Доклад на заседании Общественной палаты Кемеровской области в Кемеровском епархиальном управлении

Патриотическое служение Преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский — Игумен земли Русской — всей своей жизнью и духовными подвигами заслужил высочайший нравственный авторитет у современников и потомков. Однако не менее значимы и та роль, которую он сыграл в??деле политического укрепления молодого Московского княжества, и та поддержка, которую он последовательно оказывал московскому князю Дмитрию Ивановичу в деле сплочения русских земель вокруг Москвы и подготовки отпора монголо-татарским завоевателям.

XIV век, в который выпало жить Преподобному Сергию, был очень непростым временем для Русской земли. Соперничество Москвы с Нижним Новгородом, Тверью, Рязанью, вмешательство в русские дела литовцев и татар, в своих интересах поддерживавших то одного, то другого из русских князей, — всё это создавало чрезвычайно сложную внутриполитическую обстановку на Руси.?Преподобный Сергий стал свидетелем трагических событий, сопутствовавших борьбе Московского княжества за лидерство. В начале 1330-х годов родители Преподобного Кирилл и Мария были вынуждены спасаться бегством из Ростова от самоуправства посланника Ивана Калиты боярина Василия Кочева. В развернувшейся борьбе надёжной опорой московским князьям служила Русская Православная Церковь, иерархи которой оказывали неуклонное содействие светской власти. В трудном деле объединения русских земель верными помощниками московского князя стали два величайших подвижника Русской земли, слово которых было непререкаемым для современников, — митрополит Алексий и?Преподобный Сергий Радонежский. Первый был регентом и фактическим правителем в отроческий период жизни князя Дмитрия, второй — его духовным отцом, крёстным всех его детей.?Как и митрополит Алексий, Преподобный Сергий Радонежский использовал весь свой огромный нравственный авторитет для содействия московскому князю в деле укрепления государственности, единения всех русских земель вокруг Москвы. Так, в 1365 году, когда нижегородско-суздальский князь Борис Константинович отказался повиноваться московскому князю, митрополит Алексий на всю Нижегородско-Суздальскую землю наложил интердикт (запрещение совершать церковную службу, включая Литургию, причащение, крещение, венчание, достойные христианские похороны усопших и т.д.). По благословению Митрополита, исполнять его волю отправился Преподобный Сергий Радонежский. Придя в?Нижний Новгород, Преподобный принялся опечатывать храмы. Князь Борис Константинович бежал в Суздаль, но вскоре всё же заключил мирный договор с?московским князем. Так святой Сергий помог прекратить междоусобицу.?В 1374 году по настоянию Преподобного Сергия удаётся организовать съезд князей в Переславле. Официальным поводом для съезда послужило крещение в?Спасо-Преображенском соборе сына Дмитрия Донского Юрия. На этом съезде было принято решение о совместном выступлении против давнего противника Москвы — тверского князя.?И, конечно, когда мы говорим о таком важнейшем в жизни нашей страны событии, как Куликовская битва, наряду с именем Дмитрия Донского мы неизменно вспоминаем имя Преподобного Сергия Радонежского, который, по?словам В.О. Ключевского, «примером своей жизни, высотой своего духа поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в своё будущее».[Ключевский В.О. Благодатный воспитатель русского народного духа. Речь, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г. в память Преподобного Сергия // «Троицкий цветок». М., 1892. С. 29.]?Непосредственно перед Куликовской битвой Дмитрий Иванович поехал в?Троицкий монастырь за благословением своего духовного отца — настоятеля обители. После совершенной Литургии, в конце трапезы, Преподобный Сергий предсказал Дмитрию, что в битве сам он останется жив, но многие погибнут. Благословив, дал князю двух схимонахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю (оба до принятия монашества были опытными воинами) — и напутствовал словами: «Мир вам, братия мои, твердо сражайтесь как славные воины за веру Христову и за все православное христианство».[«Сказание о Мамаевом побоище»: Пер. В.В.Колесова // http://fatus.chat.ru/skaz.html] Эти два инока стали видимым знаком духовной поддержки в предстоящей битве, а кроме того, свидетельствовали, «что защита Отечества является делом всенародным, что Русская Церковь едина со своим народом в самые трудные для него времена».[Слово Святейшего Патриарха Пимена на торжественном акте в Покровском храме Мос­ков­ской Духовной Академии 21 сентября 1980 года // ЖМП. 1980. № 12. С. 6.]?В самый день битвы к великому князю явились посланные от Преподобного Сергия монахи во главе с иноком Нектарием. Они привезли Богородичную просфору и письмо игумена с благословением всему русскому войску. Это?необычайно подняло дух воинов, высоко почитавших Троицкого игумена. Во время самой сечи Преподобный Сергий собрал в обители всю братию для совместной молитвы о даровании победы русскому войску. После одержанной победы, доставшейся дорогой ценой (9 из 10 русских воинов пали в бою), Дмитрий Иванович вместе с остатками войска на пути в Москву заехал в Троице-Сергиев монастырь и провёл там почти целый месяц — с 4 по 28 октября. Вот как об этом повествует преподобный Епифаний Премудрый: «Победоносный великий князь Дмитрий, одержав над враждебными варварами славную победу, вернулся с торжеством и великой радостью в свое Отечество и??незамедлительно пришел к святому старцу Сергию, чтобы воздать ему благодарность за добрый совет, и прославлял Всесильного Бога и благодарил старца и братию за молитвы. В веселии сердца он рассказал обо всем происшедшем и о тои, как Господь явил над ним Свою великую милость, и дал монастырю богатую милостыню».[«Житие Преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием»: Пер. игумена Тимофея Никонова. Свято-Троицкая Лавра, 2010. С. 99.]?В результате одержанной объединёнными русскими войсками победы был уничтожен миф о непобедимости Орды, показано, что Русь окрепла для борьбы за независимость, ещё более возрос авторитет московского князя. Важным следствием битвы стало также духовно-нравственное возрождение Руси, рост национального самосознания народа. После Куликовской битвы Преподобный Сергий продолжал помогать князю Московскому в разрешении политических и военных конфликтов. Например, в?сентябре 1385 года по просьбе Дмитрия Донского он отправляется во главе посольства к давнему сопернику Москвы князю Олегу Рязанскому просить того «о вечном мире и о любви». По сообщению летописца, «преподобный же игумен Сергий, старец чудный, тихими и кроткими словесы и речми и благоуветливыми глаголы, благодатию данною ему от Святаго Духа, много беседовав с ним о ползе души, и о мире, и о любви; князь велики же Олег преложи сверепство свое на кротость, и утишися, и укротися, и умилися велми душею и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь в род и?род».[ПСРЛ. Т. 11. С. 85–86.]?Преподобному Сергию пришлось даже выступать посредником между героями Куликовской битвы — московским князем Дмитрием Донским и его двоюродным братом серпуховским князем Владимиром Храбрым, во владениях которого находился Радонеж и Свято-Троицкий монастырь.[Молчанов В.Ф. «Небесный человек и земной ангел» // «Житие Преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием». Свято-Троицкая Лавра, 2010. С. 16.].?Забота Преподобного Сергия за единство русских земель, за искоренение розни и укрепление взаимопонимания между князьями нашло отражение в?словах молитвы ко Пресвятой Троице, составленной, согласно церковному преданию, самим Преподобным: «Спаси люди Твоя Российския и благослови достояние Твое. Соблюди страну нашу на многа лета во благоденствии, утверди ю во век века до всемирнаго пременения. Подаждь, Всещедре Господи, властем единомыслие, благосоветие, воем крепость непобедимую»[Молитва ко Пресвятей Троице от Преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонеж­скаго и всея России чудотворца // ЖМП. 1980. № 1. С. 65.]?Примером своей святой жизни Преподобный Сергий показал нам, что полюбить Небесное Отечество может лишь тот, кто любит земное Отечество — свою Родину, и талант, данный Богом, преумножает для её блага. Смысл и значение деятельности Преподобного Сергия по становлению единого Русского государства, по преодолению существующей в мире вражды нашли воплощение в знаменитой иконе Андрея Рублёва «Троица». Икона была написана по благословению преемника Сергия в сане игумена Свято-Троицкого монастыря преподобного Никона для того, чтобы почтить память Преподобного. Как пишет Е.Н. Трубецкой, идеалом Преподобного Сергия было «преображение вселенной по образу и подобию Святой Троицы, то есть внутреннее объединение всех существ в Боге преодоление ненавистного разделения мира, преображение вселенной во храм, в котором вся тварь объединяется так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Святой Троицы».[Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. М., 1916. С. 11.] Е.Н. Трубецкой заключает, что святой Сергий, основав свою монашескую общину, «поставил храм Троицы, как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».[Там же; о появлении этой мысли в литературе см.: http://www.bogoslov.ru/text/3322881.html#_ftn1] Так в тяжёлое для Руси время, наполненное междоусобной враждой и непрерывной борьбой с внешними врагами, Преподобный Сергий утверждал высший нравственный идеал единения и победы над рознью мира.?В заступничество Печальника земли Русской за нашу страну настолько верили как при жизни святого, так и во все последующие века, что в годы тяжких испытаний всегда обращались к нему с усердными молитвами. Особенно сильно значение Преподобного Сергия проявилось в период Смуты начала XVII века, когда основанная им обитель выдержала 16-месячную осаду поляков. Согласно сохранившимся преданиям, многие тогда видели святого старца, обходящего Троицкий монастырь и вдохновлявшего его защитников на борьбу. В Отечественную войну 1812 года и в русско-турецкую войну 1877–1878 годов в?действующей русской армии находилась икона Преподобного Сергия, написанная на доске от его гроба.[Архимандрит Алексий (Кутепов). Преподобный Сергий как русский идеал святости // «Богословские труды». Сб. 29. М., 1989. С. 191.]?В заключение хотелось бы вспомнить звучащие актуально во все времена слова выдающегося русского историка В.О. Ключевского о значении Преподобного Сергия для нашего народа и государства: «При имени Преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».[Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С. 75.]

Почему мы считаем преподобного Сергия Радонежского несомненным патриотом Отчества? Ведь нигде, ни в его «Житии», ни в свидетельствах современников не упоминается о том, чтобы преподобный хотя бы даже упоминал слово «Русь», или произносил слова «земное Отечество», «земная Родина».

Преподобный Сергий внушил князю очень важную и простую мысль: христианский государь обязан защищать от врагов и безбожников христиан, вверенных ему самим Богом. Он перед Богом отвечает, а не перед людьми. И воины должны сражаться потому, что должны повиноваться властям в том, что не противоречит воле Божией, и должны защищать церковь и народ, как носитель истинной веры. Для преподобного Сергия дороги были реальные человеческие жизни. Но для него православная вера дороже, чем жизнь. Ведь тот, кто отвергает себя от веры, погибает навсегда.

Память о преподобном Сергии живет в народе и жила всегда, даже в самые трудные времена. Потому что он был духовным светочем, примером, и даже от памяти его истекала великая сила, помогавшая людям сохранять веру, помогавшая людям сохранять живым нравственный евангельский идеал.

Преподобный стал великим именно потому, что он Евангелие воплотил в своей жизни. Он жил не по закону, а по благодати, был водим Духом Святым, потому что всего себя отдал в руки Божественного Духа. Значит, результатом жизни в Духе Божием являются такие ценности, с которыми люди связывают свое счастье: любовь, радость и мир. А что же нужно еще человеку, чтобы чувствовать полноту жизни? И любовь, и радость, и мир являются самыми важными человеческими ценностями, даже если люди этого и не осознают. Замечательно это подтверждают слова апостола в послании к Галатам, которые помогают понять, что есть жизнь в Духе: плод же Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).

Жизнь по Духу, в Духе, есть жизнь полная, с избытком, жизнь счастливая. А почему же тогда апостол говорит, что жизнь в Духе есть «долготерпение, милосердие, кротость, воздержание, вера»? Разве есть какая-то связь между терпением и радостью, между добродетелью, милосердием и счастьем? Значит, есть. Мы не связываем со своим счастьем такие понятия, как терпение, как милосердие, но именно все это вместе связано.

Жизнь по Божиему закону — это не жизнь в сплошном наслаждении и веселье, это человеческая жизнь с ее радостями и скорбями. И когда приходят к нам скорби, не нужно воспринимать это как нечто, что разрушает нашу жизнь, что мешает нашей жизни. Христианское отношение к скорби должно быть проникнуто пониманием того, что и скорбь включена в эту человеческую жизнь и для преодоления скорби даются нам и силы, и долготерпение, и благость, то есть способность творить добро, и милосердие, и кротость, и воздержание, и, конечно, вера. Все это связано с самоограничением человека. Не с раскрепощением страстей, инстинктов, как к тому призывает нас современный стиль жизни, а к определенному самоограничению, через которое только и может являться подлинный дар Духа в любви, радости и мире.

Почему мы так почитаем святого преподобного Сергия? Именно потому, что он прошел и через долготерпение, и через благость, и через милосердие; и кротким был, и воздержанным, и веру сильную имел, и потому в его личности расцвел плод Духа в любви, радости и мире. И он делился этим плодом с другими, устраивая мир не только вокруг себя, но и в стране нашей. Радостью и мирным сердцем он притягивал к себе людей, и именно через это притяжение и стяжал славу великого угодника и игумена земли Русской.

Вот почему так важен для нас пример святых угодников. Они являют нам реальный пример полноты человеческой жизни, полноты человеческого счастья.

Для того, чтобы мы могли все жить в мире, нужно уметь научиться себя отдавать другим. Нужно научиться хранить то, что свято для народа, что является его скрепой, что является фундаментом его единства и благополучия. Мы должны хранить наши нравственные заветы, которые пришли к нам от Самого Бога и которые вошли в историческую культуру нашего народа. Мы должны хранить веру нашу. Мы должны быть жертвенными, способными разделять жизнь с другими.

Кто-то может сказать: «Это нереально; посмотрите на то, что происходит среди нас». Но ведь точно так же говорили святому преподобному Сергию: «это нереально; князь Олег Рязанский против, другие князья против. Как же ты сможешь объединить этих гордых, жестокосердных, не видящих далее своего носа князей во единое воинство, подчинить их единой воле?» Но именно потому, что князья в сердце своем имели веру православную, преподобный Сергий помог им понять, что любовью и единством сильны мы.

Преподобный Сергий из глубины веков взирает сегодня на нас с икон своим кротким ликом и как бы стремится показать нам, как нужно жить. Ведь мы приходим в его Лавру, прикладываемся к его мощам, ведь мы чувствуем помощь, исходящую от Преподобного, — так давайте поверим и тому образу жизни, который он вел, побеждая врагов, усмиряя гордецов и завистников, поддерживая самых сильных мира сего, став через кротость свою и смирение великим духовным лидером нашего народа, и не только для поколения уже отдаленного от нас XIV века, но и для мятущегося во грехе поколения века XXI.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.