Выступление на Форуме литераторов Кузбасса на тему: «Роль писательского сообщества в деле патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях» в г. Кемерово

Уважаемые литераторы Кузбасса! Дорогие участники Форума, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствуем на Форуме литераторов Кузбасса в столице шахтерского края! Примечательно, что Форум собрался в знаменательное для страны и региона время: 70-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне и 2015 год указом Президента Российской Федерации объявленный Годом литературы.

Значение литературы для развития нашей страны невозможно умалить. Русская духовная культура всегда была в центре общественной жизни страны. Человеческое общество способно существовать и развиваться только тогда, когда оно сохраняет наследие предшествующих поколений. Это наследие можно разделить на материальное и нематериальное. Каждый день мы пользуемся благами, созданными до нас: используем дороги и здания, живем в городах, отстроенных нашими предками. Ведь невозможно разработать, к примеру, новую модель автомобиля, не представляя устройство двигателя. Но есть и другой вид наследия. Это — наследие духовное. Нравственные ценности и идеалы, которые через века направляли наш народ по историческому пути, в особенности касающиеся мировоззрения русского человека и его национального самосознания, эти нравственные ценности и ориентиры были фундаментальными, основополагающими. Без них не было бы русской культуры, а в каком-то смысле — и русского человека и государства.

Основное средство сохранения духовной культуры — это письменное слово. На Руси письменность появилась в первую очередь благодаря святым Солунским братьям Кириллу и Мефодию. Примечательно, что славянское письменное слово появилось в результате переводов текста Священного Писания и богослужебных книг. Очевидно, что древо нашей духовной культуры корнями уходит в Евангельскую почву, в христианскую и православную.

В этом году мы празднуем 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Его решение, приобщившее Русь к спасительному свету евангельской истины, на века определило духовное и культурное развитие нашего народа. Благодаря переводам на славянский язык Библия стала главной книгой нашего народа. Евангельским светом озарены «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Повесть временных лет» Нестора Летописца, жития Епифания Премудрого, произведения Иосифа Волоцкого. Ключевое влияние Православия на русскую словесность не ослабевало на протяжении столетий. Христианская система координат определяла духовные и художественные искания, в том числе и классиков XIX века. Только через призму Евангелия можно по-настоящему понять нравственные ориентиры в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Достоевского и многих других наших писателей. В сердцах людей вера продолжала жить и в XX веке, хотя он принес небывалые испытания нашей стране, направленные на попытку исторгнуть из жизни народа эти духовные начала, которые на протяжении столетий оплодотворяли в том числе и культурную жизнь нашего народа.

Мы пережили эпоху революций и богоборчества, войн и социальных потрясений, беспрецедентное давление на веру, на религиозное сознание, на Церковь. Но тем не менее эта духовная традиция, которая жила в народе, в литературе, которая являлась сердцевиной творчества наших классиков, литераторов XIX века, продолжала существовать и в советской литературе. И не только в поэзии Пастернака, Ахматовой и Рубцова, но и в трудах очень многих писателей. Христианская идея имплицитно также присутствовала в этом творчестве, как и в творчестве классиков XIX века, за исключением отдельных писателей. Нравственная идея была в центре творчества, на ней основывалось всё. И к нравственному идеалу призывало литературное творчество наших классиков и лучших писателей ХХ века.

В 2015 году мы празднуем Великую Победу, одержанную нашим народом 70 лет назад. Цена этой Победы — десятки миллионов жизней. Подвиг, совершенный в те страшные времена, — это также проявление духовной силы. Не бывает подвига, у которого не было бы нравственных ориентиров. Готовность к самопожертвованию ради ближних, которой был пропитан подвиг мужественных защитников нашего Отечества, — это характерная черта национального самосознания, это очень важная черта в образе положительного героя, на котором воспитывались многие поколения наших людей, начиная с тех, кто читал жития святых как единственные литературные произведения, и кончая теми, кто читал советскую классику в первой половине ХХ века.

И сегодня долг каждого из нас – помнить подвиг наших предков, подвиг как способность идти на жертву ради высокого нравственного идеала, ставшего важнейшей частью нашего национального самосознания. В этом смысле то, о чем мы сейчас говорили, входит, конечно, в непримиримое противоречие с тем, что мы называем сегодня псевдокультурой, массовой культурой, лишенной нравственного идеала, культурой, направленной на то, чтобы потворствовать человеческим страстям и стимулировать потребление. Мы думаем, что этот глубочайший мировоззренческий конфликт должен к чему-то всех нас привести. От того, кто в нем выиграет, будет зависеть не только судьба нашего народа, не только судьба нашей страны, но в глобальном смысле — судьба всего человеческого рода.

Ясно понимая важность защиты нравственного идеала, без которого не может быть ни подвига, ни жизни, необходимо литераторам делать все возможное, чтобы сохранить нашу духовную культуру, в центре которой находится этот евангельский идеал, и передать ее молодому поколению. Поэтому так важно уделять внимание литературе, помогать писателям, которые своим творчеством утверждают традиционные для нашего народа ценности. Ведь писатель — это не просто человек, способный придумать интересный сюжет и складно его изложить. Это человек, через книгу общающийся с тысячами читателей, которые могут быть отдалены от него как на несколько сотен километров, так и на десятки и сотни лет. По мысли академика Д.С. Лихачева, «писатель делает читателя соучастником своего творчества». Хороший писатель, конечно, тот художник, который помогает человеку создать в своем сознании образы, в том числе художественные образы. «Эта постепенность самораскрытия художественного образа и соучастие читателя в творческом процессе — очень существенная сторона художественного произведения. От этого зависит не только то эстетическое наслаждение, которое мы получаем при чтении художественного произведения, но и его убедительность. Автор как бы заставляет читателя самого приходить к нужному выводу» (Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»). И от того, какие мысли, какие выводы заложит писатель в своем произведении, зависит, усвоит ли его читатель столь важные для всего существования общества основы духовной культуры.

При всем современном книжном изобилии нам по-прежнему очень не хватает произведений, рассказывающих о великих христианских подвижниках, в том числе о новомучениках. А ведь святые — это те, кто задавал образец жизни и деятельности, те, кто всегда служил русскому человека ориентирами в духовной жизни. Сегодня просто необходимо обращаться в литературе к теме святости. Позвольте мне сказать о том, что святость, в том числе и согласно нашей духовной национальной нравственной традиции, является главной целью жизни. Но много ли литературных произведений говорит об этой главной цели?

В качестве главных героев у нас очень часто воины, политики, да и простые люди, в основном, сильные, честные, убедительные. А часто ли у нас в главных героях святой человек? Это не означает, что нужно писать жития святых. Кстати, жития святых отличаются от изображения святости в художественной литературе как старинная фреска или икона отличается от академического или современного изображения лика святого. Потому что там в основе канон, а здесь может быть и творчество художника.

Речь идет не о том, чтобы писать книги о святых прошлого, а о том, чтобы святость была отражена в современной художественной литературе на примерах героев. Дай Бог, чтобы появлялись такие произведения, чтобы появлялись такие герои, которые своей святостью будут впечатлять современного читателя, чтобы святость стала желанной, чтобы она становилась целью, чтобы к достижению святости устремлялись люди. А для этого нужно научиться изображать святость в художественной литературе. Нужно создавать образ современного человека, со всеми его проблемами, со страданиями, страстями, с грехом и покаянием, но чтобы про такого человека можно сказать: да, он прожил в моем воображении, в моем сознании трудами писателя потрясающую жизнь, и в заключение я могу заявить: это святой человек и я хотел бы повторить его жизнь.

Каков же главный критерий, который мы используем, определяя место писателя в неформальном табеле о рангах? Прежде всего, подлинным критерием является время, которое отделяет значимое от менее значимого. С течением времени всё становится окончательно понятным, в том числе и величина того или иного писателя. Но некоторые из писателей уже при жизни становятся великими. И, наверное, самый главный критерий, — это то чувство, которое люди испытывают, и те мысли, которые у них возникают, когда они читают художественный текст.

Литература называется художественной только тогда, когда она создает яркий художественный образ в сознании человека. Она очень важна для формирования человеческой личности, потому что в отличие от других видов искусства, в создании образа участвует не только автор, но и читатель. Читая тексты, мы создаем образ в своем сознании — яркий, убедительный, захватывающий, волнующий душу — мы становимся соавторами. И в этом заключается непреходящее огромное значение художественной литературы. И чем сильнее образ, который создается, тем значительней личность писателя, тем значительней его вклад в литературу.

Это эстетическая сторона художественного творчества. А есть и существенная сторона. Ведь могут создаваться яркие художественные образы, разрушающие нравственную природу человека. И чем ярче, тем страшнее. Поэтому важным является не только внешняя эстетическая сторона литературы — слов, сравнений, образов, но и содержание. И здесь самым главным критерием в определении величия писателя является понимание того, что происходит в душе человека после прочтения художественного текста: он становится лучше или хуже, его душа поднимается к небу или распластывается над землей, он возвышает свой дух или разрушает его, приближаясь к образу животного бытия.

Культура не случайно получила именно такое наименование. Ведь само это слово связано с возделыванием, с культивацией. С возделыванием для чего? Для того чтобы произрастали добрые плоды. Чтобы произрастали злые плоды, тернии, не нужно возделывать землю, они растут сами. Наоборот, обладая огромной жизненной, можно сказать, животной силой, они разрушают всякое плодоносящее древо и всякий плодоносящий злак.

Художественная литература становится великой тогда, когда она поднимает человеческий дух, когда она приближает человека к высшим ценностям, когда она вводит личность в соприкосновение с этими ценностями. И литература, как и культура, перестают быть литературой и культурой, когда они возбуждают низменные страсти, когда разрушают нравственную природу человека. Тогда мы говорим, что это не культура, а псевдокультура или даже антикультура.

Еще одно слово имеет тот же самый корень, что и культура: культ, богослужение, в широком смысле — религиозная жизнь. У религии то же целеполагание — возвышать человеческую душу, поднимать ее над землей, открывать перед духовным взором человека перспективу вечности, помогать ему обрести такую стратегию жизни, которая уходит в вечность, преодолевая всяческие препятствия, произрастающие от нашего повседневного бытия. В этом смысле между подлинной религией и подлинной культурой не может быть никаких противоречий, потому что их объединяет одно и то же целеполагание — возвышение человеческой личности. А конфликты начинаются тогда, когда либо религия становится псевдорелигией и силой, работающей не на возвышение человеческой личности, а на обслуживание чьих-то политических, идеологических и прочих человеческих интересов, либо когда культура перестает работать над возделыванием человеческой личности и разрушает ее. И как ужасно, что иногда люди не понимают того, что происходит на стыке антикультуры и религии или подлинной культуры и антирелигии.

Мы проходим через разного рода искушения и сегодня. И как важно, чтобы писатели, творцы культуры помогали всем людям — как тем, которые живут религиозной жизнью, так и тем, кому пока этого не дано — видеть подлинное целеполагание и, вдохновляясь творчеством великих писателей, идти по тому жизненному пути, который и приводит к целям, столь дорогим и существенным для великих творцов русского слова, для русских писателей.

Желаем Вам творческих успехов в деятельности!

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter