Речь на освящении храма-часовни в честь св. равноап. кн. Владимира в Новокузнецке 3 ноября 2007 года

Р Е Ч Ь
после освящения храма-часовни в честь святого равноапостольног князя Владимира в Новокузнецке 3 ноября (Родительская суббота) 2007 года
Ваше Высокопреподобие! Глубокоуважаемые (родственники покойного Владимира Георгиевича) Наталья Михайловна (супруга), Георгий Владимирович (сын) с Натальей Анатольевной и Екатерина Владимировна (дочь)! Всечестные отцы, возлюбленные о Христе братья и сестры!

Освященный сегодня храм Православной Церкви посвящен святому равноапостольному князю Владимиру, при котором произошло самое великое событие в Российской истории – Крещение нашего народа и образование государства – Святой Руси! Краеугольный камень христианской веры был заложен в душе русского человека уже более 1000 лет назад святым князем Владимиром, который явился как бы основателем нашего национального спасения, родоначальником русских святых, истоком русской святости.

Кроме того, этот прекраный храм построен в память Владимира Георгиевича Лаврика, трагически погибшего в авиакатастрофе. Церковь построена родными и близкими усопшего для молитвенного поминовения и как выражения христианской любви к нему со стороны супруги и детей.

Кто из нас свободен от скорбей и не нуждается в утешении? Сегодня мы теряем близких, дорогих нашему сердцу, а завтра иное горе неожиданно подходит к нам. Всем становится невыносимо трудно, если на таком житейском пути мы оказываемся одинокими и не имеем утешения. Священное Писание дает христианину необходимое утешение и поддержку, возвещая: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20, 27-28). В нашей жизни скорбей много, и Спаситель не избавляет от них теперь же только  потому, что скорби нужны для нашего спасения, для возрастания в духовной жизни. Смерть христианина —  не внезапное нападение врага, а возвращение к Небесному Отцу из земного странствия. Задумаемся, разве Премудрость Божия допустит преждевременную смерть? Слово Божие говорит: «Восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его» (Прем. 4, 11). Смерть – это общая участь людей. Сегодня или завтра придет конец кратковременной жизни. Земная жизнь проходит как мгновенье, а будущей жизни не будет конца. По словам Священного Писания, смерть пришла в мир вместе с грехом прародителей и стала уделом каждого человека. Все люди без исключения пошли этим путем: и святые, и даже Сама Матерь Божия. Христианин не должен отчаиваться ни в каких скорбных обстоятельствах своей жизни, потому что отчаяние чуждо христианскому духу. Скорби часто служат необходимым средством, отрезвляющим нас от духовного сна, содействуя душе в деле спасения. Путь, ведущий в благодатную вечность, по словам Спасителя «узкий и скорбный» (Мф. 7, 14), но именно такой и не какой-то другой путь предначертан человеку Божиим Домостроительством. Поэтому христианину следует принимать все скорбные обстоятельства как от руки Самого Всевышнего, Который «хочет всем спастись и в разум истины прийти» (1 Тим. 2,4). Мы должны всегда радоваться, что живем, и благодарить за это непрестанно Господа. Давая нам земную жизнь, Бог дает нам время приготовиться к жизни будущей; потрудиться для вечного спасения не только самого себя, но и всех людей, живых и умерших. И в эту краткую жизнь можно много сделать добра всем, и мы должны это делать. Поэтому земной жизнью надо дорожить, беречь ее всячески и хранить как дар и святыню Божию.

Священное Писание учит, что нет смерти, что жизнь не прекращается, но есть еще и другая жизнь, не ограничивающаяся несколькими десятками лет, но бесконечная, как бесконечны стремления человеческого духа. Эту истину много раз проповедовал Сам Господь Иисус Христос: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий верующий в Сына Божия имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6, 40). Воскресив сына Наинской вдовы, дочь Иаира, четверодневного Лазаря, Спаситель дал наглядный пример воскресения мертвых. Эту истину исповедовала всегда и исповедует ежедневно Святая Церковь словами Символа веры: «Чаю (то есть ожидаю) воскресения мертвых». В залог будущего воскресения своего мы причащаемся святых бессмертных и животворящих Таин. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6, 54). Эти глубокие и содержательные слова Писания убедительно свидетельствуют нам о необходимости и полезности христианского поминовения православных усопших, которое Святая Церковь и совершает по уставу богослужебному в Родительские Вселенские субботы.

Такое церковное поминовение основано на глубокой вере христиан в загробную жизнь, во всеобщее воскресение, в единство Церкви земной и небесной, для которой нет мертвых, но все живы.

Особую помощь умершим оказывает молитва Церкви за Божественной Литургией. Священнослужители молятся об усопших при совершении Проскомидии, вынимая частицы из просфоры за упокой их душ, молятся на заупокойной ектении, а также после освящения Даров и, наконец, на панихиде. Святитель Кирилл Иерусалимский об этом говорит так: «Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная Жертва».

Душе усопшего помогают молитвы Церкви, всех близких и любящих ее, а также дела милосердия, за нее творимые. Оказывая милость в память усопшего, мы как бы «довершаем» несделанное ими, приносим и свою жертву за них Богу. Как отмечает святитель Иоанн Златоуст, наши дела милосердия за умерших сами предстоят Престолу Божию, ходатайствуя о помиловании умерших. Заупокойные молитвы об усопших трогательны, задушевны, проникнуты верой в милость Божию к человеку. Все молящиеся в храме призываются помолиться об их покое, тишине, блаженной памяти, а главное – о прощении прегрешений, вольных и невольных.

Сегодняшнее событие совсем не случайно, это – свидетельство живой связи времен: прошлого и настоящего, земного и горнего.

Храм – особое и священное место в земной человеческой жизни. В нем совершается наше общение со Христом Спасителем. Здесь постоянно поддерживается благодатная атмосфера, оживотворяющая душу, вселяющая радость и надежду, умножающая любовь и мирное состояние духа, не терпящая ничего скверного или нечистого. В православных церквях «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается!»

Несомненно, через эти святыни возрождается душа русского человека, мы получаем благословение и помощь от Бога на всех этапах своего земного бытия и служения.

Поэтому, святой храм – это, как бы, распростертые объятия к нам Божией Любви, распахнутые врата Божественного милосердия, пройдя через которые, человек вновь обретает свое предназначение и становится сыном Божьим по благодати.

У каждой эпохи есть свои зримые символы. Они не только олицетворяют дух времени, но и являются наследием, оставляемое потомкам, как, быть может, главный результат своей жизни, веры, убеждений и деяний. Одним из таких символов, думается, призвано стать и данное строительство и освящение храма, которое служит живым свидетельством и прямым указанием на возрождение Отечества и Православных святынь в Кузбасском крае.

Особенно хочется подчеркнуть, что строительство и все подготовительные работы, предшествующие освящению часовни, потребовали многих сил и немало средств. Построить эту церковь стало возможным благодаря доброй воли и велению сердца семьи почившего раба Божьего Владимира как искренних, добрых людей и православных христиан. Сердечно благодарю тех, чьим попечением, средствами и молитвами завершилось это богоугодное и святое дело.

Пребудем же в усердных сердечных молитвах о тех, кто с великой надеждой ждет этих молитв!

Вечная память почившему рабу Божьему Владимиру! Господи! Со святыми упокой души всех усопших православных христиан!

В этот день нашего духовного торжества да исполнятся сердца радостью, миром и любовью к Богу и всем людям.

Да сохранит и укрепит Вас Господь, приумножая Ваши силы, на многая и благая лета!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.