Проповедь в Великий Четверток 5 апреля 2007 года

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Ядый Мою Плоть и пияй
Мою Кровь имать Живот вечный»
(Ин. 6, 54)

В этот день Страстной Седмицы Церковь Христова благоговейно воспоминает установление Господом Иисусом Христом таинства святой Евхаристии, в котором Искупитель мира дарует человеку-грешнику Свое Пречистое Тело и Кровь, исцеляющие и освящающие душу. При совершении этого таинства Спаситель сказал своим ученикам: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за Вы ломимое… Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя, Новаго Завета, яже за Вы и за многия изливаемая» (Мф. 26, 17-28).

Нет такой меры, какой возможно измерить любовь к нам Господа и Судии Вселенной, Который не наказует, но спешит облагодатствовать человека, освятить и приобщить его к вечному блаженству. Апостол Иоанн Богослов так свидетельствует об этом: «Любовь Божия к нам открылась в том, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4, 9-10).

Мы никогда не постигнем до конца глубины Божественной Любви к нам, потому что она выше, глубже и шире наших представлений. Именно Божественная любовь к падшему созданию подвигла Христа Спасителя взять на себя всю тяжесть и позор человеческого преступления. «Отче святый! Соблюди их во имя Твое, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11)» — взывал Сын Божий к Богу Отцу, умоляя Его о милости к тем, кто вскоре отречется от Него, предаст заушению, потребует распятия. Когда человечество изольет на Него всю тяжесть своих беззаконий, Он, принимая крестные муки, будет умолять Отца Небесного: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Эти слова Священного Писания свидетельствуют миру о безграничной Божественной любви, ибо «Тако бо возлюби Бог мир, что Сына Своего Единородного дал еси, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Диавол во все времена внушал человеку, что его сила, красота и достоинство – в гордыне и эгоизме, и, таким образом, начиная с Каина – первого человекоубийцы, до Иуды Искариотского – предателя Сына Божия ввергал народы в кровавые распри, сеял ненависть среди людей. Соблазнившись прельщениями диавольскими, человек исказил в себе чистое, доброе и святое – то, чем был увенчан Богом, и отпал от своего Творца. Однако Божественная Любовь простирает к падшему человеку, как говорит Евангелие, «благодать на благодать» (Ин. 1, 16) – простирает Хлеб жизни – Пречистое Тело и благодатное питие – Пречистую Кровь Сына Божия.

За грехи людские принесена Жертва Божественная, и сбывается обетование Творца: «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3, 15). Восстановлен Завет между Богом и человеком. Величайший подвиг Сына Божия, воспоминаемый сегодня Святой Церковью, — убедительное свидетельство того, до какой степени извращен был образ Божий в человеке, если для его восстановления и спасения потребовалась Жертва, перед которой земля потряслась и солнце помрачило свой свет.

С другой стороны, Божественное Таинство, которое Святая Церковь сегодня воспоминает, является Божественным Актом, соделавшим Землю Престолом Божиим, на котором Сын Божий совершил первую Искупительную Бескровную Жертву; Его Божественное Тело было и за нас преломляемо, Божественная кровь за нас проливаема, дабы соделать нас учениками святой Тайной Вечери, которой удостаиваемся мы в минуту причащения Святых Тайн Христовых. В эти мгновения сердце человека становится храмом Божиим, ибо в него «входит Царь Славы… жертва Тайная, совершенная».

Цель жизни христианина состоит в том, чтобы исполнять волю Божию, учиться следовать ей. Это знает, наверное, каждый из нас. А какова воля Божия? Что хочет от нас Господь? Он хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Истина – Христос (Ин. 14, 6). И спасение наше в единении с Ним – Хлебом жизни, сшедшим с Небес (Ин. 6, 33).

Евхаристия, благодарение является сердцем нашей веры, духовной жизни, таинством Церкви. Сам Господь научил нас совершать эту великую Божественную службу, заботясь о пище для нашей души на долгом и трудном пути в Царство Небесное. По выражению святителя Иоанна Златоуста, это таинство делает для нас «землю небом». Он подчеркивает, что «нет ничего выше и более Литургии – ни на небе, ни на земле». Всякий раз, когда мы приступаем к Чаше, мы совершаем Пасху. Чаша эта «служит предметом благоговения для ангелов, и предметом ужаса для бесов, предметом почитания для людей, предметом любви для Бога» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1, Спб., 1895, с. 663. Т. 2., Спб, 1896, с. 436).

Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Если мы желаем достигнуть вечной Жизни, то необходимо чаще приступать к Чаше Жизни. Разве в молитве Господней мы не просим ежедневно «Хлеба насущного»? А когда Отец наш Небесный дает его нам – мы не вкушаем.

Чтобы Причащение Святых Таин было наиболее действенно для нашей души и послужило на пользу, необходимо приступать к Причастию со страхом Божиим, очистив душу Покаянием. Святые отцы предупреждают о том, что тот, кто принимает эту величайшую святыню, «не рассуждая Тела и Крове», тот «суд себе яст и пиет» (1 Кор. 11, 29).

Один из прославленных святых Русской Православной Церкви, святитель Иннокентий, митрополит Московский, писал: «Бога ради, имейте желание приобщиться Святых Таин. Тело и Кровь Христовы есть истинное врачевство от всех недугов и болезней, но приступайте со страхом Божиим и верою. Кто не радеет об этом, тот не любит Иисуса Христа, тот не получит Духа Святого и, следовательно, не войдет в Царство Небесное». Господь не желает нашей погибели и зовет за каждой Литургией «пийте от нея вси!» (ЖМП, 1981, № 1, с. 29).

Чему учит нас Тело Христово и о чем говорит Его Кровь? Об одном: «христианин, помни смерть своего Господа, за тебя подъятую, и не изменяй Ему своей жизнью; мысли и поступай, как мыслил и поступал Он, ищи во всем славы Отца Небесного; трудись неослабно для блага ближнего; сражайся с пороком и нечестием; переноси мужественно искушения и бедствия, будь готов, из любви к истине и правде, нести крест и, если нужно, идти на крест» — пишет святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский (ЖМП, 1970, № 4, с. 36).

«Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» — вопрошал некогда взысканный благодеяниями Божиими Давид, и отвечал: «Чашу спасения приму и имя Господне призову (Пс. 115, 3-4)». Как ни велики благодеяния Божии к Давиду, но они малы в сравнении с той милостью, которой ныне все мы, братья и сестры, удостоены от Господа. Ибо Он даровал нам то, что выше всех благ: даровал Самого Себя – Свое Тело и Свою Кровь.

Будем, братья и сестры, по возможности чаще приступать к святым таинствам Церкви, приступать «со страхом Божиим и верою», чтобы получать спасительную благодать для укрепления своих духовных и физических сил, для преодоления действия злых сил, для единения со Христом Спасителем в Таинстве Святой Евхаристии и наследования жизни вечной.

А м и н ь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.