Проповедь в день освящения храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» 7 февраля 2007 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Се бо отныне ублажат Мя вси роди» ( Лк. 1, 48 )

Уже на заре истории христианской Церкви, отцы, братья и сестры, верующие увидели и опытно ощутили силу предстательства Пресвятой Девы к Богу и поэтому с первых времен прославляли Её всечестное имя, призывали в молитвах и просили Её помощи. С седой древности во всем мире сияла боголепная слава Царицы Небесной.

Бесчисленны милости, оказанные Божьей Матерью христианскому роду. Многочисленны Её благодеяния, которые были явлены православному русскому народу на протяжении тысячелетней истории нашей святой Церкви – от Крещения в Киеве до последних дней. Особенно простирала Пресвятая Дева Свой омофор над русской землей в годы бедствий. Сколько раз Она являла свою помощь нашему Отечеству через святые иконы, перед которыми молились наши деды и прадеды во время нашествия иноплеменников. Наличие множества чудотворных икон Богородицы служит очевидным свидетельством неоднократного Её заступления.

Православные христиане выражают свое благоговение и любовь к Божьей Матери через почитание святых икон, построением множества храмов в честь Богородицы и церковными праздниками в память бесчисленных благодеяний от чудотворных икон. В пределах Русской Православной Церкви, пожалуй, нет ни одного города, нет храма, в которых иконы Богоматери не представляли бы особой святыни и обязательной принадлежности.

На протяжении веков наши благочестивые предки называли Русь «Домом Пресвятой Богородицы». В этой вере выражалась надежда народа на материнскую любовь и предстательство Божьей Матери за весь род христианский. Видимым знамением Ее благодатного Покрова над землей Русской являются многочисленные иконы, храмы и монастыри, на протяжении веков являемые и созидаемые для духовного утверждения людей в вере и благочестии.

Среди особо почитаемых образов Богородицы: Владимирская, Казанская, Тихвинская, Смоленская, Знамения. Сегодня Церковь прославляет образ Богоматери «Утоли моя печали», от которой особенно много чудес произошло во время эпидемии чумы 1771 г. С чудотворного образа стали делать списки, распространявшиеся по всей России, и только в одной Москве прославились чудесами еще четыре одноименные иконы. Святитель Филарет Московский сам лично совершал молебные пения перед этой чудотворной иконой. Перед ней молились Царицы — супруги Императоров Павла I, Николая I и Александра II. Чудотворные богородичные иконы духовно осеняют и оберегают Церковь и народ нашей страны в центре и на окраинах, на севере и юге, на западе и востоке. Вся история России — пример действия Всеблагого Промысла Божия, покаяния и духовного восхождения народа земли Русской.

Эта история убедительно отражена в самых разнообразных названиях Богородичных икон: Благодатное Небо, Живоносный Источник, В скорбех и печалях Утешение, Взыскание погибших, Всех скорбящих Радость, Милующая, Нечаянная Радость, Спорительница хлебов. Наименования икон свидетельствуют об особой любви православного народа к своей Путеводительнице и Заступнице, о том, что и в радости, и в печали, в напастях, скорбях и болезнях, «обремененному грехи многими» православному человеку есть к Кому обратиться за помощью и утешением.

Христиане знают, как проторены дороги и пути многими тысячами людей к Её чудотворным иконам, какими слезами политы эти великие святыни, какими вздохами они овеяны! Мы должны благодарить Бога уже за то, что имеем на небе такую Заступницу, перед Которой можем выплакать все свое горе и с Которой можем поделиться и своими радостями.

Однако важно помнить, что милость и помощь Царицы Небесной есть там, где совершают достойное почитание Богородицы, где есть теплая к ней молитва. Именно тогда не бывают напрасными вздохи сокрушенной души и не пропадают слезы разбитого горем сердца. Вот почему в святых обителях и храмах Православной Церкви не умолкают молитвенные обращения в молебных пениях и богородичных богослужениях.

Называть Божию Матерь своею матерью и надеяться на Её покровительство может тот, кто возрожден в таинстве Святого Крещения, кто насколько возможно чаще приобщается святых Таин Божественного Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя, кто пребывает в Церкви, повинуется её заповедям, сохраняет уставы, внимает голосу пастырей и старается служить Богу с благоговением и страхом.

Сегодня, братья и сестры, Церковь Христова молитвенно вспоминает и прославляет торжественно в своих песнопениях Вселенского учителя и святителя святого Григория Богослова. Он был современником и другом святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Родился Григорий в 329 году в городе Назианзе. С ранних лет проявил удивительную склонность к учебе. Свое образование начал в Кесарии, затем учился в Александрии, а потом вместе с Василием Великим в Афинской школе, где некоторое время был учителем. Из Греции Григорий направился в Понтийскую пустынь, в монастырь, основанный святым Василием Великим. Имея стремление к созерцательной жизни, Григорий хотел навсегда остаться в монастыре, но обстоятельства заставили его возвратиться в родной Назианз.

В то время Кесарийской кафедре требовался епископ для города Сасимы. Святой Василий обратился к своему другу с просьбой принять высокий сан. Против своей воли Григорий согласился занять епископскую кафедру. Но интриги и споры по поводу территориальной принадлежности Сасимской кафедры побудили Григория оставить этот город и вернуться в Назианз.

Когда возникла ересь Македония, искажающая учение о Святом Духе, то по настоянию Василия Григорий отправился в Византию защищать Православное учение о святой Троице. Проповедь Григория сразу привлекла внимание людей. Его убедительная речь раскрыла заблуждения еретиков и показала истинность Православия. Вскоре народ обратился с просьбой к императору о возведении Григория на патриарший престол. На Втором Вселенском соборе 381 года святой Григорий был избран Константинопольским Патриархом.

После скоропостижной кончины Мелетия многие епископы стали предлагать на Константинопольскую кафедру другие кандидатуры, вследствие чего получилась распря и спор между иерархами. Тогда святитель Григорий ради церковного мира упросил императора отпустить его в родной город, чтобы дать епископам свободу в решении этого вопроса.

Скончался великий святитель в 389 году, оставив после себя много проповедей, писем и других творений. За многочисленные и глубокие по содержанию труды Православная Церковь называет святителя Григория, вторым Богословом. В 950 году его святые мощи были перенесены из Назианза в Константинополь, в церковь святых апостолов.

Сегодняшнее событие – освящение храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — совсем не случайно, это – свидетельство живой связи времен: прошлого и настоящего, земного и горнего.

Храм Божий – извечное училище благочестия. В нем мы поистине приступаем ко Граду Бога Живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к Торжествующему Собору и Церкви первенцев, написанных на Небесах (Евр.12, 22-23). В храме совершается наше теснейшее общение со Христом Спасителем чрез святейшее таинство Евхаристии. Здесь постоянно поддерживается благодатная атмосфера, оживотворяющая душу, вселяющая радость и надежду, умножающая любовь и мирное состояние духа, не терпящая ничего скверного или нечистого. Где же, как не здесь особенным, совершеннейшим образом «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается»?!

Несомненно, через храмы возрождается душа русского человека, происходит его рождение в духовную жизнь. В храмах мы получаем благословение и помощь от Бога на всех этапах своего земного бытия и служения: на пастырское окормление, семейную жизнь, рождение детей, поддержку в болезнях или скорбях и, наконец, из храма уходим «в последний путь».

Поэтому, святой храм, церковь, – это, как бы, распростертые объятия к нам Божественной Любви, распахнутые врата Божественного милосердия, пройдя через которые человек вновь обретает свое предназначение и становится сыном Божьим по благодати.

Сегодня завершился огромный труд по созданию святого храма, посвященному Богородице. В этот собор вложена огромная любовь к Богу и храму Божию, который отныне является украшением города и радостью его жителей.

У каждой эпохи есть свои зримые символы. Они не только олицетворяют дух времени, но и являются наследием, оставляемым потомкам, как, быть может, главный результат своей жизни, веры, убеждений и деяний. Одним из таких символов, думается, призвано стать и данное уникальное явление – строительство и освящение Божьих храмов, которые являются живым свидетельством и прямым указанием на возрождение Отечества и Православных святынь в Кузбасском крае.

Особенно хочется подчеркнуть, что строительство и все подготовительные работы, предшествующие освящению храма, потребовали многих сил и немало средств, что осуществилось благодаря совместной работе и пожертвованиям предприятий и общественных организаций. Сердечно благодарю тех, чьим попечением, средствами и молитвами завершилось это богоугодное и святое дело.

Сердечно поздравляю Вас, отец настоятель храма, и священнослужителей, а также всех людей, которые помогали в строительстве храма. Этот храм действительно создан всем миром. Не только настоятель, но и все верующие могут считать себя строителями и благоукрасителями этого святого храма. Войдя сегодня под его своды, я сразу почувствовал, сколь много трудов было вложено, чтобы создать эту красоту и посвятить ее Богу. Отныне люди смогут приходить сюда и возносить в этом святом месте молитвы, и в том числе – «о строителях, благотворителях и благоукрасителях святого храма сего».

Поздравляю отца Любомира и его помощника с высокой Патриаршей наградой, я также поздравляю всех, кто участвовал в первой Божественной Литургии, состоявшейся после великого освящения этого храма. Поздравляю всех православных города с праздником освящения храма, посвященного Царице неба и земли! Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин.

В этот день нашего духовного торжества да исполнятся сердца радостью, миром и любовью к Богу, в Троице славимому, и всем людям.

Позвольте поздравить всех с этим знаменательным событием и выразить благодарность за возможность стать участником освящения святого храма и вместе со всеми Вами «едиными усты» прославить Великого и Всещедрого Бога.

Да сохранит и укрепит Вас Господь, приумножая Ваши силы, на многая и благая лета!

«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дней!»

Аминь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter