Проповедь в Крещенский сочельник за Литургией 18 января 2009 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа !

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.2)

В этот день, Навечерия Богоявления или Крещенский сочельник, Святая Церковь вновь напоминает нам, братья и сестры, об очень важном и призывает к трудам и плодам Покаяния.

Господь Иисус Христос явился в мир не для того, чтобы звать к покаянию праведников, а грешников, не здоровых исцелять, а больных. Для Бога душа всякого человека имеет наивысшую цену.

Учение Христа Спасителя показало человечеству совершенный путь — путь людей к милосердию Божью, которым мы можем предстать оправданными перед Его судом. Этот путь заключается, прежде всего, в спасительной вере в Единого Бога, в Троице славимого, в принятии Христа как Сына Божия, сошедшего на землю и крестившегося в водах Иорданских «ради нас и нашего ради спасения». Исповедание этой веры мы имеем в Никео-Цареградском Символе веры, который все поем за каждой Божественной Литургией. Этот Символ веры нужно усвоить и умом, и сердцем.

Сегодня Церковь готовится встретить большое христианское празднество — Крещение Господне, одно из священных событий в земной жизни Иисуса Христа. Велико торжество Церкви Христовой на земле, получившей неоценимые дары Духа Святого, вселяющего в нас стремление к духовной жизни, совершенству и самому спасению. Все, что имеет Церковь Христова, — вера, таинства, молитвы, слово Божие — Священное Писание — дано нам было Родившимся и Крестившимся нас ради Господом Иисусом Христом.

Согласно святоотеческому толкованию, Крещение Господне, совершенное Пророком и Крестителем Иоанном в водах реки Иордана, явило миру величайшее чудо откровения Святой Троицы, впервые раскрывшее людям тайну Триипостасного Бога, тайну Божественного желания спасти человека от греха и смерти.

Божественного благоволения удостоены все люди на земле. Бог, создав человека, промыслительно возводит его к высочайшим тайнам Своей Божественной жизни, наделяет богатством даров Святого Духа, чтобы из смертных людей, обездоленных грехом, соделать сынов Царствия Божия, Божественно бессмертных.

По примеру Господа мы погружаемся в купель Крещения, чтобы родиться духовно в новую жизнь: следовать путем, указанным Христом Богом, исполнять евангельские заповеди, чтобы быть чуждыми греха и страстей. Только крещеному человеку принадлежат сокровища Церкви Христовой, вне Крещения нельзя облечься во Христа, получить дары Духа Святого.

Отмечая Крещение Господне, мы празднуем свой день духовного рождения, который принес благодать Святого Духа, запечатлевшую на нас великое знамение — Крест Христов, давшую нам имя христиан.

Освящением воды освящается человек, ибо для человеческого спасения воплотился и непреложно вочеловечился Сын Божий, крестившийся в Иордане. Ради человека совершается водное освящение, «да вси почерпающие и причащающиеся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядной». Оно есть духовное врачевство, оказываемое человеку для сохранения его душевных и телесных сил, ограждение от напастей, оздоровление его жизни.

Человеку необходимо причащение святой водой, ибо в нем причащение Духом Святым и принятие благословения Иорданского. Христианин не только сам причащается, но и освящает святой водой жизнь свою, жилище и одежды свои, чтобы избежать наветов вражеских, видимых и невидимых.

В святой воде подается верным великая благодать и сила Божья. Церковь назидает благоговейно вкушать святую воду и освящать ею всякие места.

Любовь Господа к людям обязывает каждого из нас к благодарению, непрестанному славословию великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, избавляющего нас от «истления и венчающего нас милостию и щедротами» (Лс. 102, 4), а также к бережному хранению и достойному оправданию того, что мы получаем от Бога.

В праздник Богоявления мы еще раз призываемся к познанию Истины, благодарению спасающего и любящего нас Бога, к жизни, достойной нашего звания.

За каждой Божественной Литургией, отцы, братья и сестры, мы слышим чтение слова Божия в Апостольском и Евангельском повествованиях. Священное Писание — это «глаголы вечной жизни», которые оказывают сильное воздействие на душу человека, глубоко проникают в наши сердца, дают каждому «свет и разум», делают слушателей как бы участниками воспоминаемых событий и так просвещают сердце человека, что он яснее видит свое отношение к Иисусу Христу, у Его слову и Божественному закону.

Слово Божие во все времена слышится в мире. В ветхозаветное время оно возвещалось устами пророков, в годы земной жизни Спасителя — Самим Господом. Затем святые апостолы пронесли его во все концы земли, а после апостольских времен проповедовали учители и отцы Церкви Христовой.

Слову Божию надлежит вечно пребывать в Церкви, ибо Господь Иисус Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания век» (Мф. 28, 20).

Священное Писание призывает нас с вами в евангельском чтении к покаянию. Данный призыв органически взаимосвязан с праздником Крещения, потому что выражает его сущность и значение. Покаяние — это настолько великий дар, данный Господом человеку, настолько великая милость Божия к согрешающим, что святые отцы назвали его вторым Крещением. Покаяние в содеянных грехах — это наш личный подвиг, без которого мы духовно мертвы. Грех отдаляет человека от Бога, лишает его Божественной помощи. Но душа человека стремится к Богу, душа жаждет общения с Богом. Как цветок тянется к солнцу, в его сторону направляет свои листья, так и душа человека устремлена к Богу.

Человек хочет быть чистым, он жаждет очищения. И благодать Святого Духа, подаваемая в таинствах Церкви Христовой, очищает людей.

Важно отметить, что спасительная сила Божия, подаваемая в таинствах церковных или через освященную воду имеет пользу для человека только в том случае, если он обладает твердой и живой верой в Бога и Его помощь. Великое значение имеет вера в нашей земной жизни, в течение которой, как отмечается в Священном Писании, человек может только «верой ходить, а не видением» (2Кор. 5, 7). Твердым основанием христианской веры является величайшее и чудесное событие всемирной истории — Воскресение Спасителя из мертвых.

Проповедь о вере в Воскресение Христово хранит и передает всему миру святая Церковь, потому что именно через нее Сам Господь благоволил открыть людям эту спасительную истину. Именно Церковь создана для спасения мира, и Глава ее — Сам Христос Спаситель. Поэтому необходимо чаще прибегать к помощи Божественной благодати, подаваемой в таинствах и, особенно к Причащению Христовых Тайн. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6, 53). Причащение Христовых Тайн является обязательным условием спасения. Приступая к Причащению, необходимо подготовить себя через Исповедь с сокрушенным сердцем, с желанием исправиться и не повторять прежних грехов.

Будем, братья и сестры, по возможности чаще приступать к святым таинствам Церкви, приступать «со страхом Божьим и верою», чтобы получать спасительную благодать для укрепления своих духовных и физических сил, для преодоления действия злых сил, для единения с Христом Спасителем в таинстве святой Евхаристии и наследования вечной жизни.

Аминь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter