Проповедь в неделю о слепом 13 мая 2007 года

Сегодня, братья и сестры, святая Церковь вспоминает событие исцеления слепорожденного. В евангельском повествовании мы слышали о том, как Господь Иисус Христос, проходя с учениками мимо храма, увидел возле дороги слепого от рождения человека и Его сердце возгорелось состраданием и любовью. Апостолы и ученики Спасителя, знавшие, что болезни, которые постигают людей, чаще всего посылаются Богом в наказание за греховную жизнь, обратились ко Христу с вопросом: «Учитель! Кто согрешил — он или родители его, что он родился слепым?». Господь ответил им, разрешив их недоумение: «Не согрешил ни он, ни родители его, но чтобы на нем явились дела Божии, Мне должно делать дела Пославшего Меня» (Ин. 9, 1-38). Потом Он плюнул на землю, сделал брение из слюны и, помазав им глаза слепому, повелел: «Пойди, умойся в купальне Силоам». Слепорожденный, исполнив указание Спасителя, чудесным образом получил исцеление и стал видеть.

Следует отметить, что в Священном Писании неоднократно говорится об исцелении слепых или болезни слепоте. Кроме примера в сегодняшнем евангельском чтении, Слово Божие повествует нам об исцелении слепого человека в Евангелии от Луки, а апостол Матфей свидетельствует об исцелении слепого бесноватого. В Писании сообщается, что Господь «многим слепым даровал зрение» (Лк. 7, 21).

Согласно святоотеческому толкованию, человек как творение Божие состоит из плоти и души, следовательно, обладает зрением телесным и духовным. Общеизвестно, что не иметь телесного зрения – значит, не видеть солнечного света, красоты окружающего нас мироздания, своих родных и близких, самого себя. Однако есть иная слепота, которую Господь неоднократно обличал. Так, Он именовал фарисеев «слепыми вождями», потому что они сами не познали истины и другим препятствовали в ее познании (Мф. 15,14). Апостол Петр в своем соборном послании указывает, что духовно слеп тот, кто «закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2 Пет. 1, 8-9).

Духовное зрение дается человеку для познания Бога и тайн духовного мира. Оно – дар Божий, не имеющий его – слеп душой. Подобной слепоте подвержены те христиане, которые знают из Слова Божия, что за праведную и добродетельную жизнь их ожидает блаженство, общение с Богом, ангельским миром и святыми, но всей своей душой прилепляются к миру и его соблазнам, согрешают, нарушая Закон Божий и заповеди, забывают о необходимости Покаяния и очищения своей души в таинстве Святого Причащения. Такие слепцы утверждают, что они веруют и исповедуют Христа Спасителя, но делами своими отрекаются от Него.

Святой апостол Иоанн Богослов учит, что «Бог есть Свет, и нет в Нем тьмы никакой» (1 Ин. 1, 5-6), если мы не соблюдаем заповедей Божиих, то мы «ходим во тьме» и «не поступаем по истине».

Как найти путь к духовному прозрению? Важно при этом помнить, что если человек во время своей земной жизни не избавился от такой губительной духовной слепоты и не позаботился о просвещении души Светом Божественной благодати, то он окажется в очень опасном и бедственном состоянии и не наследует Царства Небесного.

По учению Православной Церкви, истинное духовное зрение заключается в видении, осознании своих грехов, в сознании Христа Спасителя. Чтение и слушание Слова Божия помогает рассеять тьму, озарит духовные очи, победит прелесть и грех, обличит самолюбие и другие пороки нашей души, просветит благодатию и направит к исполнению Закона Божия.

Путь познания своей немощи и нищеты духовной научит нас призывать в помощь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В Священном Писании говорится, что только «чистии сердцем Бога узрят». Если мы хотим очистить свое сердце, то должны последовать за Христом, Который есть Свет миру (Ин. 9, 5), Который пришел в мир для того, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Господь Сам призывает нас: «Кто последует за Мной, тот будет иметь Свет Жизни» (Ин. 8, 12). Для того, чтобы последовать за Христом и научиться от Него кротости и смирению, ибо Он «Кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29), мы должны без ропота нести Крест жизненных испытаний и искушений, возненавидев тьму греха и удаляясь от нее».

Чтобы приблизиться ко Христу и иметь просвещенные «очи сердца», христианин должен быть святым по жизни, потому что к этому призывает его Слово Божие, которое говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14).

В Евангелии говорится, что много чудес сотворил Господь перед иудеями, но они остались слепы, не приняли их, не уверовали в Него. Слепой же от рождения, о котором говорилось сегодня за Литургией, обрел способность созерцать свет не только материальный, но и духовный, озаривший его душу познанием Слова Божия. Он услышал и усвоил глаголы жизни вечной, которые возвещает Бог человеку через Священное Писание.

Если мы твердо встанем на спасительный путь очищения своей души, будем внимательно изучать и соблюдать Слово Божие, исполнять Божественные заповеди и вести борьбу с грехом, то мы познаем, что есть нищета и слепота духовная и пожелаем освободиться от нее. Подобно евангельскому слепорожденному, мы уверуем и поймем, что без Христа невозможно прозреть. Такое внутреннее настроение рождает сердечную горячую молитву, способную приклонить на милость Человеколюбивого Бога. Как врач душ и телес наших, Господь исцелит нашу страждущую душу, просветит ее Светом познания и сподобит видеть Его, Света Незаходимого, в Невечернем Его Царстве.

В прошедшие недели после Пасхи мы внутренне переживали радостное событие Светлого Христова Воскресения. В неделю о Фоме Святая Церковь призывала всех христиан исповедовать свою веру в Воскресшего Спасителя и утверждаться ею. В воскресный день, когда была память Жен-Мироносиц, Св. Писание говорило всем о необходимости приносить Спасителю, как драгоценное миро, нашу любовь и добродетели и украшаться ими.

Затем вместе с расслабленным, 38 лет ожидавшим исцеления, мы возлагали на Господа все упование, всю нашу надежду и укреплялись ею. На примере самарянки, в предшествующий воскресный день, Церковь учила нас молиться Богу «в духе и истине», ибо именно таких последователей ищет Отец наш Небесный.        Наконец, сегодня вместе со слепым от рождения, исцеленным Господом, мы взывали в словах церковных песнопений «Светодателю, наша озари душевная чувства». Ведь сам Спаситель засвидетельствовал о себе, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии: «Я – Свет миру» (Ин. 9, 5) Об этом Он говорил неоднократно, приглашая всех «веровать в свет, чтобы быть сыном света» (Ин. 12, 36).

Будем же, братья и сестры, шествовать по этому спасительному пути света. Будем хранить в себе, как величайшее сокровище, свет нашей православной веры, чтобы с этой верой жить и через нее наследовать Царство Небесное, Жизнь будущего века, где праведники «просветятся, как солнце».

Аминь

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter