Доклад на встрече с депутатами Совета народных депутатов Кемеровской области

Уважаемые депутаты!

Нам видится важным обсудить вопросы сотрудничества областного парламента и епархии. Перед Церковью и обществом стоит много задач, требующих совместного решения. Наиболее актуальные следующие: воспитание молодежи, демография и аборты, храмостроительство, проблемы экологии.

Важно совместно, в единстве служить региону и делать доброе и Божие дело в нашем крае. Как Правящий архиерей и глава Кузбасской митрополии мы стремимся формулировать мысли десятков тысяч людей, которые обращаются с просьбами, и доносить их до власти, до общества. В общем, есть много задач, которые надо решать совместно с властью. Надеюсь на поддержку депутатов, потому что все Вы — представители народа.

Наша нынешняя встреча проходит в юбилейный год церковно-государственных празднований, приуроченных к 1000-летию преставления ко Господу равноапостольного князя.

Вспоминая равноапостольного князя, мы обращаем наш мысленный взор к ключевому событию, связанному с его именем. Принятие христианства князем Владимиром и последующее распространение православной веры в народе навсегда изменило не только духовно-нравственный облик самого князя и его соплеменников, оно во многом определило историческую судьбу Руси, создав из конгломерата племенных союзов единое и сильное государство, из жестоких и необузданных язычников — народ, ищущий Бога и Его правды.

Святой князь Владимир не случайно именуется Церковью равноапостольным. Он принял святую православную веру и, словно бесценный дар, преподнес ее своему народу.

Каждый человек определяет для себя, где он находится и что поддерживает. Ценностный выбор Руси, крестившейся при Великом и равноапостольном князе Владимире, был выбором Божественной правды. И, несмотря на то, что в реальной жизни эта Правда омрачалась многими грехами, она оставалась идеалом, к которому стремились, национальной ценностной доминантой, выраженной словами «Святая Русь».

Цивилизационный выбор совершается и ныне. И дай Бог, чтобы, заглядывая в прошлое, мы извлекали правильные уроки для нашего настоящего и будущего. Важно хорошо знать в чем заключается суть главного Российской истории, истоки которой и ее будущее было в цивилизационном выборе князя Владимира. Считаем полезным сегодня и здесь вкратце представить главные моменты исторического развития Отечества.

Мы представим этапы исторического развития РоссииДревняя Русь, связанная с Византией; Российская империя; революция; Советский Союз; новая Россия — и зададим себе простой вопрос: а можно ли в каждом из этих исторических этапов выявить принципиально важное, что отличало ту эпоху, что сохраняет свою непреходящую ценность для современной жизни? И отвечаем: да.

Древняя Русь, Святая Русь — доминанта святости и высоты человеческого духа. Мы обозначили эту ценность словом вера.

Российская империя, превратившая небольшую страну в колоссальную мировую империю от океана до океана. И мы нашли слово, которым покрывается эта реальность, — державность.

Затем революция. Возникает вопрос: а что-то хорошее было, или только кровь, только влияние иностранных центров, только навязывание России иного, не свойственного ей в то время образа жизни? Мы ответили: было стремление людей к справедливости. Если бы этого стремления не было, то никакая бы пропаганда не сработала.

А в советское время? Как только начинаем говорить о советском времени — одни идеализируют, другие демонизируют. А было нечто такое, что это время породило и что сегодня мы смело можем принять, включить в свою собственную философию жизни? Было — солидарность. И никогда не надо забывать подвиг нашего народа, и не только военный подвиг. А те самые комсомольцы, которые на целину ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий? Это чувство локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны. Итак, солидарность.

И, наконец, новая Россия. Что только не говорится по поводу новой России. А ведь именно в новой России мы стали делать акцент на правах человека, на правах людей, на человеческом достоинстве, на свободах. Разве можно это игнорировать и сказать, что все плохо? И мы обозначили эту эпоху словом достоинство.

И получилось — вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство. Тенденциям хаоса и конфликта (эти тенденции достаточно очевидны) мы противопоставляем великий религиозно-политический синтез, некий социальный идеал. Сегодня, описывая этот идеал на языке социальной философии, мы называем его «солидарным обществом», где ради достижения общего блага тесно сотрудничают между собой различные этнокультурные, социальные, профессиональные, религиозные и возрастные группы. В таком обществе сотрудничают, а не конфликтуют между собой народ и власть, не конфликтуют этносы и религии, и даже политические партии не конфликтуют.

На примере этих сопоставлений видно, что именно духовно осмысленный, ценностный подход лучше всего помогает понять единство и непрерывность нашей истории. Мы видим, что Россия оставалась Россией во все века, при всех формах правления и всех политических режимах. Дай Бог, чтобы это было всегда.

 

Воспитание молодежи

 Сфера образования и науки — это не только пространство знаний. Это, прежде всего, среда формирования личности, профессионала, гражданина. Особенностью современных развитых стран, к которым относится Россия, является переход к системе непрерывного образования, которое начинается с самого раннего дошкольного возраста и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе образования нравственная составляющая, с нашей церковной точки зрения, не менее важна, чем составляющая интеллектуальная, направленная на приобретение того или иного количества знаний.

На современном периоде, когда идет постоянно информационная война, школы, университеты и другие учебные заведения должны создавать необходимые условия для духовно-нравственного формирования личности, должны воспитывать людей, а не просто давать им некую сумму знаний. Наша задача заключается в том, чтобы воспитать гражданина, который чувствует себя ответственным за себя, за свою семью, за свою страну. И эту огромную задачу мы можем решить только общими усилиями.

Образование соединяет в себе традицию и инновацию. С одной стороны, оно укоренено в опыте прошлых поколений, который находит свое выражение в культуре, в том числе и духовной. С другой — образовательный процесс ориентирован на развитие этого опыта, его постоянное преобразование и пополнение.

Распространение христианской проповеди, образования и культуры содействовало национальному и культурному самоопределению многих народов мира. Церковные школы воспитывали национальных просветителей, историков, писателей, ученых. Вокруг церковных или воскресных школ формировались первые университеты и высшие учебные заведения. (Например, МГУ, МГИМО, МПДА вышли из стен Славяно-Греко-Латинской Академии, основанной братьями-монахами Лихудами).

Христианская культура служила питательной средой для образования и воспитания. Многие теоретики образования черпали в ней вдохновение. Например, Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог XIX века, которого считают основателем современной отечественной педагогики — был глубоко верующим человеком. «Всякое европейское общественное воспитание, — писал он, — если захочет быть народным, то, прежде всего, должно быть христианским, потому что христианство есть один из главнейших элементов образования». Многие исследователи творчества выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко отмечают огромное влияние на него православного христианства.

В наш век связь религиозного основания и культуры размывается, что ведет к ее разрушению. Вслед за разрушением культуры следует утрата общечеловеческих ценностей, потеря традиционных устоев жизни и, как следствие и итог: деградация, распад человеческой личности.

Русская Православная Церковь выступает сегодня за сохранение культурной традиции как связующего звена между современным человеком и славной историей нашего Отечества. Совместными усилиями возможно помочь подрастающему поколению сохранить духовную целостность и защититься от дегуманизации общества.

Мы глубоко убеждены в том, что преподавание Основ православной культуры исключительно важно, особенно для России? Потому что одним из очень чувствительных вопросов является вопрос межэтнических и межрелигиозных отношений. Как можно воспитать доброе отношение к мусульманину со стороны православного? На основании христианской традиции, на основании того, чему учили Христос, святые апостолы, учителя Церкви, святые отцы, на основании того предания, той традиции, которую Церковь несет в себе. Тогда доброе отношение верующего православного человека к мусульманину, иудею или буддисту, представителю какой-то другой религии опирается на очень мощную систему аргументации, которая входит в его мировоззрение.

Добрым можно быть, только если доброта в сердце; а любовь и доброта — это и есть параметры человеческого счастья. Они формируют крепкие семьи, добрые отношения между родителями и детьми; они формируют тот благодатный мир, в котором личность может воспитываться без всякого риска попасть в рабство ложным и опасным идеям. И мы глубоко убеждены в том, что воспитание нашей молодежи в Православии есть ее путь к счастью. Потому что крепкие нравственные устои формируют такие великие сильные чувства, как любовь и доброта, или, по крайней мере, поддерживают эти чувства и не дают им разрушиться.

Существует проблема в деле воспитания детей в традиционных православных ценностях— это финансирование православных школ и гимназий. Здесь проблема заключается в том, что всё это финансируется по остаточному принципу, и получается, что люди в каком-то смысле дискриминируются по религиозному принципу. Желают отец или мать отдать ребенка в православную школу, но если нет какого-то богатого спонсора, они обрекают этого ребенка на ущемленное, ограниченное образование, потому что не хватает средств, чтобы на высоком уровне осуществлять работу этих школ. А ведь в них учатся российские граждане, и, может быть, следует подумать о том, чтобы эти школы, по крайней мере, в рамках государственного образовательного компонента финансировались так же, как и любая другая школа, потому что они выдают аттестаты государственного образца. Директор школы, в которой обеспечивается финансирование лишь одного из модулей, а остальное он должен сам где-то искать, заведомо подталкивается к тому, чтобы не исполнять Закон. Он сделает все, чтобы в школе преподавался только один (финансируемый) модуль в нарушении всех правил и принципов. Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста. Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Участниками образовательного процесса являются миллионы людей, многие социальные и властные институты.

Образование — важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей. Конечно, центральным вопросом в этом блоке является преподавание Основ православной культуры в средней школе. Хочу поделиться с вами некоторыми статистическими данными. Общее количество школ, в которых преподается Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ), — 10 тысяч, в них различные модули этого курса преподают около 15 тысяч учителей. Можно говорить о некоторых существенных тенденциях, выявившихся на начальной фазе. Хотел бы в этом разговоре опереться на данные социологического исследования, проведенного в октябре 2010 г. по заказу Общественной палаты Российской Федерации.

Итак, абсолютное большинство (78%) родителей, чьи дети участвуют в эксперименте по изучению ОРКиСЭ, относятся к преподаванию религиозных культур в школе положительно. 28% родителей полагают, что их ребенок вследствие изучения курса изменился в лучшую сторону, например, стал добрее и терпимей. Почти никто из участников опроса не заявил, что введение преподавания религиозных культур разобщает детей. Напротив, около 20% родителей считают, что класс, где занимается их ребенок, стал более дружным. 41% участников опроса полагают, что их дети теперь лучше поймут представителей других религий, а примерно столько же респондентов высказали пожелание, чтобы ребята после прохождения ОРКиСЭ больше интересовались религией.

В связи с этим хотел бы ответить на некоторые критические заявления о принципиальной якобы невозможности преподавания религиозных культур в светской школе.

Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди — такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года, основополагающий документ в области охраны прав личности, утверждает право родителей на выбор типа образования своих детей (26.3). Декларация прав ребенка 1959 года настаивает на предоставлении образования, соответствующего культурному развитию детей и содействующего развитию «способностей и личного суждения». Наиболее значимый после Всеобщей декларации механизм, регламентирующий поведение государств по защите прав человека, — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года — требует предоставлять родителям и законным представителям детей возможность обеспечивать последним религиозное и нравственное воспитание. Хотел бы напомнить и о том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», частью которой является ОПК. Так что основы православной культуры в школе — это законно и, как свидетельствуют социологические опросы, приемлемо для общества.

 

(О мерах профилактики экстремистских и псевдорелигиозных взглядов).

В настоящее время серьезной проблемой для общественной жизни является распространение псевдорелигиозных и экстремистских настроений. Подобные тревожные тенденции наблюдаются и в среде молодежи. 16.09.2015 г. сотрудник Кемеровского епархиального управления принял участие в онлайн-совещании членов Общественной палаты РФ с региональными одноименными площадками. Тема обсуждений: «Противодействие вербовщикам «Исламского государства» на территории Российской Федерации». Согласно предоставленным сведениям — из числа граждан нашей страны более 2000 человек осуществляет военные действия на стороне так называемого «Исламского государства». Как правило, вербовка людей происходит через социальные сети. Средний возраст россиян, привлеченных на сторону террористической организации, составляет 23 года. Таким образом, студенческая молодежь стоит в группе риска по возможному их привлечению в число новых сторонников ИГИЛ, либо иные террористические группировки.

Неслучайно, как известно, сейчас на самом высоком церковно-государственном уровне обсуждаются вопросы по противодействию террористическим угрозам, и проводится соответствующая масштабная работа.

В качестве профилактических мер считаю, что важно обратить внимание на следующее:

  • Необходимо продолжить конструктивное сотрудничество в рамках соглашения между Кемеровской епархией Русской Православной Церкви и высшими образовательными учреждениями области — по улучшению духовно-нравственного климата среди студенчества, что позволит минимизировать распространение искаженных и ложных философских, а также религиозных взглядов.
  • Аналогичную вдумчивую работу важно инициировать и в среднем образовательном звене (преподавание основ традиционных религиозных культур).
  • Поддерживать и оказывать помощь по активизации работы в молитвенных комнатах ВУЗа (прикладным элементом может быть организация на базе комнаты совместных с епархией волонтерских групп).
  • Важно в силовых структурах обратить внимание на развитие капелланства.

 

Демография и аборты

Нам в наследие от советского времени осталась до сих пор действующая система, превратившая аборт в бесплатное средство регулирования рождаемости. Эта система разрушила и продолжает разрушать здоровье и счастье многих миллионов женщин. Не следует думать, что Русская Православная Церковь пришла к выводу о вредности аборта, руководствуясь какими-то абстрактными представлениями.

Можно обратиться хотя бы к п. 1 Резолюции ПАСЕ 1607 от 2008 года; характерно, что даже она начинается со слов «аборт ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как средство планирования семьи; абортов насколько это возможно следует избегать».

Принятие и допущение аборта как юридически узаконенной практики — это симптом морального кризиса общества. В стенах Государственной Думы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 2015 г. призвал к решительной борьбе с абортами в нашем Отечестве, в том числе путем выведения абортов из числа статей, подпадающих под медицинское обслуживание за счет налогоплательщиков, а, может быть, и путем полного законодательного запрещения абортов. Как подчеркнул Святейший Патриарх, количество абортов в нашей стране остается угрожающе высоким. Если бы удалось хотя бы в два раза сократить число абортов, это привело бы к мощному демографическому прорыву.

Миссия Церкви — свидетельствовать о том, что покушение на жизнь нерожденных младенцев лишает как мать, так и отца, счастья, радости и семейного благополучия, — подчеркнул представитель Церкви. «Но при этом мы последовательно заявляем, что верующие люди, да и общество в целом, не может финансово соучаствовать в совершении аборта, и это должно найти адекватное отражение в государственных законах», — отметил Патриарх. Именно в этом заключалась позиция Святейшего Патриарха, представленная им в ходе выступления в Государственной Думе. Нам видится, что трезвое благоразумие и голос человеческой совести призывает всех нас как согласиться с этим, так и поддерживать такую позицию.

Некоторые утверждают, что лучше пустить бюджет на аборты, чем тратиться на поддержку бедных матерей, образование и воспитание детей. Наверное, это дешевле, как дешевле убивать, чем содержать инвалидов и умственно неполноценных людей.

Женщина — это хранительница домашнего очага, это определенный центр в жизни семьи. Никто этого не будет оспаривать. Мужчина своим взором обращен вовне, он должен работать, зарабатывать деньги, а женщина всегда обращена вовнутрь, там, где ее дети, ее дом. И если разрушается эта чрезвычайно важная функция женщины, то вслед за этим разрушается все — и семья, и в широком смысле — родина. Недаром мы говорим Родина-мать. Это ведь совершенно неслучайно, потому что женщина — хранительница дома.

На современном этапе женщины являются предметом особого, как нам думается, информационного воздействия. Мы знаем, как действует эта опасная пропаганда ложных ценностей. Навязывается мнение, будто призвание женщины быть матерью унизительно, что есть более высокие и почетные обязанности, что исполнение присущих женщине служений ставит женщину в некое подчиненное положение по отношению к мужчине.

К этому же имеет прямое отношение сокращение рождаемости. Оно происходит не потому что люди не имеют достаточных материальных средств — наши предки были несоизмеримо беднее нас. Сокращение рождаемости происходит от смещения и разрушения ценностей, когда приоритетом становится удовлетворение своих собственных потребностей, свое эгоистическое «я». Вот тогда в расчет идет всё — и деньги, и количество жилплощади, и наличие возможности проводить отпуск там, где хочешь. Нередко именно эти факторы являются определяющими в принятии решения о том, иметь ли большее количество детей.

 

Храмостроительство

Среди обращений от людей часто встречаются просьбы строить храмы. Мы должны жить так, чтобы на этой земле мы могли идти путем созидания и спасения. Люди хотят спасаться, приходить в храмы. Поэтому нашей совместной с властью заботой является строительство этих мест для духовных потребностей жителей, которые и участвуют в выборах органов власти на местах.

Сегодня наступает то время, когда мы особенно сильно должны молиться о народе, об Отечестве нашем, о всей Святой Руси, чтобы молитвой, которая неоднократно избавляла Русь от нашествия иноплеменных, и ныне мир воцарился на земле Святой Руси, и прекратились междоусобные брани и отчуждение одного брата от другого, чтобы навсегда ушли в прошлое та злоба и ненависть, которые способны разрушить самые добрые братские отношения.

Мы видим, какие грозные и опасные знаки являет нам нынешний день. Действительно, совсем рядом, у границ наших, идет война, от результатов которой будет зависеть в том числе и благополучие Святой Руси, и державы Российской. Иногда самые опасные и страшные кровопролития начинались далеко за пределами Родины нашей, а потом получалось так, что на нас ложились тяжелые последствия тех войн. Достаточно вспомнить все то, что произошло в XX веке. Вот почему и сегодняшняя война, которая идет за южными пределами России, может превратиться в большую войну, если не будет остановлена сейчас.

Хотелось бы напомнить всем об очень важном. Ведь мы возрождаем Церковь не как часть нашего фольклора, не для того только, чтобы какие-то обряды совершались. Сегодня на Церковь народом возлагается ответственность за поддержание жизнеспособности нашего общества, и вот в каком смысле. Отсутствие нравственного начала в жизни общества — это признак его нежизнеспособности. Никакие законы не будут выполняться, ни с каким криминалом нам не справиться, никакую коррупцию не победить, если сам человек не начнет ответственно регулировать свое поведение. Для того чтобы человек был способен настраивать себя на жизнеспособный стиль общения с другими людьми, у него должны быть четкие, ясные нравственные приоритеты и совершенно конкретная система ценностей. Собственно говоря, так и воспитывался наш народ, и это воспитание заложило такие замечательные качества, как патриотизм и жертвенность.

Без этой жертвенности не выиграли бы Великой Отечественной войны. Без способности разделять свои ресурсы с другими и солидарно участвовать в решении общих задач нам не решить многие вопросы, которые сегодня стоят перед страной, — потому что невозможно перевести все на рыночные принципы. Есть то, что никакими деньгами не измеряется, — и здоровье, и благополучие, и сама жизнь. Задача Церкви заключается в том, чтобы поддерживать в людях это нравственное начало; а там, где оно угасло или угасает, всячески содействовать его возрождению.

Мы благодарны Губернатору А.Г. Тулееву за поддержку обращения православных людей Кузбасса, Кемеровской епархии по храмостроительству в новых спальных городских районах, где каждый храм должен стать центром — культурным, образовательным, досуговым; особенно это касается работы с молодежью.

Иногда можно слышать от людей нецерковных, что Церковь у нас отделена от государства и пусть она сама решает свои вопросы. В вопросах церковной жизни и управления это так и есть, потому что в этом и сущность данного закона. Однако православные христиане являются гражданами нашей страны, они, следовательно, представляют неотъемлемую часть и государственной власти, которая главной целью в нашей стране имеет – служение своему народу. Если подавляющее большинство граждан являются православными христианами, они законопослушно платят и все налоги, поэтому логично и в соответствии с Конституцией РФ, определяющей свободу вероисповедания, имеют полное право на содействие законодательной и исполнительной власти в реализации своих конституционных прав и свобод.

Нам видится, что Нам с Вами не может быть безразличным духовные потребности соотечественников. Мы уверенны, что важным является то, что происходит в душах человеческих, какое у них внутреннее духовное состояние, что исходит из сердца.

Мне хотелось сказать особенно о том, прежде всего, почему храмы имеют важное положительное значение и стабилизируют обстановку в обществе. Для страны в целом, для любого региона, политической партии самым первым пунктом в любой Программе является стабильность в обществе, согласие и взаимопонимание среди людей. Мы намеренно подчеркиваем, что не отсутствие проблем в общественной или частной жизни региона, а именно стабильность жизни. Проблемы всегда были и никогда не уйдут из человеческой жизни, поэтому их не следует бояться, потому что они даже помогают мудрому руководителю правильно держать курс в своем служении, чтобы решать всегда именно реальные человеческие трудности. До революции в России, как свидетельствует история и факты, например, в Москве было «сорок сороков», то есть более 1500 храмов, а населения намного меньше чем сегодняшний 15 млн. мегаполис. Храмы стояли по всей территории столицы, находились в шаговой доступности от жителей. Когда случалось у человека ЧП (горе, пожар, стихийное бедствие и т.п.), то он, являясь прихожанином определенного храма-прихода сразу и первоначально приходил именно в церковь с этой возникшей проблемой. Община никогда не оставляла своего прихожанина без внимания и необходимой реальной помощи. В случае необходимости настоятель обращался к архиерею, а тот в свою очередь к градоначальнику, перед которым слова архипастыря имели огромный вес и значение. Таким образом, напряженность и проблемы многих людей в текущей жизни рассредоточивались по приходам, на которых помощь оказывалась уже адресно и по существу. После революции, затем в годы репрессий, позже при Хрущеве храмы стали уничтожать, взрывать и не разрешать строить. К чему это привело? К социально напряженной ситуации в городах, регионах и целой стране! Людям некуда стало идти со своей конкретной человеческой болью, несчастьем или трагедией. Наши граждане стали поэтому выходить на площади, строить баррикады, устраивать демонстрации. Причем большинство их выступлений носило совершенно оправданный человеческий характер. Но на площадях начинали кипеть человеческие страсти, которыми стали умело пользоваться определенные лица для достижения своих политических, корыстных или других целей. Не любовью к ближнему, как верующего человека призывает Евангелие в храме, решать испытание или скорбь в лице своего знакомого прихожанина, а силой, оружием, злобой человеческой, потому что на баррикадах нет проповеди слова Божьего, но взрываются человеческие страсти! Этот важный вывод из истории Российской страны убедительно свидетельствует о том, что храмы играли огромную роль в стабилизации общества и консолидировали граждан перед лицом беды или войны, никогда не разрушали ткань человеческих взаимоотношений!

Факт: в Санкт-Петербурге при Мариинском дворце заксобрания есть свой храм в честь святителя Николая Чудотворца.

 

Экологическая проблема Кузбасса

Экологическая озабоченность вызвана тревожными сигналами, которые в последнее время все настойчивее подает природная среда окружающего нас мира. Природа бьет тревогу и все решительнее напоминает человеку, что с ней нельзя общаться, руководствуясь только потребительскими принципами. В наши дни, когда окружающая среда меняется буквально у нас на глазах, когда акты человеческой деятельности по своим результатам становятся сопоставимыми с грандиозными природными процессами, мир природы со всей настоятельностью требует, чтобы человеческая деятельность не вступала в конфликт с окружающей средой.

Отношение людей к окружающей среде имеет исключительную важность. Прежде всего, потому, что оно определяет их отношение к человеку будущего. Жизнь грядущих поколений во многом зависит от нас, от нашей деятельности. И тот след, который мы оставим в природе, будет ли он созидательным или разрушительным, окажет свое влияние и на наших потомков.

В наши дни окружающий мир вновь напоминает людям Земли о себе, о своем болезненном, кризисном состоянии. Однако напоминает совсем не для того, чтобы, как считают некоторые, люди отказались от всякого на него воздействия. Человек призван к творческому труду, к преобразованию, к созиданию. Окружающая среда страдает не от того, что человек воздействует на нее, а от того, что такое воздействие нередко бывает неправильным. Ошибки подобного рода имели место всегда, только раньше, когда человеческая деятельность не была столь грандиозной, как в наше время, они были малозаметны.

Причину возникновения экологического кризиса нельзя усматривать и в усилении технической власти человека. Нередко считают, что техника враждебна природе, что она вступает с нею в конфликт и что все те бедствия и нестроения, которые испытывает и переживает окружающая среда, пришли вместе с техникой. У кормила техники стоит человек, и только от него зависит, служат ли технические достижения преобразованию природы или же ее разрушению. Техника не несет ответственности, если она используется неправильно, в ущерб природе. Такая ответственность целиком ложится исключительно на человека. Вот почему важны те принципы, которыми руководствуется человек, входя в общение с природой. Если они добрые, нравственные, основанные на отеческом, сознательном отношении к природе, то человек никогда не будет враждебен природе и никогда не принесет ей вреда. Наоборот, если человек руководствуется корыстными, эгоистическими побуждениями и сознательно вступает в конфликт с природой, заранее предвидя тот ущерб, который будет им нанесен окружающей среде, то ни о какой гармонии между человеком и природой не может быть и речи. Сами же действия такого рода не могут быть названы иначе, как преступные.

Строительство в нашей стране и Кузбассе созидательной и достойной человека жизни немыслимо без заботы о природе. Такая забота должна стать нормой гражданского поведения нашего соотечественника, безгранично любящего свою Отчизну, ее природные богатства, неповторимую красоту ее необозримых просторов.

Русская Православная Церковь, учитывая важность и актуальность разрешения проблем экологии, приняла в 2013 году специальный документ с названием «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» [Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. Смотри: http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html]. В нем отмечено, что «истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф, спровоцированных человеческой деятельностью”.

Для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы экологической этики в светские программы образования и воспитания, содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших духовных учебных заведений.

Сегодня далеко непраздным вопросом является объединение усилий всех институтов гражданского общества по совместной работе в стремлении улучшить экологическую ситуацию в нашем регионе. Для информации хотел бы засвидетельствовать о том, что в августе текущего года в Кемеровской епархии при отделе по взаимоотношениям Церкви и общества создана экологическая комиссия, которая может со своей стороны включиться в совместную работу по обозначенному направлению. В настоящее время мы сотрудничаем с городской администрацией областной столицы Кузбасса, нами составлен план мероприятий до окончания календарного года. Некоторые из пунктов данного плана мы уже успешно осуществили (речь идет об уборке городских территорий).

Мне видится, что данную работу можно расширить и в нашем соработничестве. Сотрудники Епархии готовы включиться в работу по:

  • Организации тематических встреч с подрастающим поколением.
  • Организации форумов и круглых столов с участием заинтересованных представителей Администрации области и города, общественных и иных организаций.
  • Работе волонтерских движений с участием соответствующих епархиальных активистов.

Позвольте обратиться к Вам с предложением, что ежегодно перед началом нового учебного года и парламентской работы после летних каникул Нам встречаться и планировать совместную работу, ставить главные цели. Пусть встречи депутатов с правящим архиереем кузбасской митрополии перед началом парламентского года станут традиционными, поскольку на них обсуждаются и решаются важные вопросы жизни города. Для нас, православных людей, важно сохранить для потомков главные духовные ценности и православную веру и Кузбасс как православный регион. Хотя богоборческие времена прошли, все равно идет война между добром и злом, верой и псевдорелигиозностью в ее крайних проявлениях — экстремизме. Только молитвой, добротой, солидарностью можно избежать социальных потрясений. Сегодня, в сложное время, для общества как никогда важны вера, уважение к традициям, духовно-нравственные ценности. Это тот фундамент, на котором во все времена стояла и будет стоять наша Россия. Это то, что объединяет наш народ и делает его непобедимым.

Нам видится полезным и актуальным для социальной стабильности региона совместная работа в информационном поле над тем, чтобы мнения о Русской Православной Церкви, о том, что составляет ее подлинную жизнь, о делах веры и милосердия, адекватно доносилась не только до тех, кто читает православные средства массовой информации, но и до всех жителей города. Церковь не использует таких методов, как черный пиар, не отвечает ударом на удар в информационном пространстве, а рассчитывает на поддержку людей, которые придерживаются традиционных православных ценностей и стремятся проявить солидарность и единство.

Уверен, что священнослужители и представители власти призваны служить народу через служение Богу. У Церкви и священнослужителей одна задача — совершать духовное устроение нашего народа. В России вопрос сохранения веры — это вопрос сохранения государственности.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter