Приветственное слово участникам Третьих историко-краеведческих Чтениий «Духовность в культурно-историческом развитии Сибири»

Уважаемые организаторы и участники межрегиональных краеведческих Чтений!

Позвольте всех Вас, прежде всего, приветствовать в столице шахтерского края, на этом представительном культурном мероприятии! Тема данного мероприятия – III Межрегиональных краеведческих Чтений – называется «Духовность в историческом и культурном развитии Сибири». Это, несомненно, очень актуальная тема современной действительности. Поэтому нам хотелось с Вами обсудить ее. Наше выступление – это рассуждение о значении и месте духовной жизни в современном обществе, в том числе и в Сибирском регионе.

Отечественная, а во многом и мировая история и культура неразрывно связаны с Православием и другими традиционными религиями. Их нельзя полноценно понять и прочувствовать, не зная духовных оснований культуры. Этапы исторического развития как страны, так и Кузбасса обретают логику только при рассмотрении их с этой точки зрения.

Православие стало частью русской культуры. А русская культура, благодаря Православию, стала обладать той уникальностью, которую нельзя спутать ни с одной другой. Русские писатели, деятели культуры и искусства признаны во всем мире. Они сумели через свое творчество выразить чувства и стремления русского православного человека.

Осознание причастности к историческому и культурному наследию своего народа помогает человеку обрести жизнеполагающие смыслы — систему нравственных координат и ориентиры для движения, стать истинным патриотом своего Отечества.

То, что Россия на протяжении многих веков осталась по духу русской и православной — это и есть великое духовное наследие преподобного Сергия Радонежского, имя которого мы сугубо воспоминаем в этот год. Игумен земли Русской противостоял разрушительному духу времени, он был и остается тем примером, который вдохновляет и укрепляет нас в ежедневных трудах во имя спасения собственной души и созидания земного Отечества.

Для русского писателя характерно стремление делиться с читателем своими прозрениями, наблюдениями и сомнениями, задумываться о «вечных» вопросах, о смысле жизни, о предназначении человека, ставить перед читателями нравственные коллизии и предлагать их решения, а иногда, даже не предлагая решения, помещать эту коллизию в такой контекст, который помогает читателю самому, без подсказки, сделать правильный мировоззренческий выбор. Именно такие произведения — произведения, обладающие глубоким внутренним содержанием, и представляют подлинную художественную ценность, обретают признание современников и потомков, остаются в благодарной народной памяти.

Для нашего региона приобщение к великой русской литературе и к культуре в целом — это не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений. Здесь особое внимание необходимо уделить программам по отечественной литературе и культуре в национальных республиках наравне с изучением местной национальной культуры.

Страна наша в XX веке прошла через тяжкие испытания, через ни с чем не сравнимые скорби. Мы в Церкви празднуем день Всех святых, в земле Русской просиявших, а также Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Это наши сродники и сограждане, это наши братья и сестры, которые явили образ святости, Божественный идеал человеческой жизни. Это герои духа, многие из которых стали героями нашей литературы — той самой, что берет свое начало еще в житийной литературе Древней Руси и которая питала и питает своими мощными духовными корнями культуру нашего народа. Святые угодники невдалеке от нас — мы даже не представляем, как они близки нам, как они стоят сегодня рядом с нами. И те, кто идет против небесного воинства, против духовной рати Руси, никогда не сможет одержать победы, потому что та рать — у Бога и Бог вместе с нею.

Изучение основ религиозных культур — это вопрос национальной безопасности. Огромное число наших сограждан, еще не пришедших к вере, находится в религиозном поиске, а подчас и в духовной опасности. Природа не терпит пустоты. И если душа человека не наполнена любовью к традиционной, выверенной веками культуре, обращенной к миру и созиданию, она заполнится суррогатом в виде псевдодуховности или религиозного экстремизма.

Духовно-нравственное воспитание должно стать одним из основополагающих принципов современного образования. Невозможно построить будущее, не прививая молодому поколению нравственных норм, традиционных для нашего народа.

Сегодня есть два пути в литературной деятельности: либо идти за кем-то и зарабатывать деньги, либо свидетельствовать об идеалах, об истине, особенно если это связано с религиозным измерением жизни, и в каком-то смысле идти против течения. Большинство людей, образующих общий поток, скорее будут читать коммерческую, чем по-настоящему художественную литературу, — это проистекает из общих умонастроений, из нравственного состояния общества, которое сегодня никак нельзя признать удовлетворительным. Поэтому задача заключается в том, чтобы максимально поддерживать ту часть нашей русской литературы, которая не оставляет попыток защищать и пропагандировать высокие духовно-нравственные идеалы, особенно в молодежной среде.

Современная молодежь, в большинстве своем, предпочитает книгам компьютеры, классической литературе — фэнтези и боевики, учебе, работе и служению — игры и праздность. Таким образом, у нас нет иного выбора, кроме каждодневной работы по духовно-нравственному просвещению в школах и вузах, развития образовательных проектов в масс-медиа, поддержки молодежных движений и инициатив в культурной, военно-патриотической, социальной и иных сферах, в которых молодые люди готовы приносить пользу своей стране.

Пока мы все вместе, всем народом — Церковь, интеллигенция, средства массовой информации — не поймем, что нельзя игнорировать внутреннюю жизнь человека, что забота о душе — это главная задача общества, мы не справимся с нашими проблемами. Нельзя совершенствовать образование и не совершенствовать воспитание. Нельзя внедрять современную технологию в интеллектуальное развитие человека — технологию, которая действительно способна помочь людям получать более высокий уровень образования, — одновременно не сохраняя идеалы нравственные. Человек без нравственного идеала жить не может.

В чем заслуга классической русской литературы? В том, что она подхватила нравственный идеал христианства, облекла этот идеал в образ положительного героя, и образ этот предлагался в школе, дома, в кино, в театре. Сегодня нет идеала, нет положительного героя. Для кого-то положительным героем становится человек, который всеми силами стремится загребать деньги, не останавливаясь ни перед чем. Но это страшный герой. Это нежизнеспособный герой, потому что нежизнеспособно то общество, в центре которого — эта безудержная потребительская философия.

И дело, конечно, не только в философии. Дело в первую очередь в том, что происходит в нашей жизни. От сознания людей зависит многое. Поэтому сегодня все те, кто может оказывать влияние на человеческое сознание — и Церковь, и писатели, и школа, и интеллигенция, и средства массовой информации — должны не ссориться и не перетягивать канат, а вместе работать для того, чтобы менялось мироощущение современного человека, чтобы появлялись идеалы, способные устроять жизнь личности и общества ко благу.

Задача литературы заключается в том, чтобы показывать людям не только окружающий мир, но и определенные пути, выходы из тех трудных ситуаций. У литературы всегда есть нравственная составляющая. В то же время литературное произведение не должно превращаться в нравоучение.

Мы хотим живой литературы, искренней, интересной, яркой. Но при этом хочется, чтобы книги не только отражали мрачную действительность окружающего мира, но и помогали человеку найти путь к свету.

Хочу пожелать всем нашим писателям успешно развивать свой творческий талант, осознавая ответственность перед Богом и людьми за каждое написанное или сказанное слово.

 

Благодарю вас за внимание.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter