Проповедь на Литургии в день Казанской иконы Божьей Матери 4 ноября 2007 года

П Р О П О В Е Д Ь
для произнесения за Божественной Литургией в день Казанской иконы Божьей Матери 4 (воскресенье) ноября 2007 года
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа !
«Се бо отныне ублажат Мя вси роди»
(Лк. 1, 48)

Уже на заре истории христианской Церкви, отцы, братья и сестры, верующие увидели и опытно ощутили силу предстательства Пресвятой Девы к Богу и поэтому с первых времен прославляли Её всечестное имя, призывали в молитвах и просили Её помощи. С седой древности во всем мире сияла боголепная слава Царицы Небесной.

Бесчисленны милости, оказанные Божьей Матерью христианскому роду. Многочисленны Её благодеяния, которые были явлены православному русскому народу на протяжении тысячелетней истории нашей святой Церкви – от Крещения в Киеве до последних дней. Особенно простирала Пресвятая Дева Свой омофор над русской землей в годы бедствий. Сколько раз она являла свою помощь нашему Отечеству через святые иконы, перед которыми молились наши деды и прадеды во время нашествия иноплеменников. Наличие множества чудотворных икон Богородицы служит очевидным свидетельством неоднократного Её заступления.

С образом Казанской иконы связано избавление нашей Родины в начале XVII века от врагов и иноземцев, захвативших тогда первопрестольный град Святой Руси – Москву. Русские люди встали на защиту Отечества, но, не надеясь на себя, прибегли к помощи и заступлению Царицы Небесной. К Москве была привезена с берегов Волги вместе с ратным ополчением чудотворная Казанская икона Богоматери. Все – от мала до велика – наложили на себя трехдневный пост и объединились в одной молитве перед чудотворным образом. И молитва веры была услышана. В это время в кремлевском Чудовом монастыре находился в плену архиепископ Арсений, который, как и все, возносил молитву к Божьей Матери. Внезапно место его заточения озарилось небесным светом, и перед ним явился преподобный Сергий Радонежский – молитвенник за землю Русскую. Святой игумен сказал: «Арсений, ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий преложен на милость. Завтра Москва будет в руках осаждающих» (Скурат К.Е. Идите и научите. Сборник проповедей. Сергиев Посад, 1998, с.216). Весть об этом видении быстро достигла войска, воины ободрились. И действительно, следующим утром русские войска освободили Кремль. Враг был изгнан, Москва освобождена, а Россия спасена. В знак особой благодарности и было установлено ежегодно праздновать этот день заступничества Божьей Матери. Это можно сказать, второй Покров, особенно близкий всем нам, потому что событие относится к нашему Отечеству.

Исполненные глубокой благодарности Богородице за все, что Она посылала, наши отцы и деды славили Её в своих горячих молитвах, всегда с особым благоговением почитали Богородичные праздники, воздвигали в честь Её величественные храмы. А чувство благодарности – это святое и угодное Богу чувство.

Каждый из нас знает, как проторены дороги и пути многими тысячами людей к Её чудотворным иконам, какими слезами политы эти великие святыни, какими вздохами они овеяны! Мы должны благодарить Бога уже за то, что имеем на небе такую Заступницу, перед Которой можем выплакать все свое горе и с Которой можем поделиться и своими радостями.

Однако важно помнить, что милость и помощь Царицы Небесной есть там, где совершают достойное почитание Богородицы, где есть теплая к ней молитва. Именно тогда не бывают напрасными вздохи сокрушенной души и не пропадают слезы разбитого горем сердца.

Для получения благоволения Божьей Матери необходима также крепкая вера и искренняя любовь к Иисусу, к Тому, Кого Она больше всех возлюбила, ради Которого перенесла тяжелые страдания – зрелище крестного распятия, ибо Она хорошо знала, что Её Сын, Которого распинали люди, есть Сын Божий и Спаситель всех людей.

Называть Божью Матерь своею матерью и надеяться на Её покровительство может тот, кто возрожден в таинстве Святого Крещения, кто насколько возможно чаще приобщается святых Таин Божественного Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя, соединяясь с Ним в един дух и становясь членом Тела Христова, кто пребывает в Церкви, повинуется её заповедям, сохраняет уставы, внимает голосу пастырей и старается служить Богу с благоговением и страхом.

Сегодня, братья и сестры, в Апостольском чтении, предварившем евангельское благовестие, мы услышали о действии благодати Божьей и её значении в домостроительстве нашего спасения: «Благодатью вы спасены через веру» ( Еф. 2, 8 ). По мнению святителя Макария, митрополита Московского, три великих благодатных действия совершил Бог для нашего спасения: Он даровал нам Откровение, запечатленное в Священном Писании и хранимое в Священном Предании; Бог принес в жертву Единородного Своего Сына и на этой Жертве утвердил Церковь с её спасительными таинствами. И третий величайший дар благодати – поставил священнослужителей и учителей церковных. Важно отметить, что в ответ на эти милости Божьи от христианина требуется только одно: на Откровение следует ответить верой; церковные таинства следует принимать с верой в их спасительность; к пастырям Церкви необходимо относиться с вниманием, почтением и верой в их посредническое и благодатное служение (Слова и речи. СПб., 1891, с.271). В заключение святитель говорит: «Вот так мы и спасаемся: через веру – Божественной благодатью».

Святое Евангелие в воскресном чтении представило притчу о богаче, который проводил дни в роскошестве, пирах, но был безразличен к окружающим его людям: больным, обездоленным и неимущим. Одним из таких нуждающихся являлся «некоторый нищий именем Лазарь, который лежал у ворот дома богатого, желая напитаться остатками пищи, падающими со стола» (Лк.16, 20). Евангелист Лука отмечает, что когда «умер нищий, то он был отнесен ангелами на лоно Авраамово». Когда же скончался богатый, то за жестокосердие, безразличие, за неисполнение заповеди Божией о любви и милосердии был определен на вечные мучения. Такая участь была дана ему Богом потому, что богач «получил уже доброе в земной жизни, а Лазарь – злое». При этом важно отметить, что между участью праведных и грешных людей существует непреодолимая и «великая пропасть, так что хотящие перейти» из одной в другую не смогут уже никогда осуществить свое пожелание.

По святоотеческому толкованию, и богатство, и бедность – это равноценные дарования Божии, которые христианин может и обязан использовать для спасения своей души. Если он воспользуется материальными благами и высоким общественным положением в корыстных целях, то в вечности заслужит участь евангельского богача. Но если он всегда будет помнить, что все принадлежит Богу, а ему вручены и блага, и власть лишь для исполнения Божественной воли, то не только не будет наказан в вечности, но получит от Бога венец правды, и с нищим Лазарем упокоится на лоне Авраамовом.

Слово Божие возвестило сегодня о том, что для христианина страшна не смерть, разлучающая с телом, а страшен грех, разлучающий душу с Богом, то есть смерть духовная. По словам Священного Писания, смерть пришла в мир вместе с грехом прародителей и стала уделом каждого человека. Все люди без исключения пошли этим путем: и святые, и даже Сама Матерь Божия. Мы должны всегда радоваться, что живем, и благодарить за это непрестанно Господа. Давая нам земную жизнь, Бог дает нам время приготовиться к жизни будущей; потрудиться для вечного спасения не только самого себя, но и всех людей, живых и умерших. И в эту краткую жизнь можно много сделать добра всем, и мы должны это делать.

Будем же, братья и сестры, стараться всегда быть истинными православными христианами, достойными детьми Божьей Матери, и она всегда будет нашей верной Заступницей и теплой о нас молитвенницей.

А м и н ь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.