Доклад Преосвященнейшего Аристарха

Рад приветствовать всех участников VIII Образовательных Иоанновских Чтений. Можно с удовлетворением отметить, что Образовательные Чтения стали местом, где люди, объединенные пониманием того, что без участия Церкви в системе светского образования воспитать здоровую духовно-нравственную личность сложно, участники Чтений имеют возможность обсудить вопросы, связанные с воспитанием высоких нравственных идеалов в подрастающем поколении.

Тема наших чтений «Религиозность в современной России: образование и религия». Вопрос о роли религиозности в жизни нашего государства в целом и присутствии религиозности в системе образования в частности, представляется для нас очень важным. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «именно вера определяет нравственную традицию народа, его духовную жизнь, пути его культурного творчества. Она является той духовной силой, без которой нельзя подходить к решению проблем, остро переживаемых современным обществом».

Хочется напомнить всем, что исторический путь нашего государства был определен во многом благодаря выбору равноапостольного князя Владимира. Крещение Руси было великим переломным моментом  отечественной истории, а вхождение Руси в лоно Православной церкви  знаменовало ее упрочение. Известные всему миру российские ученые, философы и писатели, великие полководцы черпали творческие силы и закаляли свой дух в Православной вере. Но и в наше время Православная вера должна стать для граждан нашего Отечества источником неиссякаемой духовной силы и творческой энергии.

Мы глубоко осознаем, что научно-техническое развитие общества, политическая и экономическая стабильность находятся в прямой зависимости от духовно-нравственного развития отдельно взятой личности. Исторический опыт нашего государства показывает, что степень религиозности человека является мерилом того, насколько он благонадежен для своего земного отечества. Патриотизм как готовность служить на благо отечества невозможен без любви и почитания родных святынь.

На протяжении всей истории нашего государства Церковь была и остается охранительницей нравственных норм. В Слове в канун нового учебного года 1 сентября 2006 года  Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Для нашего отечества православное образование стало краеугольным камнем формирования российской государственности, ибо само историческое становление Руси было тесно связано с просвещением ее светом Евангельской истины и принятием святого Крещения»

Начиная с первых веков своего существования,  Православная Церковь явилась культурообразующей, мироустрояющей основой нашего государства и от того, сохранит ли она эту роль в наше время, зависит существование духовной целостности нашего общества.

Мы живем в эпоху так называемой «новой морали». Сейчас   провозглашается нравственным то, что, скажем, в ушедшую эпоху Советской России считалось непристойным: непочитание родителей и старших, жестокость, со школьного возраста употребление алкоголя и табакокурение, половая распущенность, это всего лишь небольшой перечень того большого списка нравственных пороков, которые становятся нормой в нашей повседневной жизни.

Каков путь оздоровления нашего общества? Как спасти наше молодое поколение от бесовщины индивидуализма, корысти, жестокости, человеконенавистничества?

Администрация Кемеровской области и Кемеровская епархия давно осознали необходимость тесного сотрудничества по разным направлениям деятельности. В 2001 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Администрацией Кемеровской области и Кемеровской епархией. Особое внимание в рамках сотрудничества Администрации и Епархии уделяется вопросам образования и духовного просвещения, которое обусловлено пониманием того, что развитие нашего региона зависит от возрождения духовно-нравственных ценностей в сердцах и душах жителей области.

С момента образования епархии в 1993 году вместе с открытием новых храмов открывались воскресные школы. Организация на приходах воскресных школ ставилась и ставится в первостепенную задачу настоятелям приходов. На сегодняшний день на территории епархии насчитывается 224 воскресных школы, в которых обучается около 12 000 человек. Основная задача Воскресной школы – воспитание высоких нравственных идеалов в ребенке, а также возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре.

Согласно классификации, разработанной в епархии, Воскресные школы подразделяются на следующие группы по образовательному уровню.

1-й уровень. а) Воскресные кружковые школы.

Задача такой школы, работающей по принципу православного кружка – катехизация (воцерковление) детей и взрослых; обучение основам православного вероучения. Школы такого типа действуют на базе учреждений интернатного типа, при учреждениях дополнительного образования и соцзащиты, в пенитенциарных учреждениях; отсюда, цель школы — привить обучающимся: и взрослым, и детям духовные ориентиры, заложить нравственный стержень в их зачастую пораненные и искалеченные души.

б) Приходские катехизаторские школы семейного типа.

Школа дает элементарное религиозное образование; круг задач, которые решает данная школа — воцерковление детей и взрослых, решение семейных взаимоотношений, активное вовлечение семей в церковную жизнь православной общины, в социальное служение.

2-й уровень. Церковно-приходские школы.

Школа дает системное начальное конфессиональное образование; школы такого типа также могут являться базовыми учреждениями для средних и высших духовных заведений епархии;

3-й уровень. Воскресные миссионерско-катехизаторские богословские школы.

Школа дает системное неполное среднее конфессиональное образование; школы такого типа являются базовыми учреждениями для средних и высших духовных заведений епархии.

Руководство воскресными школами осуществляется настоятелями и помощниками настоятелей по образовательной деятельности.

В рамках VIII Образовательных Иоанновских Чтений епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации был проведен мониторинг деятельности воскресных школ Кемеровской епархии, где было выявлено немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания в деятельности воскресных школ.

Главными проблемами являются:

1. Кадровая проблема. Текучесть кадров, а также выявлен недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах религиозного содержания  и методики преподавания в воскресных школах.

У преподавателей возникла потребность в новых интересных программах, так как старые формы и методы работы не эффективны при работе с современным подрастающим поколением, и по этой причине иногда сложно заинтересовать детей. «Текучесть» воспитанников воскресных школ наблюдается так же из-за увеличения нагрузок в общеобразовательной школе. В основном педагоги воскресных школ нуждаются в обучении новым современным формам и методам работы с детьми. Основной проблемой педагогических кадров для воскресных школ является перегрузка педагогов на постоянном месте работы.

Считаем уместным напомнить благочинным и настоятелям приходов слова из доклада архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви на Архиерейском соборе 2004 года о необходимости предусмотреть введение на приходе штатных единиц для педагогов Воскресной школы, тяжелый труд которых должен оцениваться по достоинству. Главная задача, которая сегодня стоит перед епархиальным Отделом религиозного образования, -создание выездных обучающих курсов для преподавателей воскресных школ, которые должны стать научно-методической базой в подготовке кадров для воскресных школ.

2. Экономическая проблема. Не хватает средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию религиозных предметов; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

Низкая заработная плата педагогов воскресных школ, а зачастую, ее отсутствие, влияет на «текучесть» педагогических кадров. Преподаватели не имеют финансовой возможности для поддержания и роста своего профессионализма (например, приобретать новые методические пособия и совершать паломнические поездки в рамках епархии). А В некоторых приходах нет помещений для занятий воскресной школы.

Острую нехватку денежных средств переживают все воскресные школы. Мы будем искать возможность  оказать методическую помощь приходским школам. Но в качестве яркого положительного примера хочется привести деятельность приходской школы в отдаленном поселке Белогорске, на севере области. При полном отсутствии финансового благополучия, когда на приходе нет специального здания для  воскресной школы, а занятия  проводятся в ветхом храмовом помещении, где совершенно отсутствует аудио и видео техника, очень много детей приходит в храм послушать слово пастыря, услышать беседы о православии. Причина такого успеха кроется в духовном горении пастыря о. Владимира Бородина, ревностное отеческое отношение которого к детям, многие из которых потом могут стать прихожанами храма,  полностью способно компенсировать все проблемы и финансовые и материальные.

Сегодня мы должны стремиться к тому, чтобы воскресные школы были тесно связаны с жизнью прихода, а знания, полученные в них, дети и родители могли применить в литургической практике. Мы полностью согласны с мнением о. Иоанна Экономцева, который говорит, что главная задача воскресной школы — раскрыть смысл православного богослужения, полюбить его незамутненную красоту, стать не номинальным, а истинным членом Церкви Христовой». Но чтобы ребенок был готов участвовать в литургической жизни Церкви, необходимо подготовить его к этому,  формируя в нем высокий художественно-эстетический вкус  на уроках музыки, словесности, истории, традиционного народного искусства, способствующих приобщению детей к великой христианской культуре. Поэтому обучение в воскресной школе нельзя сводить к отвлеченному знанию, нужно, прежде всего, научить детей жить по-христиански, помочь  нравственному возрастанию, приобщить к делам церковной благотворительности, а этого не сделать без оживления приходской жизни.

3. Управленческая проблема. До сих пор нет единой образовательной программы для епархиальных воскресных школ, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации программы на епархиальном и приходском уровнях.

Отдел религиозного образования должен предоставить воскресным школам единую образовательную программу по предметам с учетом возрастных особенностей учащихся и проводить обучающие семинары и практикумы.

Кемеровская и Новокузнецкая епархия выражает глубокую озабоченность и тревогу по поводу нравственного состояния нашего общества. Мы считаем, что необходимо усиление духовно-нравственного начала в воспитательном процессе, в  образовании, в культуре.   Только этот путь приведет к восстановлению, сохранению, укреплению нравственного здоровья всего народа, а, следовательно,  и  всего населения нашей Кемеровской области. Решение данной задачи находится в ряду важнейших приоритетов региональной политики.

Хочется напомнить, что сильное государство – это, прежде всего, его граждане –  нравственно чистые,  интеллектуально и творчески одаренные, физически и морально крепкие, имеющие устойчивые духовно-нравственные ориентиры. Именно такие граждане способны создать сильную экономику, нравственно крепкую семью, обеспечить надежную социальную защищенность, достойное образование и здравоохранение.

Одной из важнейших задач образования  и воспитания является передача лучшего достояния отечественной духовной культуры подрастающим поколениям. Российская система образования нуждается в восстановлении  преемственности, в возрождении воспитательных функций на основе отечественных традиций. Для духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи необходимо их приобщить к историческому и культурному наследию своего отечества, своего края. В связи с этим необходимо продолжить совместную работу Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской Православной Церкви с Администрацией Кемеровской области, с департаментом образования, а также с другими департаментами и общественными организациями.

В 2003 году Департамент образования Кемеровской области и отдел религиозного образования и катехизации Кемеровской и Новокузнецкой епархии разработали совместную программу «Формирование единого образовательного пространства на принципах этнокультурного подхода». Суть этой программы заключалась в совместной работе епархии и департамента по созданию единой системы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях различного типа, основанной на принципах православной педагогики и традиционной русской культуры. Решением Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию в рамках работы по данной программе было утверждено в статусе областных экспериментальных площадок 13 коллективов, объединенных общей проблематикой и целью эксперимента – духовно-нравственное воспитание личности на основе лучших традиций отечественной и региональной культуры. Эксперимент завешается в 2007 году. В настоящее время 10 его участников вступили в 3-й этап обобщения опыта и активно проводят духовно-просветительскую деятельность. Трудность его осуществления на втором и третьем этапах состоит в отсутствии научного сопровождения. Эксперимент предполагает наличие научного руководства, проведение мониторинга, обобщение результатов, без которых он несостоятелен. Мужественно преодолевая огромные трудности, опираясь исключительно на свою инициативу, преданность и любовь к своему делу, духовную поддержку и отеческое окормление со стороны священников, часто при отсутствии должного программно-методического обеспечения, участники экспериментальных площадок, осознавая всю ответственность задач, возложенных на них, неустанно и последовательно продолжают вести огромную духовно-просветительскую работу. В рамках программы ведутся курсы: «Основы православной культуры», «Основы православия» (ведутся на всех экспериментальных площадках), «Православное краеведение школа №79, г. Кемерово), «Православный календарь» (МОУ, средняя ООШ №17 во имя свв. Кирилла и Мефодия г. Прокопьевска), «Основы Православия для детей младшего школьного возраста», «Основы православия для педагогов и родителей» (МОУ «Начальная школа-детский сад №62), здесь также работает клуб «Счастливая семья», в МОУ «Средняя ООШ 27» г. Киселевска корректируются учебные программы по предметам:  технология   и музыка  с учетом русской духовной традиции, а также программы общеобразовательных дисциплин: «Филология», «Обществознание», История», «Искусство», открыт театр народного костюма, действует литературная гостиная   «Россия. Родина. Семья». В МОУ «Детский центр творчества» (рабочий поселок Яя) эксперимент ведется по пяти направлениям – социально-педагогическое, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, научно-техническое. Особенностью этого центра является создание и работа музыкальной студии «Лира», где ребята знакомятся с Православным учением через народную песню и духовные песнопения, обрядовую и праздничную культуру православного календаря. В центре также работает театр моды, где воспитанники под руководством педагогов-мастеров высокого класса, создают художественные коллекции народного костюма.

В детском доме №1 (г. Ленинск-Кузнецк) успешно работает своя изостудия. Под руководством   педагогов воспитанники ведут краеведческую поисковую работу, изучают жития святых. В гимназии №44 (г. Новокузнецк) создана «Школа гражданского становления» для старшеклассников, где проходят интегрированные уроки по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов, лекционные часы и часы духовного общения. На базе школы функционируют лектории «Русская духовная культура», лекторий для родителей, паломническая служба. Школьная библиотека стала настоящим центром отечественной и духовной культуры для всей гимназии. МОУ «Студия духовно-эстетического развития «Родник» (Г.Новокузнецк) осуществляет свою деятельность по четырем направлениям: устное народное творчество и православная традиция, с опорой на сказки, хореография, хоровое и сольное пение   для детей, не имеющих музыкального образования, изобразительное искусство. Отрадно отметить, что в школе №79(г. Кемерово), в детском саду комбинированного типа  №168(г. Кемерово), в детском доме №1 (г. Ленинск-Кузнецк) занятия проводятся в домовых храмах.

Ценность проводимой учебно-воспитательной работы во всех упомянутых учреждениях состоит в том, что она основана на принципах православной педагогики.

Весь накопленный в рамках эксперимента опыт свидетельствует о том, что курс «Основы православной культуры» способствует раскрытию богатого духовного потенциала человека, преображает внутренний мир личности. Мы надеемся и твердо верим, что введение этого предмета в качестве регионального компонента в комплекс учебных дисциплин окажет значительное воздействие на оздоровление духовно-нравственной культуры в нашей Кемеровской области. Именно этот предмет способствует формированию в личности таких качеств как патриотизм, готовность служить на благо своего великого отечества, своего народа, человеколюбие, чувство личного достоинства, благородство, которые будут воспитываться замечательными примерами духовных подвигов наших предков.

Далеко не все работники образования являются сторонниками введения этой учебной дисциплины. В качестве альтернативы предлагаются замены курса «Основы православной культуры» более общими курсами   «Религиоведение», «Истории мировых религий». Отвечая на это, Святейший Патриарх сказал: «Речь идет о сугубо информативных знаниях, которые не смогут посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений… Убежден, что такой набор информации не разрешит главной  проблемы: острой нужды в нравственной мотивации поступков». По его словам, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину – мало знать сухие исторические факты. «Для этого нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели… Выступая за введение школьного предмета «Основы православной культуры», который, не устану повторять, является не религиозной, а культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации».

История отечества в Летописях свидетельствует о том, что одним из важнейших деяний святого равноапостольного князя Владимира как просветителя Руси стало устроение не только храмов, но и церковных школ. Сегодня неисчерпаемый духовный и нравственный потенциал Русской Православной Церкви и ее многовековые традиции как никогда востребованы обществом. Церковь  возвещает  всем, что без внимания к духовным основам жизни, без Бога, без исполнения его заповедей никакое внешнее благополучие, никакие знания и новейшие технологии не могут дать человеку полноты и истинной гармонии бытия.

Следуя этой традиции, целый ряд областей России принимает решение с нового учебного года ввести в сетку школьной программы в качестве обязательного или факультативного курс «Основы православной культуры».

В Белгородской области «Основы православной культуры» преподаются как обязательный предмет с 1-о по 11 классы по решению областной Думы и с согласия родителей и школьников. Программа курса была разработана на теологическом факультете Белгородского университета.

В Калужской области новая дисциплина будет преподаваться с 5-го по 11-й класс один раз в неделю на обязательной основе, в Брянской области – с 1-го по 4-й класс как обязательный предмет, а в средней и старшей ступенях как факультатив. На приобретение учебников из резервного фонда администрации Брянской области выделен 1 млн. рублей.

В Смоленской области «Основы православной культуры» сегодня изучают 16 тыс. школьников в 450 государственных школах под руководством 500 обученных педагогов, преподавание данного курса здесь носит обязательный характер уже  5 лет.

В Рязанской области курс «Основы православной культуры» начал преподаваться факультативно в 194  образовательных учреждениях (по сравнению с 60 – в прошлом году). С этой осени данная дисциплина появилась в ряде школ Орловской области.

В Тверской области «Основы православной культуры»   включены в качестве обязательного компонента в школьную программу с 1 января 2007 года на основании рекомендации областного экономического совета по поддержке Русской Православной Церкви, обещавшего   оказать финансовую помощь для введения этой дисциплины в школах области.

В Московской области курс «Основы православной культуры» преподается на факультативной основе в течение уже шести лет, и за этот срок, по словам  областного министра образования Лидии Антоновой,  в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».

В Курской области Основы православной культуры преподаются факультативно с 2003 года, в настоящее время  областной Издательский Совет разрабатывает проект учебника для школьников.

В феврале этого года Совет ректоров Самарской области рекомендовал расширить преподавание курса «Основы православной культуры» в образовательных учреждениях региона, в настоящее время осуществляемое на факультативной основе.

В феврале 2006 года проект факультативного преподавания курса ОПК с 5 по 9-й класс был одобрен Законодательным собранием Владимирской области.

В школах Мордовии факультатив ОПК в 7-11 классах появился с первого сентября 2006 года. Методическое пособие для преподавания курса было разработано Историко-социологическим институтом совместно с Саранской епархией. Темой первого урока стало тысячелетие мордовского народа в составе Руси.

Факультативное преподавание Основ православной культуры ведется также в Новгородской, Свердловской, Архангельской областях.

Курский губернатор дал высокую оценку преподаванию ОПК в своем регионе, опираясь на мнение самих учащихся и их родителей. Он сказал: «Особенно важно, что сами учащиеся и их родители отмечают значимость этого курса в школьной программе. 96 % опрошенных родителей считают этот курс необходимым, 865 учащихся выступают за то, чтобы этот курс преподавался постоянно. А это значит, что мы идем правильным путем»

Образование не может выпускать из виду главные вопросы, которые задает себе каждый человек, и которые определяют его жизнь. Что такое человек? Зачем он живет? Нравственные болезни века отрицательно влияют на нашу жизнь. Но самые серьезные осложнения они дают в сфере образования. И   здесь средняя и высшая школа могут и должны действовать совместно с Русской Православной Церковью, влияя на семью, организуя досуг молодежи, объединяя подростков и юношей для совершения добрых дел. Особую роль в этом процессе играет практика организации в учебных заведениях занятий по изучению «Основ православной культуры». Именно здесь церковь может активно содействовать школе в ее воспитательной миссии. Свет веры и свет знания должны восполнять друг друга на благо возрастания молодого поколенья на началах любви и добра.

В соответствии с принятой в июле Московской Духовной академией комплексной общецерковной программой преподавания Основ православной культуры  к 2010 году предполагается подготовить более 10 тысяч специалистов по данному предмету из числа учащихся духовных школ и светских педагогов.

Нам бы хотелось не отставать в этом общероссийском движении, руководимом Российской Православной Церковью в союзе с педагогами.

Мы понимаем, что во всех учебных заведениях области ввести этот предмет невозможно по объективным причинам – не хватает квалифицированных кадров. В решении этой проблемы нам нужна поддержка Администрации Кемеровской Области для обеспечения научно-методического руководства духовно-религиозным образованием, для развития системы  этого образования в нашей области.

Мы глубоко убеждены, что  духовное обновление нашей образовательно-воспитательной системы  возможно только  совместными усилиями Государства и Церкви.

Школа должна стать нравственным оплотом, школой жизни будущего поколения, готового стоить и обогащать духовную и материальную культуру нашего отечества.

Сегодня мы обращаемся с высокой трибуны к тем, кто не равнодушен к процессу духовного возрождения нашего общества и надеемся, что наша позиция найдет отклик в сердцах таких людей.

В  наше противоречивое время на школу и учителя ложится особая ответственность. Если предпочтение будет отдаваться только образовательному процессу, а воспитанием будет заниматься улица, криминальная среда или гуру тоталитарных сект, то мы создадим совершенно нежизнеспособную цивилизацию, которая будет взорвана под напором греха и его вседозволенности.

Школа не должна допустить, чтобы ее учащиеся потеряли границы дозволенного и недозволенного; школа должна стать нравственной опорой общества, будущее которого мы ассоциируем с идущими нам на смену молодыми поколениями.

В этот день я искренне желаю вам неоскудевающей помощи Божией в вашем многотрудном служении на ниве образования и воспитания. Желаю, чтобы вами взращивались в сердцах учеников самые добрые и самые глубокие чувства к Кузбассу, его славным героям и истории, исконным традициям. Чтобы все полученные знания и весь свой творческий потенциал выпускники направляли только на благоденствие и процветание нашего богоспасаемого Отечества. Русский философ Г. Федоров убедительно говорил: «У каждого народа есть Родина, но только у нас — Россия!».

Желаю каждому из Вас благополучия, любви друг к другу, духа взаимопонимания и терпимости, мира душевного и неоскудевающей радости от признательности ваших учеников!

Божие благословение да сопутствует вашим трудам!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter