Дорогие отцы благочинные и настоятели, сотрудники КЕУ!
На архиерейском совещании 02.02.2010 г. в зале церковных соборов храма Христа Спасителя Предстоятель нашей Церкви представил епархиальным архиереям свой доклад о проблемах, направлениях служения и деятельности Русской Православной Церкви. На основе этого выступления мы сегодня доводим до Вашего сведения содержание доклада и стратегию церковной деятельности в Кемеровской епархии.
Среди важнейших событий минувшего года — положительное завершение многолетнего диалога между традиционными религиями России и Российским государством по вопросу преподавания основ религиозной культуры в школе и введения института военного духовенства.
В 2009 году была предпринята реформа центральных органов церковного управления. Созданы новые синодальные отделы: Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Синодальный информационный отдел, Финансово-хозяйственное управление, разведены функции Издательского совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии. Учреждена Общецерковная аспирантура.
Сегодня в нашей Церкви 160 епархий, 207 правящих и викарных епископов, 30 142 прихода, 28 434 священника, 3 625 диаконов. Действуют 788 монастырей, в том числе 386 мужских и 402 женских. В истекшем году образованы две новых епархии (Калининградская и Бурятская), совершены 7 архиерейских хиротоний, в том числе 5 в России и 2 на Украине.
I. О единстве Церкви
В 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Определение «О единстве Церкви». Данный документ является «дорожной картой», неукоснительное следование которой способно избавить нас от многих трудностей и помочь преумножить плоды церковного единения.
Надлежит укреплять взаимосвязи между приходами, епархиями и высшей церковной властью. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, каждый приход — это вовсе не изолированная единица. Приходы объединены в благочиния, которые и составляют епархию. В свою очередь епархия — это тоже не отделенная от высшей церковной власти структура. У каждой из этих составных частей есть свое особое служение, но все они делают одно общее дело. Поэтому налаживание взаимодействия между каждым отдельно взятым элементом этой стройной системы должно стать для нас предметом непрестанной заботы.
В целях практического укрепления церковного единства и координации наших трудов целесообразным уже в ближайшее время озаботиться вопросами выстраивания рабочих взаимосвязей между приходами в области образовательной, социальной и молодежной работы.
Единство должно простираться поверх государственных границ и политических разделений, социальных, возрастных, культурных и иных человеческих различий. На нас лежит долг пастырской заботы о наших верующих и свидетельства современному миру о духовных ценностях православной традиции.
II. О внутрицерковной жизни
Итогом начального периода новейшей истории нашей Церкви стало то, что по разным данным в среднем от 60 до 80% населения наших стран именуют себя православными. Но какова же на самом деле ситуация на местах? Любой, кто не оторван от реальности, осознает, что, если говорить об активных верующих, регулярно причащающихся и участвующих в церковной жизни, то доля такого населения гораздо ниже указанных процентов.
В связи с этим нужно конкретнее обозначить стоящую перед нами задачу. Нам необходимо сделать пастырскую, миссионерскую, административную деятельность более системной и более эффективной. При этом сразу подчеркну: работа по многократно выверенной схеме, без сердечной молитвы, без любви, без горения духом, заранее обрекает такую деятельность на провал. И к тому следует стремиться и этого не оставлять. Без веры, любви и молитвы самая правильная форма будет пуста. Но и без надлежащей формы доброе содержание, скорее всего, не принесет достаточного плода.
Неправильно, когда мерилом эффективности становится количество проведенных мероприятий: конференций, съездов, лагерей. Мероприятие может быть хорошим методом подведения итогов и средством поиска новых путей работы, способом обмена опытом между ответственными работниками. Акция может стать начальным этапом дальнейшей кропотливой, ежедневной работы. Если мы ограничимся мероприятиями, то чему мы будем подводить итоги? Ради чего обмениваться опытом? Что планировать? Настоящая работа каждого священника, каждого церковного труженика осуществляется ежедневно. Отчет о деятельности священника перед своим благочинным, благочинного перед архиереем, годовой отчет архиерея перед Патриархом должен давать ответы на простые вопросы: Сколько времени в неделю приход уделяет работе с молодыми? Сколько — работе с пожилыми и одинокими? Каждый священник должен иметь ясное понимание методики, по которой он работает с той или иной частью паствы. Каковы результаты этой работы?
Мы завершили эпоху торжественного храмостроительства и парадных мероприятий, нам предстоит строительство простых, не дорогостоящих храмов с необходимыми помещениями для полноценной приходской деятельности и ежедневная работа с пасомыми.
Молодежное служение
Сегодня молодежь вообще бывает лишена какого-либо воспитания или имеет порочные примеры перед глазами и потом вынуждена на своих ошибках учиться жить правильно. Активизация данного направления нашей деятельности является одной из важнейших задач для всей Русской Православной Церкви.
Работа с молодежью должна выстраиваться как на уровне епархии, так и на уровне прихода. Нам необходимо использовать новые формы и методы, дабы донести Евангелие до современной молодежи, которая не всегда с легкостью может переступить порог храма.
Важное значение имеет первое впечатление от контакта молодого человека с церковным миром. Вот почему необходимо участие духовенства в личных встречах с молодыми людьми. Для них это серьезное событие, к которому они подходят с неподдельным интересом и которое надолго им запоминается. Но эта форма пастырства не является и никогда не станет единственно возможной или достаточной. Нам нужно создать все условия для воцерковления людей, откликнувшихся на призыв Церкви. Необходимо в каждой епархии сформировать инфраструктуру (в благочиниях, приходах) подготовки и воспитания лидеров, способных в дальнейшем развивать и координировать молодежную работу. При этом важно ввести систему аттестации, выявляющей искуснейших, и поддерживать их энтузиазм соответствующими полномочиями.
История древней Церкви знает много замечательных примеров, когда святители, сами проводя первые встречи с оглашенными, затем перепоручали их своим помощникам, которые в течение долгого периода обучали уверовавших основам веры. Этот опыт вполне применим в нынешних условиях. Подготовка православных молодежных лидеров — это не то же самое, что полное духовное образование, возможное в стенах семинарий или богословских институтов. Подобная подготовка — вещь максимально предметная, преследующая троякую задачу: дать молодым людям крепкую церковную базу, предоставить инструментарий для просветительской работы и обозначить пути для дальнейшего самостоятельного духовного развития и богословского образования.
Полезно отметить одну важную концептуальную идею. Наше время — время утраты традиции, время нравственного релятивизма. В этих условиях формы и методы православного просвещения, в которых служитель Церкви выступает как учитель, знающий истину, эффективны в очень редких случаях. Поэтому ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку — это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления.
Очень важно вовлекать молодежь в просветительскую работу. Такой путь православного свидетельства открывает новые возможности: молодой верующий способен научить собственным примером. Юноша или девушка, занимающиеся молодежным служением, должны помогать людям двигаться к Богу независимо от того, достигли они сами вершин духовного совершенства или нет. Именно в этом потенциал того, что теперь принято называть «лидерскими качествами».
Нередко христианин, стремящийся к просветительскому служению Церкви, не получает должной поддержки у настоятеля. Воцерковленный человек, молодой или в возрасте, желающий послужить Богу в деле благовествования, должен получить такую возможность. Если пастыри не будут заниматься работой с молодежью, да еще и не позволят заниматься ею мирянам, то на духовные запросы юношества вновь, как и 10-20 лет назад, будут отвечать заезжие миссионеры и сектанты.
Необходимо всемерно поддерживать желание молодых прихожан собираться вместе для чтения и обсуждения Священного Писания. Личное отношение к Слову Божию, выраженное в кругу людей, которым можно доверять и на духовную поддержку которых можно опереться, помогает молодому человеку осмыслить веру и церковную жизнь. И если священник сам не имеет возможности проводить подобные встречи, он обязан помочь в этой работе тому, кто чувствует в себе духовные силы и укоренен в церковной традиции.
Наше время богато техническими возможностями, о существовании которых пару десятилетий назад мы могли бы прочитать только в фантастической литературе. В Церкви существуют авторитетные богословы, педагоги и миссионеры. Дистанционные встречи с ними должны стать частью церковного свидетельства. Молодые прихожане, занимающиеся просветительской работой, должны получить возможность восполнить свои знания с помощью современных технологий при материальной или финансовой поддержке прихода.
Эффективным направлением церковной молодежной работы являются паломнические поездки. Паломничества можно сделать одной из форм молодежной катехизации и научения жизни по вере, особенно если они включают элемент молодежного общения и некоторую культурно-развлекательную составляющую, а также труд на благо Церкви.
За последние годы были выстроены конструктивные отношения с государственной властью, региональными и местными администрациями. А это означает, что священнослужители и православные молодежные активисты могут инициировать переговоры по предоставлению для использования Церковью помещений, средств поддержки образовательного процесса и других ресурсов, которыми располагают школы, библиотеки, общественные организации. Все это поможет вывести церковную просветительскую работу на качественно новый уровень, а с другой стороны — поможет наладить конструктивные, деловые и дружеские отношения с местной общественностью.
Необходимо отметить три проблемы в сфере работы с молодежью.
Во-первых, важно избежать популизма. Да, нужны крупные акции, обращенные к молодежи и призванные показать им Церковь, о которой многие молодые люди знают лишь на уровне светских стереотипов. Но такие акции должны быть лишь вершиной айсберга. Без кропотливой ежедневной работы на приходах они малоэффективны. В епархии необходимо так наладить молодежную работу, чтобы она велась на каждом приходе, в каждом учебном заведении. Чтобы после определенного отрезка времени священник мог с радостью сказать самому себе: моя молодая паства увеличилась на столько-то человек.
Вторая проблема — неадекватная оценка потенциала молодежи. Нам нужно понимать, какие вопросы и проблемы ее волнуют, готовиться отвечать на эти вопрошания. Ну а для того чтобы понимать молодежь, необходимо научиться ее слушать. Молодежный потенциал можно и нужно задействовать в миссионерских целях: содействуя молодежным проектам, организациям, инициативам, причем необязательно напрямую касающихся церковной деятельности, мы способствуем привлечению молодых к Церкви. Это могут быть дискуссионные группы, например, для обсуждения современных социальных или культурных явлений, или социальные проекты.
Наконец, третья, проблема — попытка заигрывать с молодежной культурой. Мы видим, как в эту ловушку попали христианские проповедники на Западе. Сегодня многие с опаской говорят, что когда мы проповедуем байкерам или на рок-концертах, то мы идем тем же путем. В некоторых случаях, к сожалению, эти слова не лишены смысла. Да, в каждой культурной среде мы должны говорить на понятном для этой среды языке. Но при этом обязаны помнить, что пришли сюда для одной цели — ради проповеди Слова Божия и благовестия о спасении. Если же представители Церкви приходят лишь для того, чтобы выразить молчаливое одобрение, то становятся свадебными генералами, которых никто не воспринимает всерьез. Да и какой смысл в Церкви, которая не проповедует Христа? Поэтому у нас нет иного пути, как идти и проповедовать Его повсюду.
Реформа в деятельности Управления делами Московской Патриархии
Произвола в жизни Церкви быть не должно. Никакой личный конфликт не должен приводить к необоснованным репрессиям клирика, или наоборот, личные симпатии — к тому, что нарушитель церковного порядка будет освобождаться от ответственности. Извержение из сана клирика или его запрет — порой мера неизбежная, но нередко — это констатация бессилия архипастыря и настоятеля, не сумевших воспитать подведомственного им клирика. Перевод клирика на новый приход с одной стороны может быть на пользу церковной жизни, и так чаще всего и бывает, с другой — может являться неким кризисом для прихожан.
О церковной наградной практике. Обратить внимание на то, что общецерковные награды должны стать особым видом поощрения тех лиц, которыемного лет самоотверженно трудятся во славу Церкви Христовой. Слишком частое использование общецерковных наград девальвирует их значение. Следует помнить, что у архиерея немало самостоятельных возможностей для поощрения достойных тружеников и благотворителей епархии: памятные адреса, памятные иконы с личной надписью, а теперь еще и епархиальные медали, учреждение которых благословил Священный Синод.
Церковно-судебная деятельность
Согласно решениям Архиерейского Собора 2008 года во всех епархиях должны быть сформированы епархиальные суды. Архиерейский Собор 2008 года ввел в действие постоянное Положение о церковном суде. Введение правильно сформированных и реально действующих церковных судов — важный шаг в жизни нашей Церкви, способствующий укреплению церковной дисциплины и беспристрастного, объективного подхода к обвинениям в адрес клириков и мирян, а значит способствующий и росту авторитета как епархиального архиерея, так и всей Церкви.
Финансовая деятельность
Одним из проблемных аспектов нашей церковной жизни является сфера финансов и хозяйства. Этому есть объективные причины: до определенного времени Церковь была фактически лишена возможности вести финансово-хозяйственную деятельность, затем были 1990-е годы, когда об экономическом порядке в стране едва ли можно было говорить. Конец 1990-х ознаменовался кризисом, удар от которого Церковь приняла на себя вместе со всей страной.
Патриарх отметил: «Каждая копейка, отданная Церкви, подобно лепте евангельской вдовицы посвящается Богу и наша обязанность состоит в том, чтобы сохранить ее, приумножить и направить на благие цели». При таком понимании нецелевая трата церковных средств становится святотатством.
В связи с темой финансов Церкви необходимо подробнее остановиться на четырех вопросах.
Первое, это — епархиальные отчисления в Московскую Патриархию. Формирование бюджета Московской Патриархии — жизненная необходимость. Взносы являются канонической, если угодно — экклезиологической обязанностью епархий, идущей еще от тех времен, когда местные Церкви собирали средства апостолам, которые доставляли эти средства в Иерусалим. При этом взносы в Патриархию не должны подрывать экономику епархий.
Необходимо провести работу по оптимизации епархиальной финансово-хозяйственной системы. Требуется упорядочение финансовой деятельности приходов. Однако необходима осмотрительность, взвешенный подход к обложению налогами беднейших приходов. В этом деле должен быть дифференцированный подход со стороны благочинных, учитывающий такие факторы, как посещаемость храмов, необходимость в их ремонте и многое другое.
Второе. Главной обязанностью священника должно быть спасение вверенной ему паствы. К сожалению, при отсутствии отлаженной финансовой системы Церкви, естественная и нормальная забота о своей семье, о детях, нередко приводит к тому, что первоочередной заботой клирика становится поиск средств для достойного существования. Именно нам, руководителям (архиерею, настоятелям, благочинным), надлежит позаботиться о том, чтобы все клирики были обеспечены необходимым и могли «не пещись о столах». Опять же здесь необходимо продумать такую финансовую систему, когда средства с богатых городских приходов будут грамотно перераспределяться. Богатый приход — это не средство для «кормления» настоятеля и клира этого прихода, а, в том числе, источник финансирование всей епархии и отчислений на общецерковные нужды. При равной нагрузке зарплаты городского и сельского настоятеля не могут принципиально отличаться: подчеркну — при равной нагрузке. Предложил бы также подумать над созданием различных механизмов обеспечения финансовой деятельности епархии, таких как создание епархиальных фондов возрождения храмов, попечительских советов при приходах, кассы взаимопомощи духовенства.
Третье. Финансово-хозяйственное управление призвано заниматься не только финансовыми, но и имущественными вопросами нашей Церкви. С целью составления картины нынешнего состояния церковного имущества Финансово-хозяйственным управлением совместно с Управлением делами Московской Патриархии некоторое время назад было разослано в епархии, находящиеся на территории Российской Федерации, циркулярное письмо с образцомсоставления реестра церковного имущества в епархии. Прошу вас, дорогие настоятели и благочинные, со всем вниманием отнестись к этому важному делу, направив заполненные реестры в Епархию для Московской Патриархии в указанные сроки.
Четвертое и последнее. Финансово-хозяйственное управление обеспечивает также координацию со стороны Церкви финансирования работ по восстановлению и реставрации памятников истории и архитектуры федерального значения в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)». В предстоящем 2010 году объем этого финансирования существенно сокращен.
Духовное образование
Одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является завершение реформирования системы духовного образования. В решении этой проблемы мы должны исходить из тех целей, которые стоят перед духовным образованием. Это, во-первых, подготовка пастырей, и, во-вторых, специалистов в различных областях богословского знания. На первое должны быть нацелены семинарии, а также пастырские и миссионерские факультеты православных университетов, которые обязаны давать базовые богословские знания и воспитывать достойных служителей Церкви. На второе — духовные академии, Общецерковная аспирантура, аспирантуры православных университетов, которые призваны, с одной стороны, давать специальные углубленные знания, а с другой, быть площадкой для научно-исследовательской работы. Кроме того, в обязанность академий и аспирантур также входит подготовка преподавательских кадров для церковных и светских учебных заведений. Свое место в системе духовного образования должны найти факультеты при светских вузах.
Главным мотивом, подвигающим нас к реформированию системы духовного образования, является необходимость повышения уровня обучения и воспитания. Она также должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем. Это позволит нашим студентам и преподавателям полноценно участвовать в программах академического сотрудничества, что в конечном итоге будет способствовать как успеху миссии Церкви в обществе, так и повышению образовательного уровня внутри самой Церкви. Конструктивное партнерство с указанными образовательными системами возможно при согласовании принципов организации духовного образования с так называемой Болонской системой, на которую перешли европейские и российские ВУЗы. Следствием этого станет, наконец, решение проблемы признания государством нашего богословского образования, а также создание условий для повышения его уровня. Полагаю, что Болонский процесс едва ли может быть принят нами в чистом виде, тем более что сам он предполагает наличие разночтений и учитывает особенности национальных систем образования, а также специфику изучения отдельных предметов. Отечественное богословское образование безусловно имеет свою специфику и свои традиции, которые должны быть учтены, и Болонский процесс предоставляет такую возможность.
Среди конкретных задач, которые стоят перед нами и которые Болонский процесс помогает решать, хотел бы отметить необходимость четкой дифференциации семинарского и академического образования. Семинария должна готовить пастырей со степенью бакалавров. Некоторые семинарии, имеющие больший потенциал, могут предоставлять своим учащимся возможность проходить начальную научную специализацию, получая степень магистра. Академии же и равные им учебные заведения должны стать местом, где готовят специалистов и исследователей по отдельно взятым дисциплинам. Обучение в них должно завершаться написанием полноценных научных исследований. И в семинариях и в академиях должны быть усовершенствованы методы преподавания — бoльший упор необходимо делать на самостоятельную работу студентов под контролем и при руководстве со стороны преподавателей, Студентов нужно прежде всего «учить учиться», прививать им практические навыки исследовательской работы с текстами, написания собственных текстов, владения методологией научной работы. В семинарии богословское и нравственное формирование воспитанников должно проходить при активном участии преподавателей и классных наставников. Студента необходимо научить ориентироваться в том большом массиве знаний, который существует в нашу эпоху.
Надо продумать рациональную систему распределения кадров не только по епархиям, но и внутри епархий, дабы, к примеру, кандидат богословия или выпускник академии был задействован в общеепархиальных проектах или трудился на таком приходе, где существует больше возможностей для использования его знаний.
Есть благочиния, из которых крайне редко в семинарии поступают абитуриенты. Полагаю, что это неправильно: епархия не должна лишать себя священников с высшим духовным образованием, как минимум семинарским. В Москве Патриархом подписано распоряжение, чтобы все московские настоятели озаботились вопросом о поиске и подготовке в своих приходах кандидатов к поступлению в семинарии. Если кто-то с этой задачей не будет справляться, видимо придется делать соответствующие выводы.
Издательская деятельность
Первое. Речь идет о том, чтобы ограничить поток некачественной, а порой и псевдоправославной с элементами оккультизма литературы, попадающей в церковные магазины и лавки, а иногда становящейся угрозой церковному миру. Для исправления ситуации было принято решение о том, чтобы вся издаваемая продукция проходила рецензирование в Издательском Совете. Вводится гриф Издательского Совета, без которого книга не может продаваться в церковных магазинах. Претворение в жизнь данного решения займет определенное время, будет трудным, а порой и мучительным, однако нам никуда от этого не уйти. Мы в первую очередь должны оградить людей, приходящих в храмы, от некачественной продукции, приобретение которой в церковной лавке придает этой продукции видимость церковного благословения, а значит способствует доверию к ней со стороны читателя.
Ответственность за это, как и за все, что происходит в епархии, лежит в конечном итоге на епархиальном архиерее. Необходимо создавать в епархиях местные органы контроля качества продаваемых на церковных прилавках изданий. Таковым епархиальным службам следует работать в координации с Издательским Советом.
Священный Синод также определил, чтобы благословение архиереев преподавалось на издание лишь в том случае, если оно предварительно прошло экспертизу в Издательском Совете.
Недопустимо, чтобы в церковных лавках продавалась литература, имеющая благословение старца N, матушки N. Все, что публикуется в епархиях, епархиальных монастырях и приходах, должно иметь благословение епархиального архиерея и пройти экспертизу в Издательском Совете. Это касается всех изданий.
Возникают часто некоторые вопросы. Скажем, разве нельзя распространять через церковные сети сказки Андерсена или произведения Достоевского? На это хотелось бы заметить следующее: если мы говорим о небольших книжных лавках при храмах, то в них правильным было бы представлять прежде всего церковные книги и те же журналы, которых, благо, сегодня достаточно. Ведь приобрести их даже в храмах можно далеко не всегда. Есть храмы, в которых ежедневно бывают сотни людей, это миссионерское поле, но там совсем нет качественной церковной публицистики или продается один-два журнала, скорее, политической, чем церковной направленности. Стоит ли в этих храмах предлагать еще и Достоевского и Андерсена, которых можно приобрести в любом книжном городском магазине? Если же речь идет о больших церковных книжных магазинах, где площади позволяют представлять множество книг и брошюр и где сегодня можно встретить немало не только художественной, но и исторической и иной специальной литературы, то и здесь я просил бы не забывать о том, что факт приобретения того или иного издания в церковном книжном магазине будет расцениваться как его прямая рекомендация Церковью. Поэтому этот процесс не может не регулироваться.
Второе. Священный Синод также принял ряд решений, направленных на развитие церковной проповеди через книгу: это — введение Дня православной книги, учреждение Патриаршей литературной премии, проведение конкурса «Просвещение через книгу». Без способности обращаться к тексту не может быть никаких надежд, связанных с повышением духовной жизни, церковной активности, богословских знаний среди верующих. Епархиям необходимо принять самое активное участие в их реализации. К примеру, к празднованию Дня православной книги могут быть приурочены региональные книжные выставки-ярмарки, проведение на местах конкурсов и акций.
Кроме того, важно, чтобы при епархиальных управлениях, при крупных городских приходах и монастырях открывались, или активизировали свою деятельность библиотеки. Церковные библиотеки должны быть не только местом, куда люди приходят почитать или позаимствовать книгу, но духовно-просветительскими центрами, при которых организуются группы любителей христианского просвещения, дискуссионные кружки. При правильной постановке дела сюда будут приходить и такие люди, которые, может быть, и на богослужение-то редко ходят. Подобное общение станет для них шагом в сторону Церкви.
Направлением работы Издательского Совета станет создание единой общецерковной сети реализации издательской продукции, состоящей из крупного реализационного центра в Москве и в региональных центрах. Необходимость оптимизации доставки церковных изданий и периодики в епархии и приходы, особенно расположенные в удаленных регионах, для формирования доступных цен и расширения ассортимента, очевидна. Кроме того, появление данной сети должно помочь решить проблему обеспечения изданиями епархий, находящихся в ближнем и дальнем зарубежье.
Информационная политика
Важнейшей задачей для Информационного отдела является богословское осмысление как самого понятия информационного общества, так и современных информационных и информационно-технологических практик.
Необходима разработка современной информационной стратегии Церкви, которая в том числе будет включать в себя и нашу оценку современного информационного общества. Иными словами, речь идет о богословии коммуникации, богословии диалога. Что касается тактической работы, то и здесь есть на что обратить особое внимание. Задача отдела — налаживать информационное взаимодействие общества и Церкви в целом, а не только ее синодальных структур. Поэтому очень важно тесное сотрудничество епархий и профильных епархиальных структур с Синодальным информационным отделом.
В противном случае задача координировать информационную деятельность в Церкви будет трудновыполнима. Сегодня сотрудники отдела сталкиваются с такими сложностями, когда им приходится комментировать различные ситуации в епархиях (порой, конфликтные), о которых они узнают из открытых источников, наряду с журналистами. Можно ли эффективно содействовать разрешению ситуации, не обладая полной информацией? Конечно, нет. Именно поэтому на последнем заседании Священного Синода подчеркивалась важность координации работы информационных отделов синодальных учреждений и епархий с Синодальным информационным отделом, а также своевременного предоставления ему информации о планируемых мероприятиях, могущих вызвать широкий общественный резонанс. Попросту говоря, если вы чувствуете, что в газетах начнут писать о происходящем, хорошо бы, чтобы отдел получил информацию до того, как туда позвонят за комментариями. В любой момент к сотрудникам Информационного отдела можно обратиться за помощью, поддержкой, разъяснением той или иной проблемы. Отдел всегда на связи, он призван оперативно реагировать на любые проблемы, потому что информационная среда не терпит промедлений.
Еще одна задача Информационного отдела — это помощь православным СМИ. Священный Синод поручил Отделу разработать систему мер по повышению уровня квалификации сотрудников информационных подразделений синодальных учреждений, епархиальных информационных отделов и пресс-служб. В ведении Синодального информационного отдела находится и фестиваль «Вера и слово». Надеюсь, что в ближайшее время мы с вами увидим практический результат этих поручений.
Говоря о качестве изданий, присутствующих в церковной системе распространения, обращаю ваше внимание на то, что, наряду с аналогичным решением в области издательской деятельности, Священным Синодом принято решение о введении обязательного грифа «Рекомендовано к изданию/производству Синодальным информационным отделом». Гриф «По благословению Патриарха Московского и всея Руси» для средств массовой информации решено отменить — за исключением официальных изданий, согласно списку, утвержденному Патриархом Московским и всея Руси по представлению Синодального информационного отдела. Издания без грифа в храмах продавать не следует.
Сотрудничество с официальным изданием Русской Православной Церкви важно для всех нас. Надеюсь, что при активном участии духовенства нашей Церкви будет не только существенно расширен круг авторов, но и увеличится подписка на «Журнал Московской Патриархии».
III. Церковь и общество
Сегодня очень важна роль церковно-общественного диалога и сотрудничества. Общество в странах нашего канонического пространства состоит либо по преимуществу, либо в значительной своей части из православных христиан, чад нашей Церкви. Поэтому все, что происходит в общественной жизни, все, что волнует и заботит людей, не может оставаться вне церковного внимания и действия, в том числе совершаемого силами мирян и их объединений. Мы открыты к диалогу с людьми самых разных мировоззрений. Главной целью такого диалога является благо Церкви и всего народа — благо не только материальное, но и духовное.
Считаю принципиально важными совместные действия епархиальных властей и Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества для координации работы православных общественных организаций. Следует координировать с Отделом и наше участие в дискуссии по законотворческим вопросам. Стоит подумать о назначении в епархиях ответственных за взаимоотношения Церкви и общества, которые могли бы поддерживать сотрудничество с Синодальным отделом не только на уровне обмена информацией и разовых консультаций, но и на уровне совместного проектирования и реализации конкретных шагов по усилению роли Церкви в обществе. Убежден: доверительное и деловое взаимодействие епархий с Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества поможет консолидации нашего церковно-общественного пространства.
В прошедшем году начал меняться формат празднования Дней славянской письменности и культуры. Еще более серьезные перемены ожидают это событие в наступившем году.
Дни славянской письменности и культуры могут, как никакой другой праздник, помочь восстановлению национального самосознания, утвердить в обществе любовь и уважение к нашим истории, языку и культуре, сплотить славянские народы, помочь им сохранить верный исторический путь, однажды избранный апостолами славян — святыми Кириллом и Мефодием. Надеюсь, что проведение Дней объединит усилия Церкви, государства и общества как в столицах наших стран, так и в регионах. То, что Москва станет постоянным центром проведения Дней, не значит, что работа в епархиях должна ослабнуть. Наоборот, ее нужно серьезно развить. Убежден: в каждом регионе можно не только совершить торжественные богослужения, но и провести шествия, конференции, культурные и молодежные акции.
Еще одним важным для церковно-общественной работы периодом должно стать начало ноября — время, окружающее празднование Дня Казанской иконы Божией Матери. В России в этот праздник отмечается и День народного единства. Празднуя его, мы не только вспоминаем славные исторические события — мы работаем ради утверждения единства народа поверх национальных, социальных, политических и иных различий. Ко Дню народного единства теперь приурочена ежегодная церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь» с окружающими ее культурными и общественными событиями.
Изменение типовых уставов канонических подразделений Церкви
Священный Синод продолжил работу по изменению типовых уставов канонических подразделений Церкви. В 2007 году была принята новая редакция типового устава епархии. Однако типовые уставы приходов, монастырей, подворий, утвержденные Священным Синодом в конце 90-х годов прошлого столетия, оставались без изменения.
За прошедший с тех пор десятилетний период законодательство значительно ушло вперед. Поэтому назрела острая необходимость привести действующие типовые уставы всех канонических подразделений Церкви в соответствие с новыми требованиями закона. На последних двух заседаниях Священного Синода были приняты новые типовые уставы приходов и Патриарших подворий. В дальнейшем, в течение этого года, будут пересмотрены типовые уставы монастырей, монастырских и архиерейских подворий, братств, сестричеств, духовных учебных заведений.
В связи с принятием нового типового устава прихода хотелось бы обратить внимание на наиболее важные изменения в структуре и компетенции органов приходского управления.
В прежней редакции типового устава в качестве высшего органа управления прихода было указано приходское собрание. Однако это положение устава не соответствовало церковным канонам, согласно которым полнота властных полномочий в сфере управления приходом должна принадлежать правящему архиерею. Теперь такое несоответствие устранено и в качестве высшего органа управления приходом указан правящий архиерей.
Значительные изменения коснулись статуса настоятеля. Согласно новому типовому уставу настоятель будет одновременно занимать должность председателя приходского совета, а значит, именно настоятелю будет принадлежать право первой подписи банковских и иных финансовых документов. Вместе с тем, в исключительных случаях, правящий архиерей вправе отстранить настоятеля от должности председателя приходского совета и назначить на эту должность иное лицо, в том числе клирика прихода или даже мирянина.
Развитие законодательства в Российской Федерации
В последние годы мы столкнулись с тенденцией усиления контроля государственных органов за деятельностью некоммерческих, в том числе религиозных, организаций.
Еще в 2006 году в статью 32 Закона «О некоммерческих организациях» были внесены поправки, согласно которым такие организации должны ежегодно представлять в органы юстиции отчеты о своей деятельности по установленной форме. Законодательное закрепление получило также право органов юстиции регулярно проводить плановые и внеплановые проверки деятельности некоммерческих организаций. Эти положения касаются и религиозных организаций.
В июле прошлого года в данную статью были внесены изменения, направленные на освобождение от ежегодной отчетности перед органами юстиции тех религиозных организаций, денежные и иные имущественные поступления которых в течение года составили менее 3 млн. руб. При этом необходимо соблюсти два условия:
— в состав участников таких религиозных организаций не должны входить иностранные граждане либо лица без гражданства;
— в течение отчетного периода данные религиозные организации не должны финансироваться из-за рубежа.
Очевидно, что, согласно новым требованиям законодательства, от отчетности будут освобождены, главным образом, сельские приходы.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается законопроект, предусматривающий меры государственной поддержки «социально ориентированных» некоммерческих организаций. К сожалению, в число таких организаций не вошли религиозные организации. Мы надеемся, что это положение будет скорректировано.
Наиболее важной неразрешенной проблемой церковно-государственных отношений является вопрос о возвращении несправедливо отнятого церковного имущества. Сегодня на завершающей стадии находится разработка законопроекта о безвозмездной передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.
Данный законопроект расширяет перечень объектов недвижимости, относящихся к имуществу религиозного назначения. К таким объектам законопроектом отнесены не только здания, построенные для совершения и обеспечения богослужений, но также и объекты, предназначенные для обучения религии, монастырской жизнедеятельности, религиозного почитания и паломничества. Впервые предусматривается возможность безвозмездной передачи религиозным организациям тех объектов, которые, хотя формально и не имеют религиозного назначения, однако входят в состав монастырских и иных культовых комплексов.
На сегодняшний день постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 № 490 урегулирован порядок безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности. Для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований данное постановление носит рекомендательный характер. Поэтому во многих регионах данное постановление не применяется. Таким образом, имущество религиозного назначения, находящееся в городской собственности, в собственность религиозных организаций, как правило, не передается. Новый закон установит единый порядок безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения независимо от формы публичной собственности.
Кроме того, в нем будет закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления передавать религиозным организациям имущество религиозного назначения при наличии соответствующих обращений.
К настоящему времени практически завершена работа еще над одним важным для Церкви законопроектом — о государственном и муниципальном финансировании ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения, находящихся в собственности религиозных организаций. Данный законопроект предусматривает право Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований осуществлять бюджетное финансирование работ по сохранению памятников истории и культуры, находящихся в собственности централизованных религиозных организаций. Будем надеяться, что этот законопроект станет законом в ближайшем обозримом будущем.
Возрождение института военного духовенства
21 июля 2009 года Президент России и Верховный Главнокомандующий Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал инициативу руководителей традиционных религий России о воссоздании института военного духовенства. Это решение открыло новую страницу во взаимодействии Русской Православной Церкви и Армии.
С 1994 г. деятельность духовенства в Вооруженных силах регламентируется соглашением о сотрудничестве между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II и Министром обороны генералом армии Грачевым. Священнослужители, окормляющие военнослужащих, за эти годы обрели опыт практической работы в современной Российской армии. Мы полагаем крайне важным в деле возрождения института военного духовенства опираться как на дореволюционный опыт Российской армии, так и на опыт деятельности каппеланских структур зарубежных вооруженных сил.
В 2010 году предполагается введение должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими в каждом из воинских соединений Российской армии — на уровне бригад, дивизий, а также в аналогичных соединениях различных родов войск. В первую очередь в 2009 году это коснулось зарубежных баз Российской армии, с 1 декабря 2009 года введены штатные должности 13 помощников командиров по работе с верующими и все эти должности заняли священнослужители Русской Православной Церкви. В дальнейшем в работе по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих помимо Русской Православной Церкви, к которой принадлежат около 85% верующих военнослужащих, присоединятся другие традиционные религии России, а именно ислам, буддизм, иудаизм, представители которых также, хотя и в меньшинстве представлены в наших Вооруженных Силах. Там где более 10% от численности военнослужащих составят верующие любой из традиционных религий, в штате будет священнослужитель этой религиозной организации. Религиозные же меньшинства получат возможность, при содействии штатного духовенства, окормляться своими духовными наставниками, которые смогут посещать верующих в воинских частях.
Русской Православной Церкви необходимо выделить для служения на штатной основе около четырехсот священнослужителей. Важно уже сейчас епархиальным архиереям и благочинным озаботиться подбором кандидатов для служения на штатной основе в воинских частях с 2010 г.
В дальнейшем должны появиться учебные центры, которые по трехмесячной программе будут готовить клириков Русской Православной Церкви к специфическому служению в воинских частях. До этого времени, в число священников, направляемых для окормления военнослужащих, должны войти как клирики имеющие опыт служения в Вооруженных силах, так и молодые священнослужители, имеющие богословское образование, годные к служению в походных условиях.
Прошу со всей серьезностью отнестись к открывшейся для Церкви замечательной возможности, и при подборе кандидатов к направлению в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами ориентироваться на соответствующих пастырей. Вероятно, значительную их долю могут составить миссионерски ориентированные монашествующие и священнослужители, отслужившие в Вооруженных силах на профессиональной основе.
Введение курса основ религиозной культуры
В настоящее время преподавание курсов по изучению православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в рамках регионального компонента активно ведется в 54 из 71 епархий, находящихся на территории Российской Федерации. Наиболее распространенная форма проведения занятий — факультатив. Слушателями курсов духовно-нравственной направленности являются более 700 тысяч школьников, преподавание ведется в более чем 8400 школах на территории России.
Наиболее успешно работа по преподаванию православной культуры проводится в Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Екатеринбургской, Екатеринодарской, Ивановской, Калининградской, Кемеровской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Ставропольской, Тверской епархиях.
В 19 регионах и 17 епархиях Русской Православной Церкви ведется активная работа по подготовке к проведению образовательного эксперимента в рамках реализации в 2009-2011 гг. Федерального проекта по введению в общеобразовательных учреждениях новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». Эксперимент стартует в апреле 2010 года и представляет собой пробное введение в школьный учебный план группы из шести самостоятельных учебных предметов по четырем религиозным культурам, а также предметов по светской этике и религиоведению. Успешное проведение эксперимента должно создать условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в российской школе, и призвано существенно повлиять на ситуацию во всей системе образования в нашей стране. В рамках работы по реализации эксперимента представители Отдела религиозного образования и катехизации приняли участие в работе Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Инициирована разработка школьного учебника по основам православной культуры. Утверждены редакционная коллегия этого учебника и редакционный совет, в который вошли президент Российской Академии образования Н.Д. Никандров, ректор МГУ академик В.А. Садовничий, ректор Литературного института Б.Н. Тарасов, многие другие ученые и педагоги. Через их требовательный взор прошла рукопись учебника, подготовленная протодиаконом Андреем Кураевым.
Отдельным и важным направлением является участие представителей Русской Православной Церкви в работе Совета по доработке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
В целях развития и совершенствования практики преподавания предметов духовно-нравственного содержания на всероссийском уровне принято решение об организации Экспертного совета для проведения экспертизы содержания учебных и методических изданий, духовно-нравственной и культурно-просветительной литературы, других образовательных материалов. Ведется работа по подготовке положения о церковном лицензировании всех православных школ и гимназий, находящихся на канонической территории Московского Патриархата. Важным начинанием является Олимпиада по Православной культуре.
В качестве рекомендаций по деятельности епархий в области религиозного образования можно особо выделить следующее:
Для оптимизации деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации необходимо серьезно озаботиться комплектованием штата квалифицированными специалистами, а также провести переоснащение епархиальных отделов современной офисной техникой. Кроме того, следует организовать постоянное сотрудничество с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации (особенно актуален данный вопрос для удаленных Сибирских и Дальневосточных епархий Русской Православной Церкви).
Ввиду необходимости подготовки и переподготовки учителей «Православной культуры» нужно в сотрудничестве с учреждениями повышения квалификации работников образования заключить соглашения между епархиальным управлением и руководством институтов повышения квалификации работников образования о подготовке и переподготовке православных педагогов, с участием представителей епархии.
Актуальным видится создание методических объединений учителей «Православной культуры» на региональном, муниципальном и районном уровнях.
Следует обратить особое внимание на организацию работы со средствами массовой информации. От того насколько успешно каждая епархия справится с данной задачей, зависит в целом успех эксперимента и дальнейшее распространение практики преподавания основ православной культуры во всероссийском масштабе.
Сегодня уже очевидно, что введение курса основ религиозной культуры не будет простым делом. Возможно серьезное противодействие, сопряженное с попытками дискредитации идеи. К этому надо быть готовыми, дабы наша реакция была адекватной, дипломатичной и твердой. Нельзя допустить, чтобы кризисные ситуации оставались без ответа. О сложных ситуациях следует сразу же докладывать мне и одновременно в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.
IV. Внешнецерковная деятельность
Реорганизация Отдела внешних церковных связей выразилась в выделении функций, касающихся взаимоотношений с государством и обществом в новую синодальную структуру — Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества. Кроме того, управление заграничными приходами и епархиями, ранее осуществлявшееся через ОВЦС, теперь возведено непосредственно к Патриарху, через секретариат Московской Патриархии по заграничным учреждениям, в структуру которого также входит Паломническая служба.
Отношения с Грузинской Церковью
В условиях отсутствия дипломатических отношений между Россией и Грузией особое значение приобретают сохраняющиеся контакты Русской и Грузинской Православных Церквей. Они остаются важнейшей связующей нитью между нашими единоверными народами. Церкви стараются сделать все возможное, чтобы тяжелый период противостояния между двумя государствами поскорее ушел в прошлое, а на Кавказе воцарился прочный мир. В Москву и в Тбилиси назначены священнослужители, которые, помимо пастырских обязанностей, в случае необходимости могут представлять позиции своих Церквей.
Свидетельство о христианских ценностях
Одной из главных задач деятельности Русской Церкви на мировой арене является свидетельство непреходящего значения христианских ценностей в жизни современного общества. Наша Церковь уже внесла существенный вклад в обобщение православной традиции в этой области, приняв Основы социальной концепции в 2000 году и Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека в 2008 году. Защищая Святое Православие в мире, Русская Церковь стремится строить отношения сотрудничества с теми инославными церквами, которые пребывают вне общения с Православной Полнотой, но сохраняют основные христианские истины и традиционную мораль.
Отношения с Римско-Католической Церковью
Наметившиеся положительные тенденции в диалоге между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью получили в прошедшем году свое дальнейшее развитие. Совместные мероприятия и многочисленные встречи с представителями Католической Церкви подтвердили, что наши позиции совпадают по многим проблемам, которые современный мир ставит перед христианами. Это — агрессивная секуляризация, глобализация, размывание норм традиционной морали. Стоит отметить, что по этим вопросам последовательную позицию, близкую православной, занимает Папа Римский Бенедикт XVI.
У нашей Церкви существуют перспективы взаимодействия с католиками в ООН и ЮНЕСКО, в международных европейских организациях. Об этом свидетельствует, например, общая позиция наших представителей на круглом столе, организованном ОБСЕ в марте по вопросу о дискриминации христиан в Европе. В связи с ноябрьским решением Европейского суда по правам человека о недопустимости присутствия распятий в итальянских школах, что явилось явным выпадом против христианской европейской традиции, Священноначалие Русской Православной Церкви выразило свою солидарность с Римско-Католической Церковью в Италии.
Продолжается работа по разрешению проблем, существующих в двусторонних отношениях. В контактах с руководством Римско-Католической Церкви и, в частности, с представителями Конгрегации по делам Восточных Церквей обсуждался вопрос о непростой ситуации на Западной Украине, где в результате насильственных действий греко-католиков на рубеже 1980-1990-х годов православные верующие были лишены своих храмов и до сих пор чувствуют себя ущемленными в правах. Надеемся, что католической стороной будут предприняты конкретные практические шаги по урегулированию проблемы православно-католических отношений на Украине.
Отношения с Древними Восточными Церквами
Важным союзником в сохранении традиционных христианских ценностей в современном мире являются Церкви нехалкидонской традиции. Активно развиваются добрые взаимосвязи с Армянской Апостольской Церковью. В прошедшем году Патриарх Кирилл уже дважды встречались с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II. На последней встрече была достигнута договоренность о визите Патриарха Кирилла в Армению. Международный общественный фонд единства православных народов удостоил Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Патриарха Алексия II за 2009 год, которая была ему вручена в Москве в январе этого года.
Отношения с протестантским сообществом
К сожалению, в последние годы на ниве сохранения христианского наследия Русская Церковь все меньше видит соработников в лице протестантских общин. Проблема заключается в стремительной либерализации протестантского мира. Увы, многие протестантские сообщества не только не пытаются вести реальную проповедь христианских ценностей среди секулярного общества, но предпочитают подстраиваться под его стандарты. Либерализация нравственных норм ярко проявилась, в частности, в благословении так называемых «однополых союзов» и в посвящении в пасторское и епископское достоинство открытых гомосексуалистов. По этой причине мы вынуждены были остановить отношения с Епископальной Церковью в США и с Лютеранской Церковью Швеции.
В том, что случилось, со всей очевидностью обнаружилось фундаментальное различие между Православием и протестантизмом, высветилась главная проблема, лежащая в его основе: Православие хранит норму апостольской веры и церковного устройства, как она запечатлена в Священном Предании Церкви, и видит своей задачей постоянную актуализацию этой нормы во имя осуществления пастырских и миссионерских задач. В протестантизме же во имя решения тех же самых задач допускается такое богословское развитие, которое реформирует саму эту норму. Из сказанного следует, что в диалоге с нашими протестантскими партнерами важно попытаться выяснить саму возможность преодоления фундаментального различия между Православием и протестантизмом.
Если сегодня это окажется невозможным, то остается много других важных тем, не имеющих непосредственного отношения к достижению единства в вере и в церковном устройстве, но важных с точки зрения сотрудничества во имя мира, справедливости, сохранения Божиего творения и в решении иных проблем, требующих совместных действий людей, верующих во Святую Троицу.
Межрелигиозное сотрудничество
В качестве своей важнейшей миссии Русская Православная Церковь всегда рассматривала поддержание добрососедства с общинами верующих, принадлежащих к традиционным религиям. Тем самым мы стремимся следовать словам святого апостола Павла, который убеждал христиан, находившихся в Риме: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12, 18). Очень многим сегодня понятно, что решать проблемы, с которыми столкнулась современная цивилизация, можно только сообща. Русская Православная Церковь накопила богатый опыт в межрелигиозном диалоге. Мы участвуем в работе межрелигиозных советов России и СНГ, мировых международных межрелигиозных саммитов, а также взаимодействуем с представителями других религий и светского общества на площадках различных международных организаций.
Заключение
Выражаю признательность вам за участие в работе совещания, которое, надеюсь, будет иметь практическое воплощение в ваших повседневных пастырских трудах и заботах. У нас нет времени на раскачку, ибо жизнь скоротечна, ибо мы призваны служить и действовать именно в эту историческую эпоху и на том, месте, которое каждому определил Основатель Церкви и Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос. Я призываю всех вас активно возделывать вверенный нашему соборному попечению Виноградник, оставаясь при этом незыблемыми поборниками Православия, хранителями апостольских и отеческих преданий, продолжателями трудов наших предшественников. Да поможет нам в сем благом деле Бог.
Завершая свое выступление, хотел бы просить вас высказать свои мнения и предложения, поделиться размышлениями по обозначенному кругу актуальных тем, имеющих отношение к жизни каждого прихода епархии, к жизни Церкви.