Уважаемые участники Чтений!
Что такое книга, в данной аудитории говорить не приходится. Мы прекрасно знаем, что книгу именуют учебником жизни. По ней человек учится воспринимать мир, она является источником знаний, через нее человек получает массу информации. Сохраняя память о прошлом, книга одновременно способна открывать путь в будущее в силу того, что она являет собой универсальный способ разговора людей сквозь время, с помощью которого последующие поколения получают назидательные уроки прошлого.
Известно, что на заре появления книг, когда их количество исчислялось единицами, а стоимость была предельно высока, фиксировать позволяли себе только самое важное, что не должно быть забыто, и память о чем не должна была кануть в лету. Какая же книга появилась первой? О чем говорили десятки первых книг, появившихся в мире? Конечно, о самом ценном – о Боге и духовном мире. Одной из наиболее древних книг является книга Бытия, написанная 3,5 тыс. лет назад пророком Моисеем для сохранения веры иудейского народа. В ней говорится о творении мира и человека, история первых людей, об отношении человека и Бога. У других народов того времени были свои книги, и они также были посвящены религиозной тематике.
Цивилизационное развитие народов всегда связано с развитием книжного дела. В данном вопросе и Россия не стала исключением. Если мы обратимся к истории нашего Отечества, то увидим, что вся литература у нас имела исключительно просветительский характер. Первая библиотека, созданная указом Ярослава Мудрого, содержала в основном писания отцов Церкви и имела целью нравственное совершенствование людей. Собственно говоря, образование на Руси всегда было теснейшим образом связанно с духовностью. Так в древности во всех городах на Руси библиотеки были не где-то на краю города, а в его центре – при городских соборах. Первые школы открывались при монастырях. Первое высшее учебное заведение – Славяно-Греко-Латинская Академия, имевшая серьезнейшую библиотеку, была открыта при Заиконоспасском монастыре. Преподавали были люди преимущественно духовного сословия: священнослужители и монахи, а первой печатной книгой стал богослужебный Апостол.
Благодаря книгопечатанию нравственная назидательная литература стала широко распространяться среди народа. Это один из важнейших моментов в истории Руси, ибо именно литература определила характер развития целой нации на столетия вперёд.
Появление книгопечатания в нашей стране являет ярчайший пример практической пользы духовной литературы. Православная книга постепенно становилась массовой. Более широкие круги населения Руси получили возможность приобщиться к духовному наследию Православия. Опыт и мудрость, накопившиеся за многие века, стали способствовать просвещению народа.
Рост национального могущества и культурное развитие русского общества находятся в непосредственной зависимости от духовного созревания и нравственного уровня населения. Расцвет науки и культуры, воинская доблесть и честь, укрепление государственности и мировая слава нации – вот те самые плоды, которые стали результатом развития православного книгопечатания на Руси.
Духовно-нравственная литература учит с самого детства добру, милосердию, состраданию, воспитывает в молодом человеке любовь к Отечеству и родному очагу и всем главным христианским добродетелям. Она учит видеть в ближнем Личность, позволяет увидеть мир во всем его многообразии и понять смысл жизни. С распространением книг у нашего народа появилось больше возможностей для просвещения.
Невольно возникают вопросы: смогли бы мы научиться читать, если бы в детстве нам не дали книгу? Исторически значение книги традиционно было высоко. В наше время это особенно актуально. Для того чтобы это понять, достаточно ответить на простой вопрос: что нам с вами дает книга? Ответ очень прост – всё! Мы учимся читать и писать именно по книге. Получаем ответы на первые вопросы в жизни, открываем мир посредством книги, наше обучение, получение образования – всё зиждется на книге. Опыт и мудрость веков передается именно через книгу. Не будь в России традиции воспитания на духовной литературе, повествующей о Боге и раскрывающей основы нравственности, не было бы национальной культуры чтения, имели бы мы тогда произведения таких гениев мысли, как Достоевский, Пушкин, Карамзин, святители Филарет, Феофан и Игнатий? Думаю, что ничего подобного не было бы в литературном наследии России.
Чем больше мудрости содержит книга, чем шире ее мировоззренческие горизонты и чем глубже спектр ответов, тем ценнее она, тем чаще люди к ней обращаются. Известно, что наиболее тиражируемой книгой во все времена неизменно оставалась Библия, по праву считающаяся Книгой книг. Однако какой процент людей читает её регулярно? Если бы мы знали, что имеем некую волшебную шкатулочку, способную ежедневно давать какое-либо богатство и не оскудевать. Как часто мы обращались бы к ней? Думаю, ежедневно.
Скажу вам: такой ценностью для человека является Библия. В ней содержатся сокровища духовной мудрости, ответы на вопросы мироздания и бытия. Библия наглядно показывает историю человечества от сотворения мира до кончины времен. А главное путь спасения человека.
Чем больше развивается современная наука, тем больше приходит она к пониманию строк Библии. Да, именно наука приходит к пониманию Библии, а не наоборот. Для наглядности приведу пару простейших примеров.
С чего начинается Евангелие от Иоанна Богослова? «В начале было Слово… Всё через Него начало быть.., что начало быть» (Ин. 1, 1,3). В книги Бытия говорится: «Сказал Бог… и стало так» (Быт 1, 6). А что такое слово, звук? Это движение волн, это энергия. В каком веке наукой было открыто, что энергия является первичной по отношению к материи? В XX-м, а когда об этом сказано в Библии?
В наше время виднейшие ученые умы направлены в сторону Швейцарии, в сторону Большого Адронного коллайдера. Нахождение массы бозона Хигса, с нетерпением ожидаемое всем ученым миром, лишь наглядно покажет возможность перехода энергии в массу. Именно так пророк Моисей описывает творение Мира из ничего: «сказал Бог… и стало».
Говоря о мудрости, запечатленной в Библии, мне вспоминается одна интересная история. Однажды в университете профессор задал своим студентам такой вопрос.
Все, что существует, создано Богом? Один студент смело ответил: «Да, создано Богом». Профессор спросил, «Если Бог создал все, значит Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, означает, что Бог есть зло«. Профессор в очередной раз смог доказать, что вера в Бога это миф.
Студент сконфузился и замолчал. Другой студент поднял руку и сказал «Могу я задать вам вопрос, профессор? « – «Конечно», ответил профессор. Студент поднялся и спросил «Профессор, холод существует? « – «Конечно, существует!»– «На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить лишь на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фарингейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла».
Студент продолжил. – «Профессор, темнота существует?» Профессор ответил, «Конечно, существует«. Студент ответил, «Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона чтобы разложить солнечный свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Как вы можете узнать насколько темным является какое-либо пространство? Лишь измерив насколько мало в нем света. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света«. В конце концов, молодой человек спросил профессора, – «Сэр, зло существует? » На этот раз неуверенно профессор ответил, «конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла«.
На это студент ответил, –»Зла не существует, сэр, или по крайней мере его не существует для него самого. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод — слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света«. Профессор сел. Имя студента было — Альберт Эйнштейн.
Ценность Библии определяется не столько переплетениями с наукой, сколько возможностью Её практического повседневного применения. Она учит нас, что человек должен делать, спастись. Как должен поступать в отношениях с близкими, с Богом и с самим собой. Но чтобы понять содержимое, её нужно читать с верой в Бога и любовью к Нему.
Литература, как и Церковь, соприкасается с миром. Мне кажется, что отечественной литературе, да и вообще литературе как таковой, свойственно внимание к страждущим, к слабым, к тем, кто нуждается в помощи. И в этом позиция литературы совпадает с позицией Церкви.
Информации о благотворительной, социальной деятельности Церкви не хватает, ведь это не «острая» информация. Прессу больше интересует либо официозная, парадная сторона жизни Церкви — когда появляются материалы, приуроченные к тем или иным церковным праздникам или мероприятиям, — либо какие-то конфликтные ситуации внутри Церкви. Но та работа, которую Церковь ведет, помогая людям — причем речь идет о тысячах, десятках тысяч страждущих, обездоленных, о бездомных детях, о неполных семьях, об одиноких матерях, о преодолении наркомании и алкоголизма, — остается за пределами интереса СМИ, хотя такая деятельность ведется почти при каждом приходе.
Многие батюшки даже не берут со старушек денег за свечки. Где-то священники сами занимаются сельским хозяйством и, по сути дела, их храмы оказываются центром инфраструктуры. Церковь спасает целые сёла и очеловечивает целые пространства. Но об этом тоже ничего не слышно. Зато все чаще звучат разговоры — в том числи в СМИ, — что Церковь занимается бизнесом, что те, кто идут в Церковь, настроены на заработок денег, а Церкви бедной, помогающей бедным как будто вообще нет.
Действительно, есть священники, которые разъезжают на «Мерседесах», но их немного. Большинство священников живут в скромных, а иные — и в почти экстремальных условиях. Но о подвиге и служении этих людей говорится очень мало. Так же как, например, очень мало пишут о благородном труде врачей. Если врач совершит какую-то серьезную ошибку или возьмет взятку, об этом обязательно напишут, а о том, что врачи спасают тысячи людей от смерти и болезней, говорится очень мало. Служение священника сродни служению врача, потому что и тот и другой всегда рядом с людьми, помогая тем, кто остро нуждается в такой помощи.
Нам видится, задача литературы заключается в том, чтобы показывать людям не только окружающий мир, но и определенные пути, выходы из тех трудных ситуаций. У литературы всегда есть нравственная составляющая. Возьмем, например, Набокова. Я считаю его величайшим русским писателем — он владел русским языком, как, может быть, никто другой. Но нравственное начало у него совершенно притупляется и утрачивается. Чему учат его произведения, для меня совершенно непонятно. Для меня важнейшей составляющей частью литературы является ее нравственный аспект.
Всем хорошо известно произведение «Преступление и наказание». Это прекрасный пример литературного произведения, которое, с одной стороны, — как практически все другие произведения Достоевского — говорит о самых темных сторонах человеческой жизни, но, с другой стороны, показывает исход из тьмы к свету. И то, чем заканчивается «Преступление и наказание», когда Раскольников читает вместе с Сонечкой Евангелие от Иоанна, страницы о воскрешении Лазаря, — это, конечно, и есть тот свет в конце тоннеля, который полезно видеть в той или иной форме в каждом литературном произведении.
В то же время литературное произведение не должно превращаться в нравоучение. Есть пример другого великого русского писателя, который был по-настоящему велик в своих литературных трудах, но когда он вместо романов стал писать нравоучительные книжки для крестьян, то дело закончилось конфликтом с Церковью. Это Лев Толстой.
Мы хотим живой литературы, искренней, интересной, яркой. Но при этом хочется, чтобы книги не только отражали мрачную действительность окружающего мира, но и помогали человеку найти путь к свету.
Сегодня перед писательской организацией нашей страны стоит весьма важная задача — сохранить литературное слово, наш богатый родной язык. Не менее важно для писателей, наделенных даром Божиим и возможностью обращаться к широкому кругу читателей, осознавать свою личную ответственность за каждое произнесенное или написанное слово, ибо «порочное соединение с искусством в слове производит гораздо худшие беды, чем необразованность». Это предупреждение святителя Иоанна Златоуста особенно актуально в наше время — время массовой культуры, пропаганды культа жестокости и насилия, нравственного релятивизма.
Мы с удовлетворением отмечаем, что искусственно воздвигнутое в прошлом столетии средостение между писателями и Русской Православной Церковью ныне упразднено. Сегодня мы вместе трудимся над созиданием душ человеческих, искалеченных атеистическим воспитанием, поиском мнимых ценностей и ложных богов.
Выражая надежду на дальнейшее развитие плодотворного соработничества, желаю всем писателям крепости духовных и телесных сил, вдохновения и помощи Божией в исполнении высокой миссии — «глаголом жечь сердца людей».
Благодарим Вас за внимание!