Слово на освящение храма в честь Страстей Господних городе Ленинске-Кузнецком 15 января 2009 года

«Слово крестное спасаемым нам сила Божия есть» (Коринф., зачало 125)

Сердца наши, братья и сестры, переполнены глубокой радостью и переживаниями, потому что сегодня еще одна святыня Кемеровской епархии возрождена к жизни — храм в честь Страстей Господних!

За каждой Божественной Литургией, братья и сестры, мы слышым Слово Божие. Оно оказывает сильное действие на душу человека, глубоко проникает в сердце, дает нам «свет и разум», делает слушателей как бы участниками воспоминаемых событий и так просвещает сердце человека, что он яснее идит свое отношение к Господу Иисусу Христу, к Его слову и Божественному закону. Особенно благотворно действует на душу верующего евангельское повествование о страданиях Спасителя и крестной смерти, потому что помогает раскрыть нам состояние нашего сердца, состояние нашей собственной души.

Актом величайшей Божественной любви явилось чудесное событие Боговоплощения, а затем крестные страдания и смерть освободили весь человеческий род от рабства греха, проклятия и смерти. Крестная смерть стала Искупительной Жертвой за грехи мира, послужила основанием прощения грехов для людей, посредством нее совершается «примирение» человека с Богом.

Искупительная сила жертвы Христовой, принесенной на Голгофе, распространяется на весь человеческий род и на все времена. По слову святителя Иоанна Златоуста, господь «принесся единожды и довлеет навсегда», потому что, по учению святого Кирилла Иерусалимского, «Умирающий за нас был не простой человек, не Ангел только но вочеловечившийся Бог».

В Священном Писании раскрывается значение смерти Христовой для нас. «Мы погреблисъ с Ним крещением в смерть, — говорит апостол, -дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога»,

Через крестную смерть Господа мы искуплены от греха, страдания и смерти. Своей крестной смертью Господь также явил миру величие человеческого духа, стойкость в борьбе за истину, явил нам и Свое Воскресение и через него открыл путь к вечной жизни. «Смотри, — говорит преподобный Макарий Египетский, — как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послан, но Сам Господь пришел ходатаем для тебя, чтобы воззвать погибшего, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».

Господь умер и воскрес. Тем самым он научает нас, что и мы не должны бояться ни страданий, ни смерти. Если Господь все годы Своего земного служения нес жизненный крест и не убоялся страшной казни на крестном древе, то и каждому из нас не следует бояться и смерти телесной, ибо если Господь воскрес, то и нас, верующих в Него, Бог также воскресит силою Своею. Через смерть Спасителя человечество вновь обрело утраченное им сыновство, наименование чад Божиих.

Святая Церковь, отцы, братья и сестры, день Великой Пятницы посвящает воспоминанию крестных страданий и смерти Господа Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и перед нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа от кровавого пота в Гефсиманском саду до Распятия и погребения.

Ненависть, гордость, зависть, грехи падших людей пригвоздили и умертвили безгрешного Сына Божия. Тварение в лице человека восстало на Создателя. Носитель образа Божия — человек, отдавшись власти тьмы, сделался богоубийцей. Как отмечается в Писании, безжизненная природа содрогнулась от неимоверного злодеяния живых. Солнце померкло, камни распались и земля поколебалась; церковная завеса раздралась надвое. Искупительный подвиг был исполнен в словах Спасителя: «Совершилось!»

Страдания Спасителя напоминают нам о Божественной правде, любви и истины. С твердым и непоколебимым намерением постараемся всегда следовать Его Божественной правде, Его вечно жизненному и великому Евангельскому учению.

Господь, увидев нашу искреннюю любовь к нему и желание жить по Священным заповедям Святого Писания, благословит нас Своим небесным благословением и подаст нам жизнь в мире, любви и благочестии.

Сегодняшнее событие совсем не случайно, это — свидетельство живой связи времен: прошлого и настоящего, земного и горнего. Важно отметить, что святой храм — это для человека как священное место, так и училище благочестия. В нем совершается наше общение со Христом Спасителем. Здесь постоянно поддерживается благодатная атмосфера, оживотворяющая душу, вселяющая радость и надежду, умножающая любовь и мирное состояние духа, не терпящая ничего скверного или нечистого. Где же, как не здесь особенным, совершеннейшим образом «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается!»

Православная Церковь от дней святых апостолов является носительницей великих духовных даров, необходимых человеку для спасения. Сокровищами Церкви являются Священное Писание, вященное Предание, святые спасительные таинства и обряды, богослужения и святоотеческий многовековой опыт христианской жизни. В Церкви Христовой всегда пребывает Дух Святой, Который через архипастырей и священнослужителей, имеющих апостольское преемство, подает всем православным христианам благодатные силы к новой жизни во Христе. Принимая в свое лоно человека земного и грешного, Святая Церковь освящает его и возводит на высоту святости, призывает к добродетельной жизни, к которой и призван каждый из нас, Бесчштенные сонмы святых — это наглядный пример, какого совершенства могут достигнуть христиане, пребывая в Православной Церкви. Православный храм объединяет людей одной верой, соединяет в молитве, в благодатных таинствах и Законом Божиим. Именно таким единством и согласием была сильна и непобедима Святая Русь. Единая Россия была камнем преткновения для всех врагов и захватчиков, приходивших к нам с мечом. Единство нашего народа укреплялось христианской надеждой на предстательство Божией Матери, святых угодников и всепобеждающей десницей Госпдней!

В годичном круге богослужения Православной Церкви изображена вся история, вся жизнь нашей Церкви, все ее вероучительные догматы и нравственные законы, жития, подвиги и страдания как Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, так и всех святых апостолов, пророков, мучеников, воинов, преподобных и праведников.

Своим богослужением храм учит всех христиан молитве, славословию и благодарению Бога. Христова Церковь молится за всех и всех утешает, располагает к покаянию во грехах, к исправлению, к добродетельной жизни. Она через богослужения наставляет, врачует и укрепляет души христианские. В церковных службах человеку открывается воля Божия в деле спасения. Богослужение — небесное сокровище на земле, данное нам милосердным Господом.

Через эти родные святыни — храмы — возрождается душа человека, мы получаем благословение и помощь от Бога на всех этапах своего земного бытия и служения. Поэтому, святой храм, церковь, — это, как бы, распростертые объятия к нам Божией Любви, распахнутые врата Божественного милосердия, пройдя через которые человек вновь обретает свое предназначение и становится сыном Божьим по благодати.

У каждой эпохи есть свои зримые символы. Они не только олицетворяют дух времени, но и являются наследием, оставляемое потомкам, как главный результат земной жизни, нашей веры и убеждений. Строительство и освящение храмов служит живым свидетельством и прямым указанием на возрождение Отечества и Православных святынь в Кузбасском крае.

Отрадно наблюдать процесс возрождения духовной жизни в Кемеровской области, где, во многом благодаря мудрости и усилиям Губернатора Кемеровской области, на протяжении последнего времени установилось доброе взаимодействие между руководством Кузбасса и Кемеровской епархией Русской Православной Церкви. Освящение новой кузбасской святыни — пример взаимодействия на основе достигнутого Соглашения. Это богоугодное и святое дело объединило нас одной радостью и памятью о том, что России нужно восстановление духовных сил, возрождение нравственных подлинных ценностей.

Мы вспоминаем о том, что в России всегда были благотворители, которые воздвигали храмы, помогали монастырям, строили школы и больницы, и их имена получали общенародную известность. Они как бы делились своим достатком с Богом. В наше время мы тоже имеем благотворителей, которые гораздо скромнее тех, которые были в истории России. Они не от избытка, а из любви к Богу, из любви к своему народу и Отечеству, не желая, чтобы их имена были широко известны, помогают нам украшать Кузбасс новыми святынями для укрепления духа кузбассовцев и утверждать традиционные православные нравственные ценности и веру наших дедов и прадедов.

Особенно хочется подчеркнуть, что строительство и все подготовительные работы, предшествующие освящению храма, потребовали многих сил и немало средств. Построить церковь, дом молитвы стало возможным благодаря доброй воли и велению сердца руководства города и православных христиан. Сердечно благодарю тех, чьим попечением, средствами и молитвами завершилось это богоугодное и святое дело.

В этот день нашего духовного торжества да исполнятся сердца радостью, миром и любовью к Богу и всем людям.

Аминь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter