10 августа в Музее истории Православия на земле Кузнецкой состоится открытие обновленной экспозиции «Православные иконы XVI – начала XX века». Начало в 15:00.
В ней, наряду с уже знакомыми кемеровской аудитории произведениями, будет представлено 19 новых памятников из Собрания русских икон при поддержке Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (г. Москва). Основным сюжетом, объединяющим вновь экспонируемые образы, является иконография Пресвятой Богородицы – покровительницы человеческого рода. Как известно, изображения Божией Матери получили широчайшее распространение в христианском искусстве. Русская иконопись, синтезирующая в себе традиции как византийского, так и западноевропейского искусства, дала жизнь множеству самостоятельных богородичных иконографических типов, ставших известными далеко за пределами России.
Многие иконы будут впервые представлены широкой публике. Среди них – монументальный образ Богоматери «Нечаянная Радость» последней трети XIX века; икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» рубежа XVIII – XIX веков иконописца Егора Петрова из села Великое Ярославской губернии; образ «Сошествие Святого Духа на апостолов», созданный в Петербурге в начале XX века; миниатюра «Годовая минея с избранными богородичными иконами» второй половины XVIII века.
Несомненный интерес вызовет образ Богородицы «Нерушимая Стена», написанный в 1886 году изографом–инвалидом Григорием Журавлевым, вдохновившимся одноименной мозаикой киевского Софийского собора. Этот удивительный мастер, который, не имея рук и ног, писал иконы кисточкой, зажатой в зубах, уже знаком кемеровчанам по иконе «Святитель Николай Чудотворец» рубежа XIX – XX веков, экспонировавшейся в епархиальном музее на протяжении двух последних лет. Учитывая интерес к творчеству Журавлёва и желание увидеть другие произведения его авторства, руководство Фонда Андрея Первозванного предоставило этот уникальный памятник для обновлённой выставки.
Вместе с привычными произведениями станковой живописи в экспозиции будут представлены два предмета церковного декоративно–прикладного искусства: аналой рубежа XVIII – XIX веков и икона Божией Матери «Достойно есть», созданная в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне во второй половине XIX века.