Проповедь в день праздника Сретения Господня 15 февраля 2007 года

«Младенец же возрастал и укреплялся духом,

исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем».

(Лк. 2, 40).

Такие слова, отцы, братья и сестры, мы слышали за Божественной Литургией во время чтения святого Евангелия. Сретение – один из главных двунадесятых праздников Православной Церкви. В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу. В день Сретения Господня Святая Церковь возвращает нас к дням младенчества Господа Иисуса Христа. Она вводит нас в Иерусалимский храм, куда Пречистая Дева с праведным Иосифом принесла Младенца Иисуса, чтобы исполнить ветхозаветный закон.

Раскрывая нам в празднике Крещения Господня тайну освящения нас благодатью Божией, Церковь призывает теперь к тому, чтобы мы, крещенные и освященные благодатью, сделали первый шаг по пути нашего следования за Христом. Этот шаг приводит нас к посвящению Богу.

В Ветхом Завете Богу посвящались только первенцы мужского пола, в Новом же Завете мать-христианка приносит Господу всякого ребенка, потому что теперь в Церкви Христовой «несть мужеский пол, ни женский» (Гал. 3, 28).

Подобно тому, как праздник Крещения Господня напоминает нам о нашем освящении благодатью в Таинстве Крещения, праздник Сретения напоминает нам о нашем воцерковлении. Он призывает нас к обновлению нашего завета с Богом, к посвящению нашей жизни Господу Иисусу Христу. В этот день Господь явился в Иерусалимском храме не только за Себя, но и за нас и для нас. В этот день Он призывает и нас последовать за Ним и посвятить Ему нашу жизнь и наши души.

Когда родился возвещенный Ангелом Деве Марии Богомладенец, Она, принеся Его в Иерусалимский храм для посвящения Богу, слышит голос нового благовестника — не Ангела, но пророка, который возвещает Ей, что путь Ее земной жизни, посвященной служению Ее Сыну и Богу, будет путем скорбей и страданий. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 34-35).

Участие Божией Матери в событии Сретения Господня столь велико и значительно, что сам этот праздник является наполовину Богородичным. Уже по строю богослужения он более приближается к двунадесятым праздникам в честь Божией Матери, чем к Господским праздникам. К Божией Матери обращаемся мы в тропаре праздника, Ей посвящены прокимны на утрене и Литургии, Ее же призываем мы и во многих других песнопениях этого дня.

Однако Матерь Божия является не единственной участницей праздника Сретения; вместе с Ней в нем участвуют праведный Симеон и пророчица Анна. Евангелист Лука рассказывает, как по внушению Святого Духа они пришли в Иерусалимский храм, чтобы встретить принесенного туда Богоматерью Младенца Христа. И поскольку и Церковь земная, и Церковь Небесная составляют единую Церковь, живущую единой же жизнью, то и в наши дни мы обращаемся к живущим на Небесах святому Симеону Богоприимцу и святой Анне пророчице, призывая их принять участие в великом празднике Сретения Господня.

Участие святых праведных Симеона и Анны в событии Сретения Господня и встреча ими Христа в Иерусалимском храме не были случайными. Симеон и Анна были подготовлены к тому состоянием своих душ, посвященных неукоризненному служению Богу. Евангелие говорит, что Симеон был муж праведный и благочестивый, «чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (Лк. 2, 25). В этом многолетнем ожидании «утешения Израилева», то есть пришествия Мессии, заключались смысл и средоточие сокрытой от человеческих взоров внутренней жизни святого старца. Чистота его сердца, привлекшая к нему Духа Божия, дала ему возможность познать Спасителя. Долгое время праведный Симеон жил ожиданием пришествия Христа Господня и, наконец, увидел Его. Душа старца, посвященная Богу, обрела «Свет во откровение языков и Славу Израиля».

Третьей участницей события Сретения была пророчица Анна, достигшая глубокой старости, «прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 36-37). И в ней мы находим то же состояние души, посвященной Богу. Плодом этого состояния души было то, что и Анна вместе с праведным Симеоном удостоилась увидеть Младенца Христа.

Предлагая нам разделить с Божией Матерью и святыми праведными Симеоном и Анной радость праздника Сретения Господня, Святая Церковь ожидает и от нас деятельного духовного участия в этом торжестве. Она призывает нас к тому, чтобы мы не остались равнодушными и праздными зрителями его, но сделались его благоговейными участниками. Вместе с Симеоном и Анной призывает она нас к встрече Христа Спасителя. Все мы постоянно оказываемся перед выбором между добром и злом, светом и тьмой, но главное решение всегда остается за нами; Господь же, подобно страннику, стоит у врат нашего сердца и ждет, отворим ли мы Ему. Между тем, Он призывает каждого из нас к Себе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Христиане объединены одним благим стремлением — не остаться глухими к этому призыву, но быть с Господом и следовать за Ним.

Содержание этого праздника служит добрым примером и образцом того, как должны родители относиться к воспитанию детей, чтобы сделать их достойными членами Церкви Христовой и привести ко спасению. Апостол Павел в своем послании утверждает: «Благочестие на все полезно есть, обетование, которое имеет жизнь нынешнюю и будущую» (1Тим. 4, 8). Если будут упущены годы детства в небрежении, если родители не научат детей избегать пороков, не воспитают в детских сердцах страха Божия, который есть начало премудрости (Притч. Солом. 1,7), то будет потеряно самое лучшее время для утверждения благочестия на ниве детских сердец.

В период подготовительных недель к Великому Посту Церковь, словами Христа, образами евангельскими призывала нас глубоко вглядеться в нашу собственную душу и в нашу жизнь: что нужно в ней изменить, в чем нужно покаяться. В настоящее время мы с вами, братья и сестры, готовимся вступить в особый период – на поприще Великого Поста, который призван способствовать подготовке христианина к достойной встречи праздника Христова Воскресения. Святая Церковь в чтениях и песнопениях постоянно призывает верующих к очищению души и сердца от греховной нечистоты. Мы призываемся сделаться лучше, призываемся к трудам Покаяния.

Покаяние – это настолько великий дар, данный Господом человеку, настолько великая милость Божья к согрешающим, что святые отцы назвали его вторым Крещением. Покаяние в содеянных грехах – это наш личный подвиг, без которого мы духовно мертвы. Грех отдаляет человека от Бога, лишает его Божественной помощи. Но душа человека стремится к Богу, душа жаждет общения с Богом. Как цветок тянется к солнцу, в его сторону направляет свои листья, так и душа человека устремлена к Богу. Человек хочет быть чистым, он жаждет очищения. И благодать Святого Духа, подаваемая в таинствах Церкви Христовой, очищает людей.

Цель жизни христианина состоит в том, чтобы исполнять волю Божию, учиться следовать ей. Это знает, наверное, каждый из нас. А какова воля Божия? Что хочет от нас Господь? Он хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2, 4). Истина – Христос (Ин.14, 6). И спасение наше в единении с Ним – Хлебом Жизни, сшедшим с Небесе (Ин.6, 33).

Слово Божие во все времена слышится в мире. В ветхозаветное время оно возвещалось устами пророков, в годы земной жизни Спасителя – Самим Господом. Затем святые апостолы пронесли его во все концы земли, а после апостольских времен проповедовали учители и отцы Церкви Христовой. Слову Божию надлежит вечно пребывать в Церкви, ибо Господь Иисус Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания век» (Мф. 28, 20).

В наши дни за каждой Божественной Литургией, отцы, братья и сестры, мы слышим чтение слова Божия в Апостольском и Евангельском повествованиях. Священное Писание – это «глаголы вечной жизни», которые оказывают сильное воздействие на душу человека, глубоко проникают в наши сердца, дают каждому «свет и разум», делают слушателей как бы участниками воспоминаемых событий и так просвещают сердце человека, что он яснее видит свое отношение к Иисусу Христу, у Его слову и Божественному закону.

Вся наша жизнь, братья и сестры, наполнена благодеяниями Божиими. Нет дня, часа, мгновения, когда бы наша слабая душа оставалась вне Божественного попечения. Благость Божия, как никогда не гаснущее солнце, не перестает изливать на нас Свои богатые дары: «Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут, отверзшу Тебе руку, всяческая исполняется благости», — говорит святой пророк Давид (Пс.103, 27).

От первого крика и до последнего вздоха умирающего человека земная жизнь наполнена изобилием щедрот любви и милосердия Божия. Нельзя исчислить всех ниспосылаемых нам даров Божиих. Все доброе – Божие, все греховное – наше. «Как отнимет Бог Свое, — говорит святитель Тихон Задонский, — то останутся тебе только твои грехи». (ЖМП, 1982, №7, с.49)

Мы подчас не хотим замечать благости Божией или неблагодарно забываем о ней. Именно поэтому святое Евангелие и богослужение Церкви Христовой призывают нас к ежедневной жертве Хваления. Благодарение Богу низводит обильную благодать, ограждающую нас от греха неблагодарности.

В этот праздничный день, накануне поприща Великого Поста, после Божественной Литургии вознесем наши молитвы, братья и сестры, Пресвятой Богородицы, прославим Ее святое имя и принесем сердечную христианскую благодарность за материнскую любовь к нам, к гражданам и труженикам славного Кузбасского края. Будем просить у нее милости к нам, к нашим родным и ближним, особенно тем, чей труд сопряжен с опасностью и риском для жизни в условиях стихийных бедствий, пожаров и горнодобывающего производства. Для жителей Кузбасса и тружеников-шахтеров Богородица, Которой посвящен и этот храм — первая молитвенная предстательница и покровительница в нелегком и трудном земном служении. Пусть Ее омофор сохранит нас, шахтеров Кузбасса и граждан от зла и смертоносной погибели, укрепляет каждого человека в служении на благо Отечества и Церкви Христовой.

Будем, братья и сестры, ежедневно возносить в своих молитвах искреннюю благодарность и славословие Господу и Спасителю нашему, исполняя этим заповедь Священного Писания, которое призывает к этому в послании апостола Павла: «За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5, 18).

А м и н ь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter