ОТВЕТЫ владыки Аристарха на вопросы газеты «Аргументы и факты»

1.Сегодня в Кемеровской области уделяется большое внимание религиозному вопросу строятся новые храмы, проводятся молодежные религиозные форумы. Почему в Кузбассе уделяется такое большое внимание религии?

Обстоятельства нынешнего времени таковы, что равнодушие к утверждению православных ценностей жизни в окружающем нас мире может поставить общество на грань катастрофы. Россия своим трагическим опытом в XX веке предостерегла Европу и мир от многих бед, подсказав им необходимости искать иных исторических путей. Демографический кризис России – это последствия отхода от традиционных нравственных начал и семейного воспитания. Последний пример: в Кузбассе вынуждено вводится в отношении безопасности детей комендантское время. Традиционные ценности необходимы нам как воздух во имя нравственного становления личности, полноты духовной жизни и межличностных отношений. Если в России, в том числе и родном Кузбассе, утратим понятие греха, заместив его понятием свободы, то мы создадим совершенно нежизнеспособную цивилизацию, которая рухнет под бременем греховных страстей. Забота об этом должна стать не только церковным, но и государственным делом. Нам видится, что Губернатор Кемеровской области очень ясно и правильно видит положительное влияние на воспитание личности традиционных нравственных ценностей. Государство, положив либеральную идею в основу государственно-общественной модели развития страны, должно противопоставить ей утверждение в сфере воспитания, образования и межличностных отношений традиционные для России ценности – наш с вами православный образ жизни. Утверждая православный образ жизни, мы тем самым формируем принципы жизнеспособной цивилизации. При всей развитости экономики, социальных и политических институций люди способны жить вместе только на основании нравственного закона. Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю и люди начинают уничтожать друг друга. И никакие законы не помогают, никакие законы не работают, если уходит нравственное начало. Невозможно добиться нормальной жизни, совместной жизни людей без поддержания нравственной составляющей.

 

2. На Ваш взгляд, такая активная позиция со стороны Кемеровской Епархии и администрации Кемеровской области позволит повысить религиозный уровень горожан?

Вышесказанное дает основание утверждать, что XXI век либо будет религиозным, либо он рискует стать последним веком человеческой истории. Нам необходимо объединить наши усилия ради того, чтобы понятия добра, справедливости и святости имели в жизни людей определяющее значение, «дабы жили мы и дети наши» (Быт.43, 8). Надеюсь, что наше размышление о будущем человеческой цивилизации, о роли и значении православных ценностей для человека, семьи и общества поможет всем нам сделать выбор в пользу жизни. Верю, что трагический и непосильный для любой другой страны опыт нашего многострадального Отечества в XX веке, как это доселе нередко случалось  истории, послужит ко благу развития Кузбасса и общества, указав ему на серьезность грядущих опасностей и спасительность реальных путей их преодоления.

 

3. Строятся новые храмы, и логично, что они для подрастающего поколения. Но ходит ли сегодня молодежь в церковь? Есть ли у нас какая-то религиозная культура? Принято ли у нас ходит в церковь по воскресеньям семьями?

Современная молодежь, прежде всего, очень разная. Было бы огромной ошибкой судить поверхностно и стричь всех под одну гребенку. Но все же я бы сказал, что тяга к высокому идеалу молодым свойственна даже в большей мере, чем людям старшего возраста, которые чаще бывают отмечены внутренней усталостью и безразличием. Молодежь к тому же более чувствительна ко всякой фальши и проявлениям косности. Зайдите в православный храм в воскресный день во время Литургии. Вы увидите, что сегодня люди пожилого возраста уже составляют всего лишь 15% от всех присутствующих. Большинство — это молодые семьи, причем причащаются и молодые папы и мамы и их младенцы. Это подрастает доброе будущее. Те, кто с молоком матери впитывает в себя основы родной культуры, самосознания, внутренней духовной силы. Эта перспектива обнадеживает.

Несколько слов о религиозной культуре. Надо использовать свойственную молодежи тягу к общению для создания при храмах крепких молодежных объединений, активно вовлекая их в приходскую жизнь. Где-то можно создать молодежный православный клуб, где-то —  творческие студии, кружки художественных ремесел. Практиковать молодежные собрания. Тогда люди потянутся к нам сами. Важно уметь откликнуться на инициативу молодых, доверять им реальное дело, не сковывать проявления их дарований, не кормить одними поучениями. Важно помнить, что сознательный избранный религиозный образ жизни – это выбор сильных людей. Когда же такой выбор делается в молодые годы, то это значит, что мы имеем дело с людьми особенными.

 

4. Вы бываете в командировках в других регионах Сибири, как Кемеровская область выглядит на их фоне в плане религии? Там также ведется активное строительство храмов?

В каждом регионе свои проблемы, свой уровень взаимопонимания между светской и духовной властями. Но общая динамика положительна. Это касается не только храмостроительства. Кузбасс имеет свою специфику, это промышленный регион и шахтерский край, расположенный практически в центре России. Общеизвестно, что богатство России произрастает Сибирью. Та стабильность, которую мы переживаем на настоящем этапе развития России, во многом определяется заботой светской власти, мудрым попечением Губернатора не только о материальных, но и о духовных нуждах жителей нашего края. Будучи неотъемлемой частью России, она прошла непростой, но славный путь экономического, духовного и культурного становления, и сегодня является одним из динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Сегодня Кемеровская область, успешно преодолев трудности 90-х годов прошедшего века, вызванных социальными и экономическими потрясениями последних лет, уверенно идет по пути построения стабильной и благополучной жизни.

 

5. Заключались ли какие-либо соглашения о сотрудничестве с Епархиями других регионов? В чем они заключаются?

В соглашениях о сотрудничестве с другими епархиями нужды нет — мы являемся одной Церковью. Со светскими структурами и организациями на сегодня у нас заключено более 16 соглашений. В первую очередь это Соглашение о сотрудничестве с Администрацией Кемеровской области. Мы трудимся вместе на ниве социальной работы, воспитания и образования, духовенство работает в воинских частях, силовых подразделениях, тюрьмах и зонах, в больницах и ВУЗах. Человек везде остается человеком и ему нужна крепость духа, слова утешения в трудной ситуации, просвещение и забота.

 

6. Как Вы относитесь к сегодняшней современной литературе, кино, телевидению?

Нельзя недооценивать силу художественного, и в особенности зрительного образа. Увидев нечто, связанное с грехом, пороком, мы потом просто не изгоним это впечатление из души. Оценка произведения или художественного фильма должна определяться содержанием. Есть произведения литературы и фильмы, которые имеют воспитательную, научную или познавательную цель, и они с пользой могут применяться в учебных или педагогических целях. Понятно, что порнографические картины, боевики, фильмы ужасов или так называемые «мыльные» сериалы – не полезны и душевредны. Каждый смотревший их знает, что это либо пустое времяпрепровождение, либо душевредное занятие, поскольку мы входим в зависимость от телевидения. Технические возможности современного видео практически неограниченны в художественном отношении, и все ощущения ужаса, насилия, сердечного трепета переживаются вместе с героями. Однако, по сути это обман, иллюзия, которая захватывает нас больше, чем сама действительность, в которой и должен жить человек.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter