Проповедь в день памяти св. Иоанна Кронштадтского в одноименном приходе г. Березовского 2009 года

«Память праведника пребудет благословенной» (Притч. 10, 7)

Такими словами еще в Ветхом Завете восхвалял святых и пророчески свидетельствовал премудрый Соломон. Это предсказание вечно исполняется. Сегодня, отцы, братья и сестры, Церковь молитвенно вспоминает и прославляет святого и праведного Иоанна Кронштадтского, блаженная кончина которого последовала ровно сто лет назад.

Святой Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в селе Сура, Архангельской губернии в бедной семье. Отец с раннего возраста постоянно брал сына в церковь и там воспитал в нем особенную любовь к богослужению. На шестом году отрок Иоанн начал обучаться грамоте, которая вначале плохо ему давалась. Все утешение и надежду мальчик находил в пламенной и постоянной молитве, которая и была услышана Богом. Иоанн одним из первых окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчивая Академию студент намеревался принять монашество и поехать миссионером в Китай, Северную Сибирь или в Америку. Однако Господь чудесным образом указал юному Иоанну его жизненный путь. Вступив в брак и приняв священство, отец Иоанн стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта.

Особенно пастырская любовь проявилась к людям в период его жертвенного служения в этом храме. Он часто говорил: «Нужно любить всякого человека и в его грехе и в позоре его. Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем». Скоро открылся в отце Иоанн дивный дар чудотворений, который прославил его на всю Россию и даже далеко за ее пределами. Молитвою и возложением руки отца Иоанна излечивались самые тяжкие болезни, когда медицина заявляла о своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Отец Иоанн исцелял силой своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и иудеев, и обращавшихся к нему из заграницы иностранцев. Этот великий дар чудотворения был естественной наградой отцу Иоанну за его великие подвиги — молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

Скоро вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Вместе с письмами и телеграммами текли к отцу Иоанну и немалые денежные средства на благотворительность. На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил множество нищих, устроил в Кронштадте «Дом трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом. Он основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм. В Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был погребен по своей кончине. Одной из твердынь Святого Православия является Свято-Успенская Пюхтицкая обитель.
Отец Иоанн проявил себя и замечательным педагогом-законоучителем, преподавая 25 лет Закон Божий в городском Училище и Кронштадтской классической гимназии.

По свидетельству очевидцев, совершение отцом Иоанном Божественной Литургии не поддается описанию. Служба, совершаемая им, представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Он за богослужением был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их; живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную.
Однажды юноша из крестьянской семьи Семен Антонов обратился к отцу Иоанну за благословением поступить в монастырь и принять монашество. Когда началась молитва праведника, то Семен наяву ощутил ее действие и огромную силу. Он ушел на Афон и вступил в число иноков-святогорцев. Там он просиял монашескими подвигами, стал преподобным Силуаном Афонским, великим молитвенником и всемирно почитаемым святым.

Духом Святым отец Иоанн прозревал то, что происходило за много сотен километров; ему часто было открыто прошлое, настоящее и будущее людей, которых он видел впервые. Так, например, он предсказал и увидел в одном молодом офицере, посетившим его, будущего подвижника и святого Оптинского старца Варсонофия.
Отец Иоанн был и замечательным проповедником, причем говорил он просто и чаще всего без особой подготовки. Проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, были доступны для понимания простым людям. После него осталось письменное творение. Эта книга с названием «Моя жизнь во Христе» сразу привлекла к себе всеобщее внимание и стала духовным сокровищем отечественного святоотеческого писания.

На рубеже Х1Х-ХХ веков в России и далеко за ее пределами люди услышали о великом подвижнике, молитвеннике, чудотворце и целители — праведном отце Иоанне Кронштадтском. Сотни и тысячи людей стремились ежедневно к пастырю Кронштадтскому, чтобы увидеть его совершающим Божественную литургию, услышать его назидательное слово, получить утешительный совет. «Сколько людей, — писал один из современников отца Иоанна, — было поднято его молитвою уже от одра смертного! Сколько погибших нравственно извлечено по молитве и вразумлению его из бездны греха и погибели». «Батюшка Кронштадтский, — как ласково называли его в народе, — помолись за нас, испроси нам у Господа милостей, подаждъ исцеление, подаждъ дождь, подаждь вёдро», — так верили люди в чудесную силу молитв Всероссийского пастыря. И по вере их, молитвами своего угодника, Господь совершил чудеса, о которых нам известно из книг-воспоминаний об отце Иоанне.

Подобно великим российским святым преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, Иоанн Кронштадтский удостаивался посещений Самой Пресвятой Богородицы, описанных им в дневнике. Святой праведный Иоанн был истинным патриотом своего Отечества, которое возлюбил всем своим существом. Предвидя будущее Родины, он говорил: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога-Вседержителя. Учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры!»

9 декабря 1908 года отец Иоанн отслужил в последний раз Божественную Литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. 20 декабря 1908 года великий праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины. Отец Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 1990 году.

В наши дни, в северной столице России, городе Санкт-Петербурге в усыпальнице этого праведника теплятся лампады и горят свечи. Как и прежде, паломники стекаются сюда со всех концов Отечества и из-за рубежа, чтобы помолиться угоднику Божию, попросить его помощи.

Сегодня в душах людей вновь просыпается вера, возрождается стремление к вечным ценностям. И все глубже мы осознаем, что это жизнь неотделима от живой связи с Творцом. Действительность приносит всем нам новые испытания, преодолеть которые можно, лишь укрепившись нравственной чистотой. Часто людские души, по мысли святого праведного Иоанна Кронштадтского, «разбиты, сломаны по нашей неосторожности, нерадению, легкомыслию — надо их восстановить и сделать целыми; они помрачены, надо их сделать светлыми чрез покаяние, смирение, добрые дела». Но Господь наш Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. и, 8). Это значит, что и сегодня по молитвам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Он творит чудеса. Известны сотни исцелений людей от мучительных недугов, совершаемых у гробницы приснопамятного Кронштадтского пастыря. Ныне сюда, как и в прежнее время, спешат многочисленные паломники, чающие получить исцеление, утешение и помощь.

Святая Церковь молитвенно чтит память святых угодников Божиих, прославленных Господом на Небе и на земле за подвиги, которые они
совершали в служении Богу и ближним не ради своей славы, но для славы Божией. И «дивный во святых своих» Господь прославил их имена для нашего назидания, чтобы мы видели в святых Божиих людях своих наставников и, «взирая на скончания жительства их, подражали вере их» (Евр. п. 7) и призывали на помощь как ходатаев и заступников наших перед Богом.

Прославление святых есть выражение нашего глубокого благоговения к их святой жизни, высоким нравственным совершенствам, к их великим подвигам веры и благочестия, спасительных и для христиан, ибо, подражая угодникам Божьим, мы духовно растем и совершенствуемся.

Самое лучшее почитание памяти святых — следование их примеру, подражание их вере и благочестию. Вера и благочестие живут и совершенствуются добрыми делами, ибо, как говорит святой апостол Иаков, «вера без дел мертва есть». Из всех добрых дел нет ничего превыше милосердия. Христианское милосердие угодно Богу, потому что оно служит исполнению Божественного закона любви.

Святые — это не только угодники Божьи, но и наши старшие братья, достойно прошедшие жизненный путь и познавшие его трудности и опасности. Святые всегда готовы помогать нам и укреплять своими дерзновенными молитвами и предстательством перед Господом Богом. Несомненно, если мы постоянно и ежедневно будем обращаться к этому светочу нашей скоротечной земной жизни, то он обязательно окажет нам необходимую молитвенную поддержку, оградит от смертельных опасностей и невзгод, поможет нам достойно совершать свое служение на благо Церкви Христовой, на пользу Отечества и ближних и идти единственной, верной, но трудной дорогой жизни.

Вступая в новое лето Господне, наступающий 2009 год, мы призваны учиться и подражать вере и добродетели святого праведника Иоанна Кронштадтского. Будем верить, что предстательством его ныне у Престола Божия испросим и мы у Господа еще время благоприятное (2 кор. в, 2), время спасительное для своей души, для утверждения сердца во Христе Иисусе Господе нашем. Пусть и наступившее новолетие будет для каждого из нас еще одной возможностью поблагодарить Господа за неисчислимые блага. Взирая в будущее, мы должны смотреть на него спокойным христианским взором, без страха, без сомнений, без колебаний. Божие благословение да пребывает на Церкви нашей, над народом нашим, над нашей страной.

Будем же, братья и сестры, во всякое время творить добро ближним и, следуя примеру милосердия, преподанному нам в житии ныне прославляемого святого и праведного Иоанна Кронштадтского, будем исполнять святые заповеди Христовы, потому что только законом Божественной любви существует и держится мир.

Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.