Приветствие участникам XVI Иоанновских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»

Рад приветствовать всех собравшихся на сегодняшнем форуме, посвященном одной из актуальных проблем сегодняшнего времени – проблеме духовно-нравственного воспитания детей.

В 2015 году мы вместе отмечаем дату 1000-летия со дня его блаженной кончины. Почему мы чаще всего связываем житие и служение этого угодника Божия с событием Крещения святой Руси?

Кем был Владимир до принятия Крещения? Жестоким правителем. Он был причиной гибели многих невиновных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни. Что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он перестал быть жестким и злым. Он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.

Что же произошло с ним? Почему он те ясные и понятные цели и ценности, которые исповедовал как правитель государства, изменил на другие? Потому что с Крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа; вместе с Крещением принял новую систему ценностей, столь радикально отличающуюся от той, чем жил, во что верил, ради чего боролся до того.

Что же лежит в основе новой системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь, желая, чтобы вслед за ним весь народ приобщился к ней? Это Евангельское слово, а в центре Евангельского послания — одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.

Богу было угодно, чтобы именно человеческая способность разделять свою жизнь с другими легла в основу человеческого бытия, в основу самого главного закона, по которому только и должна устраиваться личная, семейная и общественная жизнь.

Что происходит в обществах, когда исчезает закон любви, когда начинается борьба за свои частные интересы — политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти интересы и ценности становятся самыми главными? Идет борьба не на жизнь, а на смерть, и разрушается ткань человеческого общения, а там, где должна была быть взаимная поддержка, любовь, солидарность, гармония, появляются человеческий хаос и беспорядок.

Церковь провозглашает миру: нет другого пути для развития мира и человеческой цивилизации, для благополучия любого человеческого общества, кроме закона любви и проистекающей из любви солидарности, взаимной поддержки, гармонии и мира.

Всему этому мы научены от Киевской купели, от святого князя Владимира. Именно он прозрел тайну человеческого бытия и счастья, оказавшись от жестокости и властолюбия, от всего того, что еще недавно вдохновляло его поступки. Князь Владимир переосмыслил всю жизнь и дал нам великий завет любви и единства.

Сегодня духовно-нравственное воспитание и образование подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и является одним из приоритетных направлений не только в Кузбассе, но и во всей России. Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

Современные, стремительно развивающиеся события в России и мире заставляют нас понять, что России необходимо мобилизовать все свои силы и ресурсы перед лицом внешних и внутренних угроз. Политический и экономических кризис открывает перед российским обществом и более глубинный, онтологический кризис всей системы ценностей, подвергшейся за последние десятилетия катастрофической девальвации. Оценивая свои внутренние силы и ресурсы, мы прекрасно понимаем, что, несмотря на размеры нашей территории, силу нашего ядерного оружия, наш энергетический и экономический потенциал, главной ценностью нашей российской цивилизации остается ее человеческий капитал.

Потенциал человеческого капитала в России беспрецедентно велик и уникален, его наращивание — залог не только выживания, но и новых цивилизационных перспектив нашего государства. Мобилизовать этот ресурс, высвободить силы, таланты и возможности народа — задача номер один для России сегодня. Чтобы решить эту задачу, России нужно качественно новое гражданское общество не только профессионалов в своей сфере, но патриотов, людей, способных в своей жизни руководствоваться не одними меркантильными и эгоистическими интересами. Перед нами стоит задача воспитания личности, полноценного члена общества, ответственного за себя, за свою семью, страну и за свое дело.

Поэтому колоссальная нагрузка и ответственность в России сегодня ложится на образовательную систему всех уровней. Такие понятия, как патриотизм, семейные ценности, традиция, взаимопомощь, открытость миру, не просто живут в нашей памяти, но пульсируют во всем нашем существе в ситуации глобальных цивилизационных рисков. Одновременно с этим мы прекрасно понимаем, что корнями своими эти ценности уходят глубоко, в самую сердцевину нашего сознания – в нашу веру. Сокровищницей ценностей любого народа на протяжении веков являлась его религия, и это особенно верно в отношении нашего народа.

Церковь не должна больше рассматриваться как область исключительно религиозная. Потому что Церковь — исторический базис ценностных ориентиров России. И исторический он не потому, что сегодня больше не имеет никакого значения, кроме своей исторической ценности, а потому, что на протяжении всей своей истории наша страна и ее народ черпали силы из этого источника. Хотим мы этого или нет, у России нет другого ценностного основания. Мы все прекрасно помним, что случилось со страной, когда эту опору выбили из-под нее и попытались подставить новую. Последствия той катастрофы мы все еще пытаемся уврачевать.

Церковь не считает себя вправе навязывать современной России свои правила и устои, но она считает себя перед Богом обязанной передать новому поколению россиян их же собственное наследие, которым они, как и любые наследники, вправе распорядиться так, как им будет угодно в условиях современного мира. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступавший в стенах Российской академии государственной службы при Президенте РФ 31 декабря 2009 года, отметил: «Наше стремление — не клерикализация общества путем внедрения Основ православной культуры. Всеми своими усилиями Церковь радеет только об одном — о положительном преобразовании всех сторон жизни индивида и общества».

Главное, что Церковь делает для человека, заключается в том, что она напоминает человеку, кто он, каково его происхождение, каково его предназначение, каков смысл его жизни. Церковь помогает человеку ценить все лучшее, что ему передано от отцов, и актуализировать все без остатка дарования, в него вложенные. Кому, как не Церкви, присуща способность накапливать опыт предыдущих поколений, претворять в нынешний актив плоды трудов предшественников? Разве не нужно строителям новой России научиться от Церкви умению созидать на фундаменте, построенном отцами?

Любой кризис, тем более кризис глобальный, — источник напряжения и негатива. Накал кризиса истощает в человеке и в обществе ценности человечности и уважения, а вместе с этим создает атмосферу усталости и озлобленности. В определенный момент кризис этих ценностей в обществе может стать причиной конфликта и даже войны. И тогда пострадают все. Поэтому необходимо, чтобы наша гражданская солидарность строилась не только в формате ненависти к какому бы то ни было внешнему врагу, но, прежде всего, на нашем взаимном уважении друг к другу.

Русская православная традиция не знает страха перед образом врага. Если чего и опасается Церковь, так это нерасторопности, лени и бездействия человека, его сознательного отказа от призвания жить по правде Божией. Потенциал человеческой личности, способность людей оставаться людьми, быть верными своему человеческому призванию, в самый ответственный для себя, семьи и Отечества момент проявить мужество и героизм — вот подлинная надежда Церкви, а значит, и России.

Пусть никто не думает, что Церковь хочет сковать людей законами старины и суровыми нравственными установками,. Ее забота заключается в том, чтобы показать человеку его подлинное лицо в зеркале его традиции и его системы ценностей. Забота Церкви в том, чтобы молодое поколение россиян, увидели себя и вспомнили о том, кем оно является: детьми великой России, наследниками прекрасной цивилизации.

Православная Церковь никогда не рассматривала образование человека в отрыве от его духовно-нравственного воспитания. Сейчас, когда современное общество захлестнула волна безнравственности, а в сознании молодых людей традиционные ценности размыты, мы должны объединить все наши усилия чтобы обеспечить нашим детям безопасное и достойное будущее.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что расстройства нравственные предвещают расстройства гражданские. Известный русский философ Иван Ильин отмечал, что только высоконравственные люди могут создать мощное и сильное государство. Поэтому очень важно, чтобы государство воспитывало высоконравственных людей. И конечно, огромное значение в этом воспитании принадлежит семье, родителям.

На наш взгляд, выход из создавшегося положения именно в возрождении духовности и нравственных ценностей русской культуры. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия — одна из причин нравственного опустошения личности. Чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа.

Ключевая роль в духовно-нравственном возрождении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

На сегодняшний день различные общественные институты и организации имеют уникальную возможность совместно участвовать в деле нравственного становления молодого поколения. Взаимодействие государственных, общественных институтов и религиозных организаций будет успешно осуществляться именно тогда, когда эти отношения будут основаны на нравственности, когда разные стороны возьмут за основу своей работы бережное отношение к ценностям друг друга.

За последнее время Кемеровской епархией и Администрацией Кемеровской области накоплен большой положительный опыт сотрудничества в различных сферах деятельности: образовательной, социальной, молодежной. Основываясь на данном опыте, нашей задачей сейчас является определение приоритетных направлений совместной деятельности, связанных единой целью, общими формами организации и управления и выработка комплексного, системного подхода в деле духовно-нравственного воспитания и образования молодого поколения.

Надеюсь, что сегодняшняя конференция, посвященная вопросам духовно-нравственного воспитания образования подрастающего поколения, поможет найти «точки соприкосновения», и выработать общую линию взаимодействия органов государственной власти и Православной Церкви в Кузбассе.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter