Выступление по храмостроительству в Кузбасской митрополии перед руководителями общественных и некоммерческих организаций

В 2013 г. мы все были свидетелями знаменательного и исторического события в Кузбассе – посещение Предстоятелем РПЦ Новокузнецка и освящения главного храма шахтерской памяти и славы – собора Рождества Христова. Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ имел встречу с Губернатором и Нами. На этой встречи Его Святейшеством было озвучено решение Архиерейского собора РПЦ о храмостроительстве с тем, чтобы православные соотечественники, которых в России более 80% имели возможность в шаговой доступности посещать храм и удовлетворять религиозные потребности. Оптимальным соотношением количества храмов к численности населения, по опыту церковной жизни и мнению священноначалия, один храм на 10.000 (десять тысяч) жителей.

При поддержке и участия Губернатора Святейший, как вы видели или слышали сам осуществил освящение 10 закладных камней для новых церквей в Кемерово. Это освящение состоялось после окончания литургии в соборе Рождества Христова в Новокузнецке 25.08.2013 г.

Такая задача храмостроительства стоит для всех митрополий и епархий РПЦ. Для Кузбасской митрополии необходимо построить всего 150 храмов; в Кемерово – 25 храмов, столько же и в Новокузнецке.

Учитывая вышеизложенное, КЕУ приступило к реализации этого Патриаршего наказа во взаимодействии с АКО. Иногда можно слышать от людей нецерковных, что Церковь у нас отделена от  государства и пусть она сама решает свои вопросы. В вопросах церковной жизни и управления это так и есть, потому что в этом и сущность данного закона. Однако православные христиане являются гражданами нашей страны, они, следовательно, представляют неотъемлемую часть и государственной власти, которая главной целью в нашей стране имеет – служение своему народу. Если подавляющее большинство граждан позицируют себя православными христианами, они законопослушно платят и все налоги, поэтому логично и в соответствии с Конституцией РФ, определяющей свободу вероисповедания, имеют полное право на содействие законодательной и исполнительной власти в реализации своих конституционных прав и свобод.

На этой встречи мы хотели всех присутствующих уважаемых наших соотечественников, руководителей и представителей общественных и некоммерческих организаций познакомить с тем, как КЕУ планирует осуществлять такую храмостроительную Программу в столице Кузбасса. Нам видится, что Вам не может быть безразличным духовные потребности соотечественников, которые являются и членами Кузбасских общественных и некоммерческих организаций. Мы уверенны, что для нас с вами одинаково важным является то, что происходит в душах человеческих, какое у них внутреннее духовное состояние, что исходит из сердца ваших коллег.

Что нам уже удалось сделать и в чем мы надеемся на совместное взаимовыгодное сотрудничество? Мне хотелось сказать особенно о том, прежде всего, почему сотрудничество взаимовыгодное. Для страны в целом, для любого региона, общественной, некоммерческой (и коммерческой!) организации, даже политической партии самым первым пунктом в любой Программе является стабильность в обществе, согласие и взаимопонимание среди людей. Мы намеренно подчеркиваем, что не отсутствие проблем в общественной или частной жизни региона, а именно стабильность жизни. Проблемы всегда были и никогда не уйдут из человеческой жизни, поэтому их не следует бояться, потому что они даже помогают мудрому руководителю правильно держать курс в своем служении, чтобы решать всегда именно реальные человеческие трудности. До революции в России, как свидетельствует история и факты, например, в Москве было «сорок сороков», то есть более 1500 храмов, а населения намного меньше чем сегодняшний 15 млн. мегаполис. Храмы стояли по всей территории столицы, находились в шаговой доступности от жителей. Когда случалось у человека ЧП (горе, пожар, стихийное бедствие и т.п.), то он, являясь прихожанином определенного храма-прихода сразу и первоначально приходил именно в церковь с этой возникшей проблемой. Община никогда не оставляла своего прихожанина без внимания и необходимой реальной помощи. В случае необходимости настоятель обращался к архиерею, а тот в свою очередь к градоначальнику, перед которым слова архипастыря имели огромный вес и значение. Таким образом, напряженность и проблемы многих людей в текущей жизни рассредоточивались по приходам, на которых помощь оказывалась уже адресно и по существу. После революции, затем в годы репрессий, позже при Хрущеве  храмы стали уничтожать, взрывать и не разрешать строить. К чему это привело? К социально напряженной ситуации в городах, регионах и целой стране! Людям некуда стало идти со своей конкретной человеческой болью, несчастьем или трагедией. Наши граждане стали поэтому выходить на площади, строить баррикады, устраивать демонстрации. Причем большинство их выступлений носило совершенно оправданный человеческий характер. Но на площадях начинали кипеть человеческие страсти, которыми стали умело пользоваться определенные лица для достижения своих политических, корыстных или других целей. Не любовью к ближнему, как верующего человека призывает Евангелие в храме, решать испытание или скорбь в лице своего знакомого прихожанина, а силой, оружием, злобой человеческой, потому что на баррикадах нет проповеди слова Божьего, но взрываются человеческие страсти! Этот важный вывод из истории Российской страны убедительно свидетельствует о том, что храмы играли огромную роль в стабилизации общества и консолидировали граждан перед лицом беды или войны, никогда не разрушали ткань человеческих взаимоотношений!

С визита Патриарха был дан старт Программы храмостроитльства в Кузбассе. За отчетный период КЕУ поручило всем настоятелям и благочинным заниматься вместе с АКО и властными структурами на местах, в городах выбором мест для постройки новых храмов, оформления этих земель, работать над созданием проектов церквей, согласование проектов с архитектурой города. Должен сказать, что результаты в целом неплохие: около половины площадок из всего количества найдены и согласованы с Администрацией города. Немало из них уже полностью оформлены, на отдельных уже строятся или установлены временные быстровозводимые храмы.

Существенно выросла активность и настоятелей, и прихожан строящихся храмов. Мы понимаем, что в ближайшее время вряд ли удастся найти средства для строительства основного храма на каждом из оформленных участков, поэтому настоятелям и благочинным необходимо продолжить установку временных храмов. Заниматься этим следует во взаимодействии с местными органами власти, имея целью достаточно быстро решить поставленную задачу.

В большинстве случаев руководство администрации поселений, депутатский корпус, главы управ на местах оказывают содействие реализации доброй воли народа, желанию людей видеть недалеко от своего дома храм. Это является свидетельством того, что мы действительно делаем общее дело.

Хотелось особенно подчеркнуть значение временных храмов, потому что вокруг них собирается православная община, формируется приход, развивается приходская самостоятельность, люди сами изыскивают средства. Такой механизм народной поддержки строительства новых храмов является очень важным. Может быть, люди жертвуют деньги не такие уж большие, но в сумме набираются средства, которых достаточно для того, чтобы производить восстановительные или строительные работы.

Эта активность людей дорогого стоит. Она возникает там, где появляется приход, где появляется настоятель, где совершаются богослужения. Кроме того, люди привыкают к храму, и даже те, кто не до конца понимал, что означает иметь храм в непосредственной близости от того места, где живешь, сегодня положительно оценивают такую возможность.

Имеется много положительных примеров активного участия людей в строительстве храмов. И состоятельные люди, видя положительный пример такой самоорганизации верующих, принимают решение о своем участии в программе, выбирают участки, терпеливо ждут их оформления и сами становятся храмостроителями. То есть энтузиазм простых людей привлекает к себе и людей более состоятельных, которые могут внести значительный вклад в строительство.

Вполне логично, что мы предлагаем людям, которые готовы вносить свои средства, выбор: строить храм по типовому проекту, что дешевле, или создавать индивидуальный архитектурный облик. Находятся и те, и другие, — есть и те, кто желает строить с минимальными затратами, и те, то хочет построить храм уникальный, неповторимый, с тем чтобы он действительно стал памятником усилиям тех, кто участвовал в его возведении.

Применение индивидуальных проектов не только обогащает нашу Программу, но и украсит город, а также позволит существенно расширить общецерковную базу проектов. Это важнейшая задача Церкви, которая продиктована огромной востребованностью храмов в целом ряде регионов, на всей канонической территории Русской Православной Церкви. Наша Программа предоставляет для формирования такой базы все необходимые возможности. Поэтому мы призываем всех творчески, неформально подойти к решению этой задачи. Когда мы применяем проекты храмов, уже получившие апробацию в других местах, их привязка к местным условиям обходится приходам, где такое строительство только начинается, гораздо дешевле, чем заказ проекта с нуля.

Теперь несколько слов о проблемах 2013-2014 годов. Положительные итоги прошедшего периода стали результатом нашего взаимопонимания и взаимодействия. Но жизнь выявила и не очень приятные явления. Тема храмов становится нередко разменной монетой в недобросовестных агитационных кампаниях, направленных на протестный электорат.

Как мы знаем, организованные группы разъезжали и вводили целые районы в заблуждение страшилками про покойников, которых будут возить грузовиками на отпевания, про бомжей, которые будут собираться под окнами, про колокольный звон, который будет непременно всех будить и пугать детей.

Выявилась группа тех, кто ставил под сомнение не только саму необходимость духовного возрождения нашего народа, но и законность решений государственной власти, принятых в отношении строительства того или иного храма. Свою истинную сущность такие люди выявляют всякий раз, когда устраивают разного рода скандалы. Примером такого скандала была очень неприятная ситуация, возникшая в отношении территории для храма на проспекте Октябрьском. Здесь самовольный захват собственником банного предприятия “Бодрость” городской территории с устройством стоянки для автомашин своим клиентам побудил организовать незаконную компанию против строительства храма на этой захваченной земле. Начались оскорбления, крики — небольшая группа обнаружила свои подлинные намерения во что бы то ни стало помешать строительству храмов. Еще один пример. 26.03.2014 г. Прошло совещание по выделению земли под строительство храма на территории парка имени Г. Жукова в городе Кемерово. На встрече принимали участие депутаты Центрального района, представители культурного сообщества, зам. главы города И. Попов, ветераны. Всего порядка 40 чел. Все высказались однозначно против строительства храма в указанном месте, сказав, что предназначение парка расходится с приходской жизнью, да и церквей у нас хватает, мы должны думать не о количестве, а о качестве, молодежь у нас не воспитанная, о стариках мы не думаем, действующие храмы в чистоте не содержим, нужно о дне сегодняшнем подумать и улучшить уровень жизни наших соотечественников, раньше была одна церковь и все ходили, а сейчас храмы пустые.

Вызывает особую тревогу, что эти люди восстают против основных нравственных ценностей, против прав, которые предоставляет нашим гражданам Конституция и соответствующие законы. Сегодня это протест против мемориального комплекса в парке имени Г. Жукова в память погибших воинов-сибиряков, протест против строительства храма на проспекте Октябрьском. Все это, к сожалению, касается не только возведения зданий, — это протест против чего-то очень важного, существенного для нравственной и духовной жизни наших соотечественников.

Теперь несколько цифр и статистики по Кузбассу. Почему именно принят такой стандарт в Программе храмостроительства: один храм на 10.000 (десять тысяч) человек мы уже говорили выше. Сейчас Вам представим современную следующую информацию.

 

Храмостроительная деятельность епархии.

 

Статистические сведения по социальным объектам:

Количество объектов общественного питания в столице Кузбасса на 1 января 2014 года по сведениям, предоставленным Управлением потребительского рынка Администрации города Кемерово:

 

  • Общее число составляет 626:

215 кафе

237 закусочных

141 бар

33 ресторана

 

  • Количество больниц и соц. учреждений по сведениям, предоставленных Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области:

 

57 из них 34 больницы (с многочисленными корпусами!!!) и 23 учреждения соц. профиля (детские дома, дома для инвалидов и престарелых).

 

  • Количество Образовательных учреждений:

На 01.01.2014 года в муниципальной системе образования — 270 образовательных учреждений, в том числе:

  • дошкольных образовательных учреждений — 170,
  • общеобразовательных учреждений –70;
  • вечерних (сменных) школ – 4;
  • учреждений дополнительного образования – 15;
  • специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии –7 ;
  • детских домов – 4.

 

Всего в этих образовательных учреждениях обучаются и воспитываются 77924 человек, в том числе:

26 651 дошкольников;

50284 школьников, из них обучаются по вечерней форме обучения –1573 человек;

989 чел.- в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях;

 

Если эти цифры привести к общему знаменателю в общеобразовательной системе (по школам),  то количество обучающихся школьников составит 680 человек на одну школу.

 

Количество же храмов должно составить 1 на 10000 чел.

 

Высших учебных заведений в  г.Кемерово 13 единиц

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Кемеровская государственная медицинская академия

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

Кемеровский государственный университет

Кемеровский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Кемеровское высшее военное командное училище связи (военный институт) имени маршала войск связи И.Т. Пересыпкина

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева

Кузбасский институт экономики и права

Российский государственный профессионально-педагогический университет — филиал

Российский государственный торгово-экономический университет — Кемеровский институт (РЭУ им. Плеханова)

Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности — филиал

Современная гуманитарная академия — Кемеровский филиал

 

Для здравомыслящих людей в обоих случаях налицо единение церковных общин с общественными организациями, желание возвести совместными усилиями новые храмы, но их осмеивают за патриотическую позицию и за веру. Группа активистов распространяет в социальных сетях и листовках ложь, до неузнаваемости искажают факты, будоражат общественное мнение, возбуждают протестное настроение. Это тревожная картина.

Мы благодарим АКО и городские власти всех уровней за то, что в таких ситуациях стали тщательнее разбираться. Совсем недавно этим людям удавалось выдавать себя за народ, за местных жителей, которые просто не хотят, чтобы строился храм. Одно дело, когда реальные жители высказывают конструктивные предложения по размещению храмов, — в таком случае надо, конечно, прислушиваться к мнению людей, вступать с ними в диалог; и совсем другое, когда имеет место организованное протестное движение, которое менее всего заботится о людях, проживающих в данном районе.

Такие же ситуации возникали по вопросам строительства на зеленых территориях. Как мы с вами знаем, большинство участков, расположенных в природном комплексе, отобраны так, чтобы не нанести вреда зеленым насаждениям. Но само словосочетание «строительство в парке» пугает людей, тем более, если это подается особым образом, с целью разжечь конфликт. Хотим просить органы власти на местах, ответственных за работу со средствами массовой информации, проектные мастерские, настоятелей активнее информировать людей о реальных планах, пока тема не обросла небылицами. Объяснять, рассказывать, показывать наглядно, как будет располагаться храм, как будет выглядеть территория вокруг храма. Это успокоит людей. Ведь на самом деле территория каждого городского храма, монастыря — это территория открытая для всех, это некий зеленый оазис. Надо только своевременно восполнить недостаток информации. Глубоко убежден, что по-настоящему разумная, открытая позиция, диалог с людьми, проживающими в данном месте, будет снимать напряжение; и те люди, которые профессионально работают для возбуждения протестных настроений, уже не смогут так легко воздействовать на сознание людей, как им это удавалось до недавнего времени.

 

О значении храмов для Кузбасса.

 

Хотелось бы напомнить всем об очень важном. Ведь мы возрождаем Церковь не как часть нашего фольклора, не для того только, чтобы какие-то обряды совершались. Сегодня на Церковь народом возлагается ответственность за поддержание жизнеспособности нашего общества, и вот в каком смысле. Отсутствие нравственного начала в жизни общества — это признак его нежизнеспособности. Никакие законы не будут выполняться, ни с каким криминалом нам не справиться, никакую коррупцию не победить, если сам человек не начнет ответственно регулировать свое поведение. Для того чтобы человек был способен настраивать себя на жизнеспособный стиль общения с другими людьми, у него должны быть четкие, ясные нравственные приоритеты и совершенно конкретная система ценностей. Собственно говоря, так и воспитывался наш народ, и это воспитание заложило такие замечательные качества, как патриотизм и жертвенность.

Без этой жертвенности не выиграли бы Великой Отечественной войны. И без способности разделять свои ресурсы с другими и солидарно участвовать в решении общих задач нам не решить многие вопросы, которые сегодня стоят перед страной, — потому что невозможно перевести все на рыночные принципы. Есть то, что никакими деньгами не измеряется, — и здоровье, и благополучие, и сама жизнь. Задача Церкви заключается в том, чтобы поддерживать в людях это нравственное начало; а там, где оно угасло или угасает, всячески содействовать его возрождению.

Произошедшие в последнее столетие изменения в жизни страны коренным образом отразились на доступности культовых зданий. Сегодня существует острая нехватка храмов в местах, которые в древности были необжитыми территориями или маленькими селами, а ныне стали городскими районами с населением в десятки, а то и сотни тысяч человек. Те немногочисленные места богопочитания, которые имеются на этих территориях, оказываются переполнены людьми. В дни праздников вокруг них возникает напряженность и угроза безопасности.

Отдельно необходимо упомянуть о лицах с ограниченными возможностями, для которых храмы были и остаются прибежищами утешения. Таким людям иногда невозможно попасть в церковь или по причине ее удаленности или в связи с неудобством расположения инвалидной коляски в переполненном помещении.

Со всех сторон раздаются просьбы о помощи в исправлении сложившейся ситуации. В мегаполисах, особенно в Кемерово, Новокузнецке, Прокопьевске сложилась крайне негативная ситуация: на одно культовое здание в некоторых районах приходятся десятки тысяч населения. В таких условиях сложно, а подчас и невозможно говорить о том, что представитель духовенства должен лично уделить внимание каждому прихожанину.

Храм — это украшение места и города, это иммунитет для духовной безопасности граждан, где люди призываются к миру и согласию, прививается добродетельная жизнь и христианское воспитание.

Сегодня в православных храмах Кемеровской и Новокузнецкой епархии реализуется немалое количество социально ориентированных проектов. Среди них такое начинание, как программа реабилитации жертв алкогольной и наркозависимости.

Помимо этого, на приходах организуется работа по оказанию помощи людям, подвергающимся насилию в семье, реализуются способы их поддержки.

Если задуматься, то каждый из нас согласится с тем, что гибель шахтеров, наших соотечественников, является самой острой болью и главной проблемой – и социальной, и личной – в жизни региона. Как много все мы переживаем, когда из-за взрывов, обвалов, техногенных катастроф или человеческого фактора, погибают труженики самой главной профессии Кузбасса – шахтеры и горные спасатели.

Время лечит, но близкие люди всю жизнь будут нести в сердце своем воспоминание об этих трагедиях. Особенно важно то, чтобы оказать внимание и духовную поддержку родным и близким погибших шахтеров. Не менее важным является, чтобы всем нам, особенно верующим православным людям, правильно понимать то, что с нами происходит. Иногда кажется, что смерть или несчастный случай — некое безумие, которому нет и не может быть никакого объяснения. Это было бы так, если бы с физической смертью прекращалась жизнь человека. Тогда любая смерть была бы непоправимой катастрофой, тогда лишалась бы смысла вся человеческая жизнь. Но у Бога нет мертвых — у Бога все живы, потому что смерти вообще нет. Согласимся, если бы смерть была, то зачем строить эти шахты, зачем отдавать свое время и силы для созидания чего-то в этом мире? Ведь мы не живем больше 70-80 лет, а что это такое? Это мгновение, миг, и если нет жизни после смерти, то человеческая жизнь теряет всякий смысл. Но мы точно знаем, что жизнь есть, ибо Бог нам это открыл, и никакие человеческие предрассудки, никакие ложные философии не могут разрушить этой веры в бессмертие, которая является двигателем всего человеческого прогресса. А если жизнь есть, значит, и те, кто погиб, — живы, они сегодня вместе с нами.

Когда в Православной Церкви отпевают усопших, то священнослужители не облачают себя в черные траурные одежды, но в одежды белые, как на Пасху, потому что мы не верим в смерть — мы верим в бессмертие. Перед лицом вечности какие-то мгновения отделяют родных и близких от встречи с теми, кто здесь погиб. Поэтому христианин не предается отчаянию перед лицом смерти, поэтому христианин имеет внутреннюю силу и готовность жизнь свою отдать за ближних своих, и не должно быть отчаяния в наших сердцах. А что должно быть? А должна быть память об умерших, горячая любовь, которая выражается в молитве. Поэтому Церковь Божия и призывает всех людей: не забывайте приходить к этому храму и молиться о своих родных и близких, о товарищах и сослуживцах, которых Бог взял к Себе с этого места. Верим, что и они будут молиться за нас. В такой особенной ситуации и великое значение храма, особенно как памятника и места молитвы о шахтерах Кузбасса. Молитва и общая боль объединяют всех нас, консолидирует общество, делает его сильным перед лицом любых испытаний. В этом, в первую очередь, социальное значение православной веры и храма. Если оценивать роль религии социологически, то это, в первую очередь, работа по сохранению нравственного чувства в обществе, взаимной поддержки, единства и согласия.

Среди нас имеются предприниматели, священнослужителя, представители областной и городской администрации. Однако, мы все сейчас объединились одной святой идеей – созиданием в Кузбассе святыни и человеческих взаимоотношений. Церковь имеет автономию по отношению к государству. Она не участвует в политической борьбе. Однако, именно в этом великое значение и сила Церкви, и ее польза для власти государственной и региональной. Церковь независима, она вне политической борьбы, она объемлет всех. С другой стороны, она не проявляет безразличия в оценке политического процесса и всего того, что в мире происходит. Церковь дает нравственный, духовный комментарий, а не политическую коррективу политических программ. Это очень важное положение.

Между Церковью и государством, Богом и человеком должны быть диалог и сотрудничество в решении жизненно важных вопросов. Государство, Церковь, деловые круги, основные производители — люди труда, работники промышленности и сельского хозяйства, все общество в целом — должны максимально содействовать реализации положительного потенциала отечественной экономики. Но добиться позитивного результата возможно только объединившись вокруг базовых нравственных ценностей. Слепое упование на то, что экономический рост станет панацеей от всего комплекса социальных проблем, порожденных современностью, стратегически бесперспективно. Опыт человечества показывает: ни одну серьезную проблему нельзя решить при помощи только экономических инструментов, оторванных от духовных основ человеческого бытия.

К сожалению, поколение людей, воспитанное в годы атеизма, практически никогда не задумывалось о значении человеческой нравственности. Как вы помните, нам говорили, что базисом общественных отношений в любой социально-экономической формации является экономика. Но на самом деле экономика вторична, первична же человеческая личность. Экономика призвана обслуживать потребности человека и потребности человеческого общества. Но человек не может жить только ради экономики — иначе, чем он будет отличаться от бобра, который всю жизнь строит в водоеме плотины?

В человеческой цивилизации есть высшие цели, и одной из них является реализация нравственного чувства человека. Религия помогает людям сохранять сильным голос своей совести.

Иногда нам говорят: чтобы решить проблему преступности, нужно воспитать правовое сознание, добиться того, чтобы люди знали законы. Но мне приходилось посещать тюрьмы, и я был поражен, общаясь с теми, кто находится в заключении. Немалое число из них — это талантливые, образованные люди, которые знают законы лучше, чем мы с вами, и, тем не менее, нарушают эти законы. Так почему же бабушка в деревне, не зная закона, не нарушает его, а люди просвещенные сознательно идут на нарушение закона, причем так, что порой сеют вокруг себя смерть и разрушение? Все зависит от того, что в сердце.

У преступности, наркомании, коррупции, на фоне которых страна борется с кризисом, много исторических, экономических политических, социальных причин. Несомненно, велика роль личности в Кузбассе. Например, плодотворная деятельность Губернатора. Однако нельзя забывать, что именно глубинное состояние человеческого духа лежит в основе многих проблем современного общества — от наркомании и преступности до халатности, безответственности и загрязнения окружающей среды.

Для того чтобы исполнялись законы, чтобы процессы в области политики, экономики, социальной жизни несли в себе добро, улучшали человеческие отношения, повышали качество жизни, необходимо жить по закону совести. Если современный человек забудет об этом, это может повлечь страшные последствия, потому что научно-технический прогресс настолько вооружает человечество, что в его силах сделать с собой все, что угодно, вплоть до самоуничтожения.

Забота о духовно-нравственном состоянии в стране должна касаться всех нас: люди в Кузбассе работают как на крупных предприятиях, так и в других сферах. Возводя храмы – мы строим наше будущее, заботимся о духовных нуждах соотечественников, создаем самое грозное оружие против кризиса в душах человеческих, помогаем избегать и экономические кризисы в будущем, корни которых уходят в духовно-нравственное состояние общества.

Кто-то может удивиться и сказать: «да нет, счастье — это зарплата, это большой хороший дом, это машина, поездки за границу, красивая одежда» Это не так, и те люди, которые достигают всего этого, часто глубоко несчастны. Хотя бы потому, что у человека нет предела желаниям, и как только достигаешь того, что еще вчера казалось пределом, появляются новые идолы. Когда же мы живем по Божиему закону, когда в сердце есть страх Божий, есть понимание того, что Бог видит и Бог может наказать, — тогда человек выстраивает жизнь в соответствии с Божиим замыслом и тогда только он обретает счастье.

Из сказанного не следует делать вывод о том, что человеку не нужно заботиться о своей жизни, не нужно заботиться о росте материальных ценностей. Бог нас призвал к тому, чтоб мы трудились, и результатом труда является, в том числе, и материальный достаток, который Богом благословляется. Но как важно, чтобы этот достаток не становился только единственной или приоритетной целью или идолом! Чтобы так было, нельзя забывать о Божием храме, потому что здесь идолы отступают, здесь Бог, для Которого каждый из нас — Его творение, которого Он любит.

Церковь должна быть местом встречи людей разных взглядов, общим пространством, общим домом, в котором все мы так нуждаемся, будучи разделенными и по политическим, и по социальным, имущественным, национальным и другим признакам. Храм – это место встречи человека с Богом и ближним своим, место духовного единства всего общества и его граждан. Взаимозаинтересованная система соотношения церковного и государственного, личного и общественного в жизни народа может и должна осуществляться, развиваться и укрепляться.

Знаете, что для Церкви и нас, священнослужителей, самое важное? Самое важное — чтобы верующие люди научились мотивировать свои поступки в личной и общественной жизни христианскими побуждениями. Если это произойдет, у нас будет другое общество и другой мир. Из нашего общества уйдет коррупция, разврат, обман, стяжательство — все то, что надрывает человеческую душу. В каком-то смысле это и стратегия, и мечта, но проекты всегда начинаются с мечты.

Очень хотел бы, чтобы эту мечту разделили со мной все вы — кто сегодня здесь присутствуют. Дай Бог, чтобы люди, которым не безразлична вера в Бога и которые серьезно принимают слово Спасителя и включают в свою жизнь религиозное измерение, объединились для того, чтобы свидетельствовать о Христе Спасителе через храмотсроительство, созидая святыни для блага людей и согласия в обществе.

Сердечно благодарю всех вас за эту возможность поговорить от сердца к сердцу, без всякой дипломатии.

 

Уважаемые участники сегодняшней встречи! В завершении нашего с Вами  общения мне бы хотелось обратиться к Вам с просьбой об оказании административного содействия в возможности проведения подобных же встреч с членами Ваших общественных и некоммерческих организаций. В случае Вашего согласия на такие встречи от Кемеровской епархии Нами будут направлены священнослужители, общественная деятельность которых — тематически схожа с деятельностью отдельно-взятого общественного объединения. Вы, наверное, знаете, что в настоящее время Церковь занимается самыми разнообразными видами служения за пределами храмовых территорий, так например, мы сотрудничаем с силовыми, медицинскими, образовательными, культурными и иными учреждениями. И вот те священнослужители, деятельность которых пересекается с наименованием отдельно взятой общественной или некоммерческой организации, Нами и будут направляться на подобные мероприятия. Общение в подобном формате мы бы хотели осуществить в течение всего 2014 календарного года. Мотивация к проведению и общению на обозначенные темы очень простая. Сейчас уже становится нормой размывать границы между добродетелью и пороком, правдой и ложью. Это очень опасная  философия поведения современного человека, более того она нежизнеспособная, фигурально можно сказать, что это мина замедленного действия, могущая нанести непоправимый урон нашему народу. Для того чтобы обеспечить Нам с Вами процветающее будущее – нужно объединять наши совместные усилия и при необходимости ВМЕСТЕ свидетельствовать перед оппонентами о традиционных ценностях, которые и являются основанием социальной стабильности и благополучия.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter