Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!
«Днесь спасения нашего главизна
и еже от века таинства явление:
Сын Божий сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовествует».
(Тропарь праздника)
Ныне, братья и сестры, Святая Церковь наша вспоминает великое событие в истории человеческого спасения: Единородный Сын Божий от Духа Святого и Пречистой Девы Марии воплощается и становится Богочеловеком.
Этот праздник мы именуем «спасения нашего главизной», то есть началом его и основанием, ибо сегодня Церковь отмечает тот великий день, когда «послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет», чтобы возвестить Пресвятой Деве Марии радость о рождении Спасителя мира. Архангел благовествует о совершении великой благочестия тайны: «Бог явися во плоти» (1 Тим. 3, 16).
Посредством Пречистой Богоматери, Сын Божий начинает Свое земное бытие, чтобы совершить спасение всего человечества. Воплощается Бог, чтобы научить людей земли Божественному Закону неба, чтобы прославиться в унижении и страдании, вкусить смерть и, умертвив жало смерти, даровать вечную жизнь, а затем вознести на небеса человеческое естество, неизменно, неслитно, нераздельно и неразлучно соединенное с Божеством, и открыть путь всякому человеку к обожению и соединению с Господом. Спаситель пришел на землю, чтобы ниспослать в мир Утешителя Духа Святого, научающего нас истине и подающего христианам благодатную силу.
Промысл Божий предопределил спасти человеческий род через Воплощение Сына Божия. Посредницей и служительницей Тайны Боговоплощения Господь избрал Пресвятую Деву. Следует отметить, что в прообразах и пророчествах Бог открывал людям Свою волю о Домостроительстве человеческого спасения. Например, прародителям в раю после грехопадения было сказано: «Семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3, 15). Патриарху Иакову было сказано, что Божия Матерь соединит Небо с землей (Быт. 28, 10-17). Пророк Моисей созерцал образ Приснодевства Пресвятой Матери в чудесной купине, горевшей, но не сгоравшей (Исх. 3,1-5). Подобная истина была возвещена Богом в пророчестве Исаии о рождении от Девы Еммануила: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и наречет имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Исх. 7,14).
В событии Благовещения в падшем человеческом роде явилась Святая Дева, достойная стать вместилищем Бога Слова и Источника Жизни – Христа Спасителя. Здесь Господь указал на ту, семя которой «сотрет главу» искусителя (Быт. 3, 15), Которая будет иметь такую глубокою веру и надежду на Бога, что не усомнится в день Благовещения ответить Архангелу Гавриилу: «Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38), Которая своей плотью и кровью будет питать Плоть и Кровь Божественного Сына, без вкушения которых никто не может наследовать Жизни Вечной. «Истинно, истинно говорю вам, — учит Сам Господь, — если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Святая Церковь, отцы, братья и сестры, в этот священный час воспоминаний страданий Господних облеклась в ризу плача и скорби. Здесь, в храме, перед нашими глазами, как тогда, в Иосифовой пещере-гробнице после снятия со Креста, ныне бездыханно лежит Господь наш Иисус Христос.
Ненависть, гордость, зависть, грехи падших людей пригвоздили и умертвили безгрешного Сына Божия. Тварь восстала, безумно восстала на Создателя. Нет числа, нет меры всему злу, сотворенному человечеством от времени грехопадения. Но не было преступления большего перед Богом, чем та Голгофская казнь. Носитель образа Божия – человек, отдавшись власти тьмы, сделался богоубийцей.
Безжизненная природа содрогнулась от неимоверного злодеяния живых. Солнце померкло, камни распались и земля поколебалась; церковная завеса раздралась надвое. «Совершилось!». Искупительный подвиг исполнен.
В дни Страстной седмицы мы, братья и сестры, прослушали в храме евангельские чтения о земной жизни Спасителя, особенно о последних днях Его жизни: суде, поруганиях, страданиях, Голгофских мучениях и Крестной смерти.
Слово Божие, слово Святого Евангелия оказывает особое действие на душу человека, оно глубоко проникает в его сердце, дает нам «свет и разум», делает слушателей как бы участниками воспоминаемых событий и так просвещает сердце человека, что он яснее видит свое отношение к Господу Иисусу Христу, к Его слову и Закону.
Особенно сильно воздействует на душу христианина повествование Священного Писания о страданиях Господа Иисуса Христа. Здесь нет ничего лишнего, все кратко, но каждое слово имеет глубокое значение: внезапно могут раскрыть перед нашим духовным взором то, чего мы раньше не знали, раскрыть состояние нашего сердца, состояние нашей собственной души.
Когда мы воспоминаем о страданиях Христовых, нашем взору открывается вся бездна собственных прегрешений, восполняющих чашу страданий, которую по Божественной любви к роду человеческому испил за нас, за наше вечное спасение Господь Иисус Христос.
В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 6, 3-11) раскрывается значение смерти Христовой для нас. «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, — говорит апостол, — дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога».
Через крестную смерть Господа мы искуплены от греха, страдания и смерти. Своей крестной смертью Господь также явил миру величие человеческого духа, стойкость в борьбе за истину, явил нам и Свое Воскресение и через него открыл путь к вечной жизни. «Смотри, — говорит преподобный Макарий Египетский, — как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но Сам Господь пришел ходатаем для тебя, чтобы воззвать погибшего, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама» (ЖМП., 1980, № 3, с. 35).
Господь умер и воскрес. Тем самым он научает нас, что и мы не должны бояться ни страданий, ни смерти. Если Господь все годы Своего земного служения нес жизненный крест и не убоялся страшной казни на крестном древе, то и каждому из нас не следует бояться и смерти телесной, ибо если Господь воскрес, то и нас, верующих в Него, Бог также воскресит силою Своею.
Через смерть Спасителя человечество вновь обрело утраченное им сыновство, наименование чад Божиих.
Крестом Господним попрана смерть духовная и дарована нам возможность вступить в Царство Небесное. Ветхозаветное человечество жило в неведении о своем загробном существовании. Крест Господень отверз нам двери в Царство Небесное, которое начинается здесь, на земле, как жизнь в Боге и завершается за гробом как блаженное богообщение. Смерть духовная уже не властвует над человеком, о чем свидетельствует апостол Павел, восклицая: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор. 15, 53-56).
За Божественной Литургией мы слышали Евангелие, возвестившее о Христовом Воскресении и связанных с ним событиях. Святая Церковь, читая Евангелие о Воскресении Христа прежде самого Воскресения, делает это для того, чтобы отметить и указать, что Живоносное Тело Христа пребывало во гробе не для торжества смерти над Ним, но для победы Христа над нею, что Воскресший Христос «попрал» смерть, разрушил ее силу.
Искупительная сила жертвы Христовой, принесенной на Голгофе, распространяется на весь человеческий род на все времена. По слову святителя Иоанна Златоуста, Господь «принесся единожды и довлеет навсегда» (ЖМП, 1973, № 9, с. 30), потому что, по учению святого Кирилла Иерусалимского «Умирающий за нас был не простой человек, не Ангел, но вочеловечившийся Бог».
Величайший подвиг Сына Божий, воспоминаемый сегодня Святой Церковью, убедительное свидетельство того, до какой степени извращен был образ в человеке, если для его восстановления и спасения потребовалась Жертва, перед которой земля потряслась, и солнце помрачило свой свет. Церковь Христова всегда ставила своей задачей выявление красоты души человеческой и особенно в спасительные и очистительные дни Святой Четыредесятницы. В этот период в храме Божием нас постоянно призывают освободиться от всего греховного, очистить свою душу и принести искреннее покаяние.
Покаяние в содеянных грехах – это наш личный подвиг, без которого мы духовно мертвы. Грех отдаляет человека от Бога, лишает его Божественной помощи. Но душа человека стремится к Богу, душа жаждет общения с Богом. Человек хочет быть чистым, он жаждет очищения. И благодать Святого Духа, подаваемая в таинстве Покаяния, очищает людей.
Предстоя ныне перед Святой Плащаницей, мы, братья и сестры, опустим свои очи долу, внутрь своей души и прочувствуем всю тяжесть тех злых дел, которые продолжают кричать: «Распни, распни Его!» Сейчас время оплакивать свои грехи и скорбеть о своей грешной душе.
Подходя к Святой Плащанице с покаянным чувством, мы, дорогие братья и сестры, должны вспомнить слова песнопения Великой Субботы: «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет».
В этот наступивший момент лобызания и целования святых язв безмолвно лежащего Искупителя нет места многословию души, нет места медлению чувств раскаяния. Вместе с благоразумным разбойником исповедуем, братья и сестры, за нас умершего Сына Божия немногими словами покаянной молитвы: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
Святая Плащаница напоминает нам о Божественной правде, любви и истины. С твердым и непоколебимым намерением постараемся всегда следовать Его Божественной правде, Его вечно жизненному и великому Евангельскому учению.
Господь, увидев нашу искреннюю любовь к Нему и желание жить по Священным заповедям Святого Писания, благословит нас Своим небесным благословением и подаст нам жизнь в мире, любви, благочестии, в преумножении здоровья и в радости встречи Светлого дня Пасхи – Святого Воскресения Христа Жизнодавца.
А м и н ь .