Проповедь в неделю о Страшном Суде 11 февраля 2007 года

«Приидите благословении Отца

Моего и наследуйте Царство,

уготованное вам от создания мира»

(Мф. 25, 34).

Такие слова, отцы, братья и сестры, мы услышали сегодня во время Евангельского повествования за Божественной Литургией. Святая Церковь напомнила нам о последнем Суде Христовом, праведном и нелицеприятном суде, когда будет совершен окончательный приговор о вечной участи каждого человека.

Господь в Своей притче засвидетельствовал об участи грешника и праведного не для того, чтобы нас устрашить, но чтобы призвать к духовному бодрствованию и показать, от чего зависит спасение человека. В этой евангельской притче нам открывается, что спасение совершается делами любви и милосердием. Христос повелевает накормить алчущего, напоить жаждущего, приютить странника, одеть нагого, посетить болящего. Бог хочет от человека одного – сердца милующего.

При этом важно отметить, что в притче Господа о Страшном Суде содержится главная мысль в том, что любовь к ближнему, по словам Христа Спасителя, есть наша любовь к Нему Самому. Возлюбив ближнего, мы возлюбим Христа; в человеке и через человека мы способны любить Самого Господа. Поразительно то, что этого отрицаются в своем смирении праведники, говоря: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим и накормили…» (Мф. 25,37), и также отрицаются грешники, но только в своем духовном ослеплении и ожесточении сердечном. Подлинная любовь к ближнему, выражающаяся в делах любви, содержит и тайное ведение Бога, и сокровенную любовь к Нему. Нередко случается, что многие, не ведая Христа, любят Его и делами своими служат Ему.

В событии Боговоплощения Сын Божий приходил на землю в смиренном образе раба для спасения людей. Во Второе Пришествие Христос придет во славе Своей для суда над родом человеческим. Различие времен и мест, племен и языков, возрастов и состояний упразднится: для всех будет один суд, где приведется на память заблуждения детства и пороки зрелости и старости.

По Православному вероучению, для каждого человека смерть есть вызов на этот суд. Вслед за последним вздохом начинается предварительное испытание человеческой совести, происходит первоначальный, частный суд, которым определяется загробное состояние души, до времени всеобщего Суда. Святые и праведные люди всегда помнили этот великий день и готовились к нему каждую минуту.

Любовь Божия окружает нас от колыбели до гроба, но за гробом начинается Царство Правды Божией. Любовь Божия существует и действует в мире не затем, чтобы поощрять нашу беспечность. Любовь Божия требует, чтобы мы отвечали на нее любовью – к Богу и ближним (1Ин. 4, 20). Нужно всегда хранить свою совесть в том состоянии, в каком мы желали бы иметь ее в момент смерти (Сир. 7, 39).

Каждый из нас предстанет на Суд Божий. Ни один тайный помысел, ничто не скроется тогда. В действительности мы живем так, как будто эта грозная вечность нас не касается. Поразительно это странное, необъяснимое противоречие в природе человеческой. Мы не жалеем ни трудов, ни сил, чтобы обеспечить земную жизнь. Чем же кончается это неустанное искание благ жизни? Смертью. Но чтобы обеспечить себе посмертное блаженство, мы не употребляем и малой доли тех забот, которые напрасно посвящаем поискам земного счастья. Не естественнее ли пожертвовать всеми благами жизни земной, лишь бы не лишиться вечного блаженства?

Святитель Феофан Затворник отмечает: «Никому не миновать Суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поэтому постараемся оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния, которое смывает грехи и отменяет осуждение».

В настоящее время мы с вами, братья и сестры, готовимся вступить в особый период – на поприще Великого Поста, который призван способствовать подготовке христианина к достойной встречи праздника Христова Воскресения. Святая Церковь в чтениях и песнопениях постоянно призывает верующих к очищению души и сердца от греховной нечистоты. Мы призываемся сделаться лучше, призываемся к трудам Покаяния.

Покаяние – это настолько великий дар, данный Господом человеку, настолько великая милость Божья к согрешающим, что святые отцы назвали его вторым Крещением. Покаяние в содеянных грехах – это наш личный подвиг, без которого мы духовно мертвы. Грех отдаляет человека от Бога, лишает его Божественной помощи. Но душа человека стремится к Богу, душа жаждет общения с Богом. Как цветок тянется к солнцу, в его сторону направляет свои листья, так и душа человека устремлена к Богу. Человек хочет быть чистым, он жаждет очищения. И благодать Святого Духа, подаваемая в таинствах Церкви Христовой, очищает людей.

В сегодняшний воскресный день, согласно церковному календарю, прославляются Новомученики и исповедники Российские.

« Приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иез.37, 9), – изрек некогда пророк Божий Иезекииль в ожидании чуда воскресения богоизбранного народа. Ныне, вознося наши молитвы, мы вторим пророческому гласу с крепким упованием на всеобщее воскресение и вновь свидетельствуем миру о победе жизни над смертью.

Множество православных христиан встретили мученическую кончину и обрели последнее упокоение и на Кузбасской земле. Как известно, таким местом красного террора является 517 км Таштагольского района, место смертных мук великого множества наших соотечественников. Этот полигон стал одним из символов страждущей России, нашей Кузбасской Голгофой. Ни пытки, ни угрозы, ни страх не смогли заставить их отречься от Бога или похулить Церковь, не смогли отлучить их «от любви Божией во Христе Иисусе» (Рим.8, 39). Земля поселка 517 км обильно напоена праведной кровью мучеников и хранит в себе их святые мощи. Здесь не только место великой трагедии этого региона, но и место великой славы русского Православия. Здесь отверзлись врата адовы, но не смогли одолеть они Церковь Христову (Мф.16, 18). Кровью запечатлев преданность Христу, погибшие здесь ныне предстоят Престолу Божию, молясь о спасении земного их Отечества, о возрождении Русской Православной Церкви, о единении в истине всех русских людей.

Наш долг перед памятью жертв безбожного террора – служить великому делу духовного возрождения нашего Отечества и единения народа в спасительной вере, дабы никогда более не повторилась трагедия братоубийства. Несомненно, по молитвам Новомучеников и Исповедников Российских Господь восполнит наши немощи, умножит плоды нашего делания. «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 28, 11).

Русские святые жили на той самой земле, на которой мы сейчас живем, ходили под тем же солнцем, луной, которые светят и нам. Они были плоть от плоти русского православного народа, кровь от крови наших христиан. Они молились, служили в таких же или в тех же храмах, в какие и ныне нас созывает Церковь. Божественная благодать на глазах современников преображала этих подобных нам, смертных, земнородных людей в небожителей, в ангелов во плоти и приводила в их убогие кельи целый мир ищущих спасения.

Читая жития святых, мы бесконечно поражаемся их гигантскими подвигами. Это были богатыри не физической силы, а духа. Но не менее мы поражаемся той бездне, которая отделяет нашу недостойную жизнь от святости наших же русских угодников Божьих, которые были такими же земными, как и мы, но достигли высот праведности, навечно соединивших их с Богом.

Тревожная мысль бьется в нас в поисках ответа, почему мы далеки от христианской праведности. Мы отлично знаем, что христианину подобает любить даже своего врага, но сами тут же оскорбляем, поносим ближнего своего.

Внутренний голос совести призывает нас отвращаться от гнусного греха, а страстные силы влекут в свою пропасть. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7,19), — с болью восклицает апостол Павел, — «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7,24).

Нельзя изъяснить, оправдать нашу слабость силою и тяжестью различных искушений, которые теснят нас всюду. Подвижники сталкивались с невообразимо большими испытаниями, скорбями на узком пути в Царствие Небесное, однако с Божьей помощью преодолевали их. К преподобному Серафиму Саровскому в беседах обращались с вопросом, как, наконец, человеку стать праведным, избавившись от греховности. Богодухновенный старец отвечал просто: нужна решимость. Действительно, в момент любого нахлынувшего вражьего искушения в нашем сердце встречаются два мира, две силы – добро и зло, дух и плоть. Надо сказать, что в поединке со злыми силами ни один из нас ни за что не выдержит их натиска, ибо мы бесконечно немощны. Но вот с Богом мы всегда победим. Однако нам надо бесповоротно, без колебаний обратить свое лицо к небу, к свету, к Богу и тем самым решительно отвергнуть подступившее зло.

Святые – это не только угодники Божьи, но и наши старшие братья, достойно прошедшие жизненный путь и познавшие его трудности и опасности. Святые всегда готовы помогать нам и укреплять своими дерзновенными молитвами и предстательством перед Господом Богом.

Несомненно, если мы постоянно и ежедневно будем обращаться к этим светочам нашей скоротечной земной жизни, то они обязательно окажут нам необходимую молитвенную поддержку, оградят от смертельных опасностей и невзгод, поможет нам достойно совершать свое служение на благо Церкви Христовой, на пользу Отечества и ближних и идти единственной, верной, но трудной дорогой жизни.

Взирая ныне на бесчисленные примеры наших русских святых, последуем, братья и сестры, их праведным стопам, не дадим места в помыслах подступившему злу и греху. Горячая молитва сердца спасет нас от падения, потому что в молитве с нами Бог и все наши небесные покровители.

А м и н ь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter