В музее Кемеровской епархии открылась обновленная экспозиция старинных икон

IMG_369010 августа в Музее истории Православия на земле Кузнецкой, действующем при Кемеровском епархиальном управлении, состоялось открытие обновленной экспозиции «Православные иконы XVI – начала XX века». Они предоставлены Собранием русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного (г. Москва).

Торжественная церемония началась с «молебна на начало всякого благого дела», который совершил руководитель Информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии протоиерей Сергий Веремеев. Вместе со священником молитвы Господу вознесли участники церемонии – представители Фонда, прибывшие из столицы нашей страны, а также широкий круг кузбасской общественности, в том числе художники, искусствоведы, писатели, работники музеев и рядовые горожане.

Затем перед собравшимися выступил вокальный ансамбль «София», действующий при храме прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Кемерово. Он исполнил ряд песнопений духовно-патриотической тематики, наполненных любовью к России и ее вечной заступнице – Божией Матери.

После этого слово было предоставлено московским гостям – начальнику Управления по культурному наследию Фонда святого апостола Андрея Первозванного Е.Л. Тихомировой и ведущему специалисту Управления А.Д. Липницкому. Они отметили, что большинство памятников, представленных в обновленной экспозиции, Фонд выставляет на общественный показ впервые. Одни поступили в него в хорошем виде, другие, находясь в плачевном состоянии, прошли реставрацию и обрели вторую жизнь. Таким образом, с их слов, Кузбасс стал единственным регионом России, за исключением Москвы, где побывали иконы Фонда.

«Когда наше руководство принимало решение о начале сотрудничества с Кемеровской епархией, оно не предполагало, что это сотрудничество будет столь долгим: может быть год, максимум два. Прошло четыре года и руководители Фонда вновь продлевают это сотрудничество, что очень приятно как для нас, так, уверена, и для всех жителей шахтерского края», — подчеркнула в своем слове Е.Л. Тихомирова.

Напомним, что в обновленной экспозиции, наряду с уже знакомыми кемеровской аудитории произведениями, представлено 19 новых икон. Основным сюжетом, объединяющим вновь экспонируемые образы, является иконография Пресвятой Богородицы – покровительницы человеческого рода. Как известно, изображения Божией Матери получили широчайшее распространение в христианском искусстве. Русская иконопись, синтезирующая в себе традиции как византийского, так и западноевропейского искусства, дала жизнь множеству самостоятельных богородичных иконографических типов, ставших известными далеко за пределами России.

Многие иконы впервые представлены широкой публике. Среди них – монументальный образ Богоматери «Нечаянная Радость» последней трети XIX века; икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» рубежа XVIII – XIX веков иконописца Егора Петрова из села Великое Ярославской губернии; образ «Сошествие Святого Духа на апостолов», созданный в Петербурге в начале XX века; миниатюра «Годовая минея с избранными богородичными иконами» второй половины XVIII века.

Несомненный интерес вызывает образ Богородицы «Нерушимая Стена», написанный в 1886 году изографом–инвалидом Григорием Журавлевым, вдохновившимся одноименной мозаикой киевского Софийского собора. Этот удивительный мастер, который, не имея рук и ног, писал иконы кисточкой, зажатой в зубах, уже знаком кемеровчанам по иконе «Святитель Николай Чудотворец» рубежа XIX – XX веков, экспонировавшейся в епархиальном музее на протяжении двух последних лет. Учитывая интерес к творчеству Журавлёва и желание увидеть другие произведения его авторства, руководство Фонда Андрея Первозванного предоставило этот уникальный памятник для обновлённой выставки.

Вместе с привычными произведениями станковой живописи в экспозиции представлены два предмета церковного декоративно–прикладного искусства: аналой рубежа XVIII – XIX веков и икона Божией Матери «Достойно есть», созданная в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне во второй половине XIX века.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.