Проповедь при встрече «Феодоровской» иконы Божией Матери 15 августа 2007 года

П р о п о в е д ь
при встрече в Кемеровской и Новокузнецкой епархии иконы Божией Матери «Федоровская » (из города Костромы) в Знаменском кафедральном соборе города Кемерово 15 августа 2007 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа !

«Се бо отныне ублажат Мя вси роди»
( Лк. 1, 48 )

Уже на заре истории христианской Церкви, отцы, братья и сестры, верующие увидели и опытно ощутили силу предстательства Пресвятой Девы к Богу и поэтому с первых времен прославляли Её всечестное имя, призывали в молитвах и просили Её помощи. С седой древности во всем мире сияла боголепная слава Царицы Небесной.

Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие Евангельское учение, вместе с тем, научились любить и благоговейно почитать и Пречистую Его Матерь. Спаситель Сам указал Своим ученикам и последователям на Богоматерь как на Заступницу и Покровительницу их, когда, страдая на древе, отдал Ей в наследие весь род человеческий в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во дни земной жизни Пресвятой Богородицы, множество людей спешили к Ней, чтобы увидеть Ее, каждый почитал за великую радость получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать перед Матерью Господа своего, скорбя сердцем, изъявляли горячее желание видеть хотя бы написанный образ Ее.

Неоднократно от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол и евангелист Лука, бывший врачом и искусным художником. Желая удовлетворить стремление первых христиан, он, как повествует церковное предание, изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Вскоре написал еще несколько икон и принес их Самой Богородице. Увидев собственное изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя вси роды, — и присовокупила, — Благодать Рождшегося от Мене и Моя с сими иконами да будет».

Православные христиане выражают свое благоговение и любовь к Божией Матери через почитание святых икон, построением множества храмов в честь Богородицы и церковными праздниками в память бесчисленных благодеяний от чудотворных икон. В пределах Русской Православной Церкви, пожалуй, нет ни одного города, нет храма, в которых иконы Богоматери не представляли бы особой святыни и обязательной принадлежности.

Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. Среди особо почитаемых икон на Руси с древнейших времен известен был образ Пресвятой Богородицы именуемый «Федоровский». Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание самим евангелистом Лукой. Однако, неизвестно кем и когда принесена она была в русские земли.

Впервые об этой иконе упоминается на Руси в начале XII века, когда она стояла в часовне у города Китежа. Вскоре, радениями великого князя Георгия Всеволодовича, здесь был основан Городецкий монастырь. После опустошительного разорения и сожжения монастыря, икона чудным образом была явлена вновь.

Согласно летописным сказаниям в августе месяце 1239 года, младший брат святого благоверного князя Александра Невского, князь Василий Костромской, во время охоты заблудился в лесу и на одном из деревьев он увидел чудную икону Богородицы. Князь хотел снять образ, однако икона внезапно поднялась на воздух. По возвращении в город, он рассказал о чудесном образе духовенству и народу. Все двинулись в указанное место. Увидев икону, люди пали на колени и принесли сугубую молитву Богородице. Затем священники, сняв икону, перенесли ее в соборный храм города Костромы. В отсутствие князя в городе, жители видели, что некий святой воин, походивший на изображение великомученика Федора Стратилата, носил по Костроме святой образ Богородицы. Поэтому икону с того времени стали именовать «Федоровской».

Соборный деревянный храм вскоре сгорел. На третий день после пожара икона «Федоровской» Богоматери была найдена в пепле неповрежденной. Вскоре, вместо сгоревшего собора был воздвигнут новый. Некоторое время спустя в соборном храме вновь случился пожар. Когда народ бросился к чудотворному образу, чтобы спасти его, увидели, что икона стоит на воздухе над огнём. Поняв, что Богоматерь желает забрать икону у города за грехи жителей, все начали слезно молить Богородицу не оставлять их. Святой образ спустился и, поддерживаемый невидимой силой, стал посреди городской площади.

В 1260 году, во время нашествия на Кострому татар, от иконы Богоматери было явлено великое чудо. Когда войско вступило в битву с неприятелем, пречистый образ, который несли с молебным пением, начал источать свет ярче солнечного. Лучи, ослепляя и опаляя татар, повергли их в неописуемый ужас, и войско обратилось в беспорядочное бегство. После победы, князь Василий повелел поставить икону в Успенском соборе и богато украсить драгоценной ризой. Здесь, в соборе, икона пребывала до 1929 года.

«Федоровская» икона Богоматери, особо почитаема на Руси, еще и потому, что именно через этот образ дано было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову, избранием которого на русский престол, совершившемся в 1613 году, завершилась государственная смута, долгое время терзавшая державу Российскую. С этого времени «Федоровский» образ Богородицы особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых.

Грозные события начала XX столетия не обошли стороной Кострому. Однако, Промысел Божий сохранил великую святыню российской земли. Икона не только избежала поругания от рук богоборцев, но и находилась в храмах на протяжении всего XX века. Учитывая духовно-культурную ценность чудотворной «Федоровской» иконы и ее историческую связь с Царственным домом Романовых, данный случай уникален для Новейшей истории Церкви.

В августе 1948 года Кострому посетил Святейший Патриарх Алексей I, чтобы поклониться «Федоровской» иконе Богородицы.

В апреле 1964 года, в связи перенесением кафедры костромских архипастырей в Воскресенский собор на Нижней Дебре, туда же был перенесен и чудотворный образ.

Возрождение Русской Православной Церкви, началом которого стало празднование в 1988 году Тысячелетия Крещения Руси, отразилось и на судьбах костромских святынь. 29 августа 1990 года — впервые после многих десятилетий, в день празднования явления «Федоровской» иконы Богородицы, многотысячный крестный ход прошел от кафедрального Воскресенского собора через всю Кострому к храму Спаса на Запрудне. С того времени, как и прежде, совершение крестного хода вновь стало традицией. 18 августа 1991 года чудотворная икона «Федоровской» Богоматери была торжественно перенесена в воссозданный из руин Богоявленско-Анастасиин собор, ставший новым кафедральным собором.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II 12 мая 2001 года, впервые после 1928 года, чудотворный образ «Федоровской» Богоматери был доставлен в Москву, в храм Христа Спасителя. В октябре того же года для поклонения верующих, икона была перенесена в Екатеринбург. В 2002 году «Федоровскую» икону встречали в Архангельской и Санкт-Петербургской епархиях. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2003 году чудотворный образ вновь был доставлен в Москву, где находился в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

В наше время чудотворная икона «Федоровской» Пресвятой Богородицы пребывает в костромском кафедральном соборе.

Икона издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей. Перед этим образом Богоматери молятся о даровании помощи при трудных родах.

Бесчисленны милости, оказанные Божьей Матерью христианскому роду. Многочисленны Её благодеяния, которые были явлены православному русскому народу на протяжении тысячелетней истории нашей святой Церкви – от Крещения в Киеве до последних дней. Особенно простерала Пресвятая Дева Свой омофор над русской землей в годы бедствий. Сколько раз она являла свою помощь нашему Отечеству через святые иконы, перед которыми молились наши деды и прадеды во время нашествия иноплеменников. Наличие множества чудотворных икон Богородицы служит очевидным свидетельством неоднократного Её заступления.

На протяжении веков наши благочестивые предки называли Русь «Домом Пресвятой Богородицы». В этой вере выражалась надежда народа на материнскую любовь и предстательство Божьей Матери за весь род христианский. Видимым знамением Ее благодатного Покрова над землей Русской являются многочисленные иконы, храмы и монастыри, на протяжении веков являемые и созидаемые для духовного утверждения людей в вере и благочестии.

Чудотворные богородичные иконы духовно осеняют и оберегают Церковь и народ нашей страны в центре и на окраинах, на севере и юге, на западе и востоке. Вся история России — пример действия Всеблагого Промысла Божия, покаяния и духовного восхождения народа земли Русской.

Эта история убедительно отражена в самых разнообразных названиях Богородичных икон: Благодатное Небо, Живоносный Источник, В скорбех и печалях Утешение, Взыскание погибших, Всех скорбящих Радость, Милующая, Нечаянная Радость, Спорительница хлебов. Наименования икон свидетельствуют об особой любви православного народа к своей Путеводительнице и Заступнице, о том, что и в радости, и в печали, в напастях, скорбях и болезнях, «обремененному грехи многими» православному человеку есть к Кому обратиться за помощью и утешением.

Христиане знают, как проторены дороги и пути многими тысячами людей к Её чудотворным иконам, какими слезами политы эти великие святыни, какими вздохами они овеяны! Мы должны благодарить Бога уже за то, что имеем на небе такую Заступницу, перед Которой можем выплакать все свое горе и с Которой можем поделиться и своими радостями.

Однако важно помнить, что милость и помощь Царицы Небесной есть там, где совершают достойное почитание Богородицы, где есть теплая к ней молитва. Именно тогда не бывают напрасными вздохи сокрушенной души и не пропадают слезы разбитого горем сердца. Вот почему в святых обителях и храмах Православной Церкви не умолкают молитвенные обращения в молебных пениях и богородичных богослужениях.

Называть Божию Матерь своею матерью и надеяться на Её покровительство может тот, кто возрожден в таинстве Святого Крещения, кто насколько возможно чаще приобщается святых Таин Божественного Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя, кто пребывает в Церкви, повинуется её заповедям, сохраняет уставы, внимает голосу пастырей и старается служить Богу с благоговением и страхом.

Сегодняшнее событие – прибытие в Кемеровскую епархию прославленного чудотворного образа Божьей Матери «Федоровская» — совсем не случайно, это – свидетельство живой связи времен: прошлого и настоящего, земного и горнего.

У каждой эпохи есть свои зримые символы. Они не только олицетворяют дух времени, но и являются наследием, оставляемым потомкам, как, быть может, главный результат своей жизни, веры, убеждений и деяний. Одним из таких символов, думается, призвано стать и данное уникальное явление – посещение Кузбасса чудотворной иконой Божией Матери «Федоровская». Это, несомненно, является живым свидетельством и прямым указанием на возрождение Отечества и Православных святынь в Кузбасском крае.

Сердечно поздравляю священнослужителей, жителей города и всех прихожан с днем молитвенного прославления иконы Божией Матери «Федоровская» в Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Поздравляю всех православных города с праздником, посвященному Царице неба и земли! Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин.

В этот день нашего духовного торжества да исполнятся сердца радостью, миром и любовью к Богу, в Троице славимому, и всем людям. Да сохранит и укрепит Вас Господь, приумножая Ваши силы, на многая и благая лета!

А м и н ь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter