Послание в связи с принесением в Кузбасскую митрополию ковчега с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси

Возлюбленные о Господе боголюбивые архипастыри и пастыри, иноки и инокини и все верные чада Русской Православной Церкви в Кузбассе!

Сегодня в пределах Кузбасской митрополии мы с Вами торжественно встречаем Великую святыню – ковчег с моногоцелебными мощами святого равноапостольного князя Владимира. В 2015 году вся полнота Русской Православной Церкви отмечает особый юбилей – 1000-летие со дня блаженной кончины Крестителя Руси. Под мудрым водительством Священноначалия нашей Церкви во главе с Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом – организованна масштабная акция по посещению святыней абсолютного большинства регионов Российской Федерации, где православные верующие новообразованных митрополий и епархий имеют возможность в юбилейный год совершить сугубую молитву святому князю и приложиться к мощам дивного угодника Божьего.

Святой князь Владимир занимает особое место в истории нашего Отечества, его жизненный путь совершенно уникален и мне хотелось бы в этот день ещё раз кратко обратить мысленный взор каждого из Вас на житие Крестителя Руси.

Князь Владимир был внуком святой равноапостольной Ольги, сыном князя Святослава. Родитель будущего Просветителя Руси, будучи язычником, неоднократно осуществлял военные походы на соседствующие племена. В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде — Владимир.

Что можно сказать о первых годах правления Владимира? Летопись свидетельствует о том, что князь Владимир, как и его отец, проявил себя  яростным и жестоким язычником. Осуществив успешный военный поход против своего родного брата Ярополка, он в 978 году становится князем Киевским, предаваясь при этом бесчинству и распутству. Таким образом, будучи мужественным и успешным воином — нравственный облик князя находился тогда далеко от евангельского совершенства. Совсем скоро в сердце убежденного язычника происходят дивные перемены. Там, где раньше умножался грех, начала преизобиловать Божественная благодать. Этому способствовали и некоторые промыслительные обстоятельства, как в политической, так и личной жизни князя. Междоусобные войны в Византийской империи сподвигли Владимира соучаствовать в военных действиях. За подобную помощь Владимир просит у правителя Византии — руки императорской сестры Анны. Для того чтобы осуществить свой замысел и сочетаться Браком князь должен был всерьез задуматься о принятии Таинства крещения, поскольку избранница Владимира была православной христианкой. К этому времени постепенно в душе князя стали происходить перемены, те невещественные семена веры, которые бережно влагались его сродницей – равноапостольной княгиней Ольгой, стали все более и более прорастать в душе Владимира, и не без испытаний, но совершенно осознанно привели равноапостольного князя к купели Крещения. Житие повествует, что в момент духовного рождения Владимир избавился от слепоты, которая постигла его незадолго до мировоззренческого самоопределения. С тех пор христианский правитель прозрел и вещенственными и духовными очами, он кардинально изменил свою жизнь. Уничтожив языческие капища, князь с болью в сердце вспоминал о тех казнях христиан, которые приводились к исполнению по его приказу. В 988 году в водах Днепра совершилось знаменательное событие Крещение Руси, которое предопределило цивилизационный выбор наших предков и последующий вектор развития русской государственности. В исторических хрониках говориться, что «в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом». В память священного события, обновления Руси водою и Духом, установился в Русской Церкви обычай ежегодного крестного хода «на воду»          1 августа, соединившийся впоследствии с празднеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, общим с Греческой Церковью, и русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (установленным святым Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом соединении праздников нашло точное выражение русское Богословское сознание, для которого неразрывны Крещение и Крест.

В городах русских по повелению святого Владимира и его продолжателей начали строить благолепные православные храмы, открывать школы, осуществлять миссионерские труды и многие иные преобразования, которые, несомненно, наполнили жизнь славян новым и глубоким смыслом. Об этих событиях повествует автор книги «Слова о законе и благодати», святитель Иларион, митрополит Киевский.

Равноапостольный Владимир построил в Киеве храм в честь своего небесного покровителя святого Василия Великого на холме, где прежде находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников, определив десятую часть своих доходов на содержание этого храма.

В то же время  доброй традицией князя стала практика организации благотворительных обедов для нуждающихся. Так по воскресеньям и большим церковным праздникам после Литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, церковные хоры пели былины и духовные стихи. Можно сказать, что правителем были брошены все силы для просвещения народа светом евангельской истины.

Несомненно, дорогие братья и сестры, эпоха святого Владимира была ключевым периодом перезагрузки, как для государственного устройства, так и для жизни Церковной в пределах Святой Руси.

За кардинальные изменения устремлений князя, его добрые дела и многочисленные духовные и ратные подвиги — святого равноапостольного Владимира народ назвал Красным Солнышком.

Блаженная кончина угодника Божьего последовала 15 июля 1015 года. Погребен святой был в созданном Десятинном храме. После преставления князя Владимира началось его всенародное почитание. Нередко современники сравнивали его с равноапостольным Константином и даже с апостолами, ведь святой действительно подъял огромный труд по равноапостольному служению.

Общецерковное празднование князя Владимира было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

В дни пребывания ковчега с частицей мощей равноапостольного князя, дорогие братья и сестры, мы имеем возможность вознести нашу молитву о стране нашей, народе нашем, правителях, родных, близких и дальних, о нашем Кузнецком крае и тружениках шахтерской отрасли. Мы верим в то, что этот святой, направивший наших предков к прославлению истинного Бога, сможет помочь в нашем добром христианском уповании. Всматриваясь в образ Крестителя Руси и, вдохновляясь его внутренней переменой, будем полагать посильные труды к тому, чтобы и нам с Вами соответствовать высокому призванию, преодолевая греховные немощи и страсти. И тогда, меняясь сами, мы сможем способствовать добрым переменам тех людей, которые может быть, никогда не задумывались прежде о спасении. Именно таким путем следовал святой Владимир. Молитвенным предстательством Крестителя Руси, да поможет и нам Господь быть членами Церкви, через которых прославляется  Солнце Правды – Христос Бог наш, Аминь!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter