Слово в Прощеное воскресенье перед чином Прощения 1 марта 2009 года

Во имя Отца, и Сына и Св. Духа!

По великой милости Божией наступил день, когда по Уставу церковному, мы получаем Божественное благословение на спасительное поприще Святой Четыредесятницы. В подготовительные недели к Великому Посту, Святая Церковь, как заботливая мать, помогала нам увидеть свои грехи, осознать свою вину перед Богом, возбудить в нас сокрушение сердечное и, вместе с тем, твердую надежду на благость и милосердие Божие.

Вступая в Великий, Пост, простим друг друга и каждый — ближнего своего, «как и Бог во Христе Иисусе простил всех нас» (еф. 4,32) и вместе с преподобным Ефремом Сириным, учителем покаяния, будем непрестанно молиться: «Господи, даждъ ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!» Взаимное примирение является условием достойного проведения Святой Четыредесятницы. Я призываю всех вас, дорогие братья и сестры, оглянуться на свою жизнь, подумать об отношениях с окружающими, изъять из души неприязнь, осуждение и злобу, попросить друг у друга прощения и примиренными вступить в спасительное время Великого поста, — время, которое святые отцы называли «весной духовной». Как весной оживает природа, так и во время своей духовной весны -Великого поста — человеческая душа обновляется и очищается.

Мы должны примириться друг с другом, — с теми, с кем идем по жизненному пути. Нужно испросить от души, от сердца прощения за обиды, за злословия, за осуждения, которые мы допускаем по отношению к ближним. Господь в Евангелии образно говорит: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (МФ.,7:3). Себе мы все прощаем: и неприязнь, и осуждение и раздражение на людей. Сегодня мы призваны искренне, от души простить своих ближних. Попросим и сами прощения у тех, кого мы обидели вольно или невольно, огорчили словом или делом, кого не поддержали в трудную минуту, кого осуждали, на кого злословили. Оглядываясь на свои поступки, вспомним тех, перед кем виноваты. Прощение должно быть взаимным.

Бог дал нам две способности, одинаково необходимые для нашего спасения: помнить и забывать. «Когда нам делают добро, — говорит святитель Амвросий Медиоланский, — признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забывать его» (ЖМП, 1983, №1, с.35). Святитель Филарет, архиепископ Черниговский, говорит: «Если нам трудно простить кого-либо, то необходимо вспомнить, что мы — христиане, и если по-человечески тяжело прощать обиды, то по-христиански гораздо тяжелее не прощать их» (ЖМП, 1983,№1, с.35).

Где же нам найти силу начать дело прощения? Во-первых, надо осознать, что обиды, которые вызывают у нас негодование, не стоят этой горечи и переживаний. Большая часть наших обид — это раны человеческому самолюбию. Мы, наоборот, должны радоваться, когда греховное самолюбие обличается, когда оно разрушается ударами извне. Мы должны понять, как пуста и ничтожна наша жизнь по собственной же вине, как она далека от того, к чему призывает человека Бог. Далее, мы должны научиться простой человеческой добродетели — справедливости. Нам надо научиться себя мерить той же мерой, и так же легко прощать, как мы хотим быть прощенными, так же не огорчаться наносимыми нам обидами, как, по нашему мнению, другие не должны огорчаться, когда мы их обижаем.

Наконец, мы должны помнить, что слово Божие установило незыблемый закон духовной жизни: если мы не прощаем — мы не способны принять прощение, потому что становимся чуждыми тому духу, который способен его принять. Мы стоим перед Божиим неумолимым Судом, нам необходимо понять, что временные земные действия имеют вечное и окончательное значение. Врата вечности открываются тому, кто стоит перед Богом с сердцем сокрушенным, молясь о помиловании и прощая всем.

Только тогда, когда мы от души, от сердца простим, примиримся, испросим прощения друг у друга, тогда мы ощутим в душе своей тот мир, о котором говорил великий подвижник нашей Церкви преподобный Серафим Саровский. Он учил: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Каждый на своем личном опыте знает: когда нет в душе мира, внутренне неспокойствие передается окружающим. И, наоборот, когда в душе царит мир, спокойствие и умиротворение передается ближним нашим, — этим мы укрепляем мир и согласие друг с другом, с людьми, с которыми мы вместе совершаем свой жизненный путь.

Возлюбленные о Господе, отцы, братья и сестры! Будем просить Бога, чтобы Он очистил нашу душу от всякого греха Своею благодатию и освятил ее Духом Святым. Находясь на пороге Четыредесятницы, прошу у всех Вас прощения в грехах, своих словах, поступках, которыми принес кому-либо обиду, оскорбление или боль. Искренне прошу у Вас прощения: «Простите меня, грешного!» Пусть милость и благость Божия простит и тех, кто причинял нам огорчения, высказывал недоброжелательства или совершал злые замыслы! Сейчас, подходя к священнослужителям храма, затем к нашим родным, близким, друзьям и окружающим нас, видимым образом – через слова и благословение – простим каждый друг друга!

В декабре 2008 года Кузбасс получил великую святыню – частицы святых мощей святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Одна частица вложена в специально подготовленный и сделанный ковчег, который мы сейчас передаем для кафедрального Знаменского собора нашего города. Пусть эта святыня находится на престоле главного храма Кемеровской епархии, выносится в ковчеге на крестные ходы Светлой седмицы, престольных дней, на молебны, перед Чином прощения в начале Великого поста и по особым дням церковной жизни православных Кузбасса. По учению Православной Церкви, мощи святых — это спасительные источники благодати Божией, которые даровал нам Господь. Через мощи Бог укрепляет духовные силы, исцеляет недуги и болезни, изгоняет от людей врага рода человеческого диавола. Прикладываясь и молясь перед святыми мощами угодников Божиий и иконами, испросим благословения Божия с честью и достоинством пройти грядущий Великий пост. Да сподобит нас Господь наш и Спаситель пережить и осознать Его Крестный искупительный подвиг и с радостью встретить Светлое Воскресение, ибо пасхальная радость — радость от встречи с Воскресшим Господом и Спасителем.

Благословение Господне на вас, «Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков»!

Аминь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter