как распадаются семьи только потому, что супруги перестали заботиться друг о друге, жизнь ближнего воспринимать как свою собственную жизнь. Что происходит в обществах, когда исчезает закон любви, когда начинается борьба за свои частные интересы — политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти интересы и ценности становятся самыми главными? Идет борьба не на жизнь, а на смерть, и разрушается ткань человеческого общения. Там, где должна была быть взаимная поддержка, любовь, солидарность, гармония, появляются человеческий хаос и беспорядок под лозунгами построения счастливой жизни.

Беды и разделения народа всегда проистекают от лозунгов, которые призывают нас к счастливой жизни. Не кровью ли умылся наш народ, когда в страшные годы революции соблазнился этими лозунгами и поверил, что можно построить счастливую, процветающую, мирную жизнь без Бога и без любви? Миллионы людей погибли, а эта мечта не была осуществлена. Ей не дано было осуществиться, потому что в основе этого политического мечтания были злоба, противоборство, стремление достичь своих целей, обманывая людей призывами к счастью.

Церковь призвана быть тем местом, где люди обретают опыт любви и опыт единства. Там, где есть разделение, нет любви. Какая может быть проповедь любви, где же Христос, если ради частных интересов разрушается основа человеческого бытия, разрушается и попирается человеческой злобой любовь? Церковь провозглашает всему миру: нет другого пути для развития человеческой цивилизации, для развития любого человеческого общества, кроме закона любви и проистекающей из любви солидарности, взаимной поддержки, гармонии и мира.

Всему этому мы научены от купели Крещения. Уроки суровых военных лет Отечественной войны, годовщину которой отметило наше Отечество, преподали нам великий завет любви и единства. Именно в стенах храмов Божиих мы особенно сильно переживаем значение церковного единства и жизни по закону любви.

В 40-й день после трагедии мы имеем возможность вспомнить тех, кто отдал свою жизнь за жизнь других людей. Это произошло не во время войны, это произошло в мирное время. Люди были вырваны из своих домов, оторваны и от своих семей. Спасатели, получив указание спускаться в шахту, в полной мере даже не понимали, куда они идут, и не связывали в собственном сознании служебный долг со своей скорой смертью. Когда же люди прибыли на место трагедии, то все всё поняли. Когда мы вспоминаем почивших родных, полезно помнить, что умершие особенно ждут наших молитв. Важно отметить, что изменяют загробную участь отшедших в мир иной дела милосердия, совершаемые в память об умерших. Напротив, оскорблением будет для них, если поминовение рассматривается как повод для пьяного разгула. Постараемся дорожить и нашим человеческим достоинством, и светлой памятью славных героев-кузбассовцев!

Мы должны вместе молиться и послужить тому, чтобы человеческие жертвы не уходили к Богу в мирное время. Будем молиться Богу о даровании нам силы любить ближнего — мужа, жену, брата, сестру, детей, коллег по работе. Пусть Господь даст нам силу любить и доказать опытом своей жизни, что не искаженное злобой лицо, проповедующее ту или иную человеческую истину, но светлый и кроткий лик Богочеловека и Спасителя является идеалом Святой Руси. Этот идеал непобедим и непреодолим, ибо он есть слово Божие, а не человеческое.

Желаю всем крепости духа, мужества, терпения и силы с христианским достоинством перенести боль постигшей утраты!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter