Слово в праздник Входа Господня в Иерусалим 28 марта 2010 года

 Возлюбленные во Христе дорогие отцы, братья и сестры!

 

Торжественный вход во Иерусалим – это, с одной стороны, всенародное признание божественного достоинства, могущества и славы Иисуса Христа, с другой – вступление сыном Божиим на путь крестных страданий и голгофской смерти, закончившийся чудом трехдневного воскресения Христа из мертвых.

Сегодняшнее Евангельское благовестие напомнило нам об исполнении ветхозаветного пророчества пророка Захарии об этом событии земной жизни Иисуса Христа, Его торжественном входе в Иерусалим и прославлении жителями этого города.

Таким образом, слово Божие указало на богодухновенность, истинность Священного Писания как слова самого Бога.

Нужно отметить, что слово Божие всегда оказывало и оказывает самое сильное влияние на души и сердца человеческие. Оно глубоко проникает в наше сердце, дает человеку свет и разум, делает слушателей участниками священных Евангельских событий, помогает лучше увидеть собственное состояние сердца, состояние нашей с вами души. Особенно сильное воздействие на души и сердца человеческие оказывает Евангельское повествование именно о страданиях Иисуса Христа. И вот на это и обращают взоры человеческие слова праздничных песнопений.

Событие торжественного входа в Иерусалим, как говорят святые отцы, укрепило веру в Спасителя его учеников и апостолов, чтобы они, увидев его через несколько дней поруганным, распятым на кресте, не усомнились в том, что эти страдания, эту человеческую смерть он принимает вольно, оставаясь при этом сыном Божиим и самим Господом для всех людей.

В словах Священного Писания этого праздника каждое слово имеет глубокое значение, потому что оно внезапно может раскрыть очи человеческого сердца на состояние нашей души, дать возможность увидеть то, что мы раньше не замечали, возле чего проходили мимо. Напоминая нам о страданиях Иисуса Христа, Церковь таким образом способствует исполнению христианского долга каждым верующим человеком. Она напоминает нам о необходимости духовно-нравственного совершенства каждым человеком, потому что каждый из нас есть образ и подобие Божие. И, совершенствуясь духовно, мы освобождаемся постепенно от грехов и страстей, которые вошли в нашу жизнь прежнюю, и через это вновь становимся сынами Божиими по благодати, достойными членами Царствия небесного и Церкви Христовой.

И когда мы с вами вновь и вновь вспоминаем страдания Иисуса Христа, то всегда нашему мысленному духовному взору предстает бездна собственных прегрешений, переполняющих чашу страданий Иисуса Христа, которую он испил по своей любви к человечеству за нас, за наше вечное спасение.

Согласно святоотеческому толкованию, печать смирения лежала на внешнем облике Спасителя и на Его внутреннем духовном мире, когда Он торжественно входил в город Иерусалим. И, несмотря на ликующие приветствия, радость жителей города Иерусалима, сердце самого Спасителя было наполнено глубокой печалью. И люди впервые тогда увидели плачущего царя и Бога. Иисус Христос плакал о том, что ожидало вскоре Иерусалим. По божественному предведению, которым Он обладал, Он плакал о погибающих жителях этого города, ибо уже хорошо знал и слышал, что через несколько дней эти же люди, этот же город будет призывать совсем другое. Вместо «Осанна» он будет требовать: «Распни, распни Его!».

Наверное, у каждого человека, услышавшего Евангельское чтение об этом торжественном входе в Иерусалим, и Евангельское повествование о том, что эти же жители через несколько дней распнут безгрешного человека, возникает вопрос, а порой и негодование: как же так люди, видев Христа при жизни, будучи свидетелями многочисленных Его чудес, исцелений и даже воскрешения четырехдневного Лазаря, буквально через несколько дней будут требовать смерти этого святого, великого человека, спасителя всех людей! Как же можно объяснить такую человеческую ненависть и злобу? Объяснить это, на самом деле, не представляет никакого труда. Нам лишь нужно посмотреть внимательнее на самих себя, на историю нашей страны, наше прошлое.

Ведь вспомним, что всего лишь 100 лет назад великая православная Российская держава так же встала на путь предательства и богоотступничества. Вместо почитания Бога она стала служить дьяволу, и те, кто ходил в храмы, стали вдруг разрушать их, преследовать христиан, мучить и убивать своих соотечественников. Так и в нашей жизни.

Несомненно, когда христианин слышит Евангельские слова о страданиях Иисуса Христа, то человеческое сердце начинает гореть любовью к Спасителю. Но задумаемся, как быстро порой остывает наше человеческое сердце, и мы с вами так же очень часто уподобляемся в своей жизни жителям того далекого ликующего Иерусалима, когда после Пасхи вновь совершаем грехи и беззакония, погружаемся в бездну преступлений, становимся людьми, которые не живут по закону Божию. И через это мы так же, как и жители ликующего Иерусалима, встали на путь предательства и богоотступничества.

Слово Божие во все времена слышится в мире. В ветхозаветный период оно возвещалось устами пророков, во время земной жизни Иисуса Христа – самим Спасителем, а после его крестных страданий и смерти Евангельское благовестие продолжили ученики и апостолы, а затем – святые отцы и учителя Церкви.

Слово Божие будет вечно пребывать в мире, потому что так определил сам Господь Иисус Христос, а слово Божие непреложно. Он сказал: Я с вами во все дни до скончания века.

Великий пост, в который мы с вами вступили и который закончится через неделю – это наш с вами путь к Богу. Но и Бог всегда идет навстречу каждому человеку.

Божественное откровение говорит и свидетельствует нам о том, что Бог хочет, чтобы никто из людей не погиб и все спаслись. Именно для этого Господь пришел на землю, именно для этого Он стал человеком и прошел земной путь, принял крестную смерть и затем воскрес из мертвых. Этого божественного благоволения удостоены все люди на земле. Бог, создав человека, промыслительно возвел его к высочайшим тайнам Своей божественной жизни, наделяя богатством даров Святого Духа, чтобы из смертных людей, обездоленных грехом, сделать вновь сынами Божьими, Божественно бессмертными.

Учение Иисуса Христа показало всем людям путь ко спасению, путь к милосердию Божию, в котором мы только и можем предстать перед справедливым божественным судом. И этот путь заключается в нашей вере в единого Бога, в Троице славимого, в принятии Иисуса Христа как Спасителя мира, который воплотился, совершил торжественный вход в Иерусалим, закончив жизнь страданиями и голгофской смертью именно ради нас и ради нашего спасения. Но вера христианская имеет самое непоколебимое и твердое основание, которое заключается в чрезвычайном и самом большом событии всей человеческой истории – в воскресении Иисуса Христа из мертвых, о чем говорится в песнопениях сегодняшнего праздника, и к чему направляют взоры человека.

И именно прославлением воскресшего Христа окончится и скорбный путь Страстной седмицы, в которую мы с вами вступаем с завтрашнего дня. Проповедь о вере в Воскресение Христово хранит и передает всему миру Церковь Православная, потому что именно через нее Господь благоволил открыть всему миру эту спасительную и великую истину.

Действительностью воскресения праведного Лазаря Господь подтвердил божественное учение о высоком предназначении каждого человека, о Царствии Небесном, о жизни Будущего века и о нашем всеобщем во Христе воскресении. Ведь если мы с вами все воскреснем, значит, существует воздаяние, есть вечная жизнь, к которой Церковь и призывает всех нас с вами готовиться здесь, на земле, и за которую каждый из нас даст ответ за эту прожитую земную жизнь, как дар Божий каждому человеку.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter