Обращение к кузбассовцам, посвященное отношению Русской Православной Церкви к угрозе терроризма и путям преодоления этой глобальной проблемы

Дорогие братья и сестры, дорогие друзья!

В настоящее время, наверное, самой актуальной темой в СМИ и общественном сознании является угроза терроризма и борьба с этим страшным злом. Нам представляется важным представить Вам отношение РПЦ к этой глобальной проблеме и путях ее преодоления.

Воздушно-космические силы России вместе со своими союзниками из числа воинов сирийской армии одерживают достаточно серьезные успехи на сирийской земле. Армии Сирийской Арабской Республики и российскому воинству удается уничтожить опорные базы террористов, их вооружение, их командные пункты. И это самым существенным образом меняет ситуацию в зонах противостояния между законной властью и террористами.

Успех Воздушно-космических сил России и сирийской армии очевидны. Победы и достижения, которые не смогла осуществить западная коалиция за многие месяцы действия в Сирии, сегодня достигаются благодаря участию России в этой, по большому счету, миротворческой операции. Чтобы на земле Сирии наступил мир, чтобы люди, которые по-разному смотрят на будущее Сирии и принадлежат к разным этническим, религиозным и идеологическим группам, могли через честный диалог достичь некоего взаимопонимания, очень важно справиться с теми, кто не хочет идти ни на какой диалог, с теми, кто объявляет своими врагами значительную часть мусульман и христиан, многие страны мира, в том числе Россию. С людьми, которые действуют методами террора, запугивания, объявления врагами чуть ли не 80 % всего человечества, нет и не может быть никакого способа договориться. С этими людьми нужно справляться через силовые действия.

И Россия всегда это хорошо понимала, особенно в 1990-е годы и 2000-е годы, когда нашей стране приходилось противостоять международному терроризму на собственной территории. Мы отчетливо помним, как в наших городах и регионах происходили теракты, уносившие жизнь большого количества мирных, невинных людей, в том числе, детей. Мы не забыли, как России бросался наглый вызов со стороны силы, управляемой извне и действовавшей чудовищно зверскими методами. Наша страна поняла, что с терроризмом нужно бороться только самыми решительными силовыми действиями. Этот урок для нас не прошел даром: мы понимаем, что международный терроризм, который влияет на многое происходящее в мире, должен получать достойный, жесткий, решительный ответ.

Сегодня не удастся спрятаться от международного террора за разговорами о том, что нам не нужно участвовать в тех или иных событиях, которые происходят далеко от наших границ. Невозможно сегодня говорить о том, что та или иная сторона, даже такая большая как Россия или иные страны православного мира, окажутся в безопасности, если спрячутся за частоколом государственных границ, экономических или политических моделей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из проповедей сказал важные слова: «Мы видим, какие грозные и опасные знаки являет нам нынешний день. Действительно, совсем рядом, у границ наших, идет война, от результатов которой будет зависеть в том числе и благополучие Святой Руси, и державы Российской. Иногда самые опасные и страшные кровопролития начинались далеко за пределами Родины нашей, а потом получалось так, что на нас ложились тяжелые последствия тех войн. Достаточно вспомнить все то, что произошло в XX веке. Вот почему и сегодняшняя война, которая идет за южными пределами России, может превратиться в большую войну, если не будет остановлена сейчас».

Россия защищает сегодня мирную жизнь своих граждан, борясь с международным терроризмом. Но участие России в том, что происходит на фронтах борьбы со злом XXI века, не ограничивается только прагматическими соображениями, связанными с защитой собственного населения и собственной территории от террористических действий. В этом противостоянии, в этой борьбе есть глубочайший нравственный смысл.

России объявлена война. Ее объявила нам преступная террористическая группировка, именующая себя «Исламским государством» и прославившаяся чудовищными злодеяниями во всем мире.

Мы должны ясно понимать, что речь не идет о войне одной религиозной конфессии против другой. Само понятие «религиозного терроризма» способно лишь ввести в заблуждение. Не существует никакого религиозного терроризма. Люди, развязавшие эту войну, не заслужили права называться верующими. Они сатанисты, потому что выполняют волю дьявола, неся людям горе, смерть и разрушение. Их проклинают религиозные лидеры всех конфессий и простые люди — верующие и неверующие — по всему миру. И единственный способ справиться с ними — это целенаправленно их уничтожать, истребляя их вместе и по отдельности, ибо каждый из них несет угрозу десяткам, сотням и тысячам жизней.

Борьба в Сирии — это, конечно, не «религиозная война», это не противостояние христиан и мусульман, мусульман-суннитов и мусульман-шиитов, верующих и неверующих. Это в то же время борьба нравственная, связанная с противостоянием абсолютно безнравственному и преступному злу международного террора. И об этом определенно и ясно сказали верующие и неверующие люди в России, православные христиане, мусульмане, последователи других религий.

В борьбе против терроризма должно сплотиться все мировое сообщество. События последних недель продемонстрировали острую необходимость незамедлительного создания реального механизма противодействия терроризму на глобальном уровне. Нужны действия, а не слова. И противоречия между государствами, разногласия по политическим вопросам должны сейчас отступить на второй план.

Вспомним последнюю великую войну. В ней бок о бок сражались граждане Советского Союза, Америки, Великобритании и Франции. Разве не было между странами антигитлеровской коалиции серьезных и глубоких противоречий? Но эти противоречия отступили на второй план, когда надо было победить коричневую чуму.

Сегодня настало время сплотиться против новой чумы. Сплотиться — и победить.

Но помимо уничтожения уже существующих бандформирований важнейшей задачей становится профилактика терроризма. И здесь необходимо создание еще одной коалиции — той, которая объединяла бы и светских, и религиозных лидеров. Эта коалиция нужна, прежде всего, чтобы уберечь наших людей, особенно молодежь, от влияния преступной идеологии, прикрывающейся религиозными лозунгами.

Война с терроризмом — это война на духовном поле. Главная линия фронта проходит по душам людей. Поэтому бороться против терроризма мы должны не только на театре военных действий, но и, прежде всего, на поле брани за души и сердца.

История со студенткой крупнейшего государственного вуза, завербованной террористами, должна послужить для всех нас серьезным предупредительным сигналом. Если мы не примем экстренные меры, таких студенток и студентов в скором времени может оказаться гораздо больше.

О каких мерах идет речь? Прежде всего, о воспитании детей и юношества в духе уважения к традиционным религиям. Ни для кого не секрет, что экстремизм под религиозными лозунгами развивается, прежде всего, на почве полной безграмотности в религиозных вопросах, когда люди, не имеющие ни совести, ни положительных нравственных ориентиров, выдают за ислам то, что таковым не является, призывают во имя Аллаха совершать тяжкие преступления, которые противоречат самой сути религии.

Сегодня как никогда востребовано преподавание Основ религиозной культуры в школе, и этот опыт надо расширять. Наши дети должны знать правду о религии, а не ту кривду, которую могут попытаться им внушить сатанисты, рядящиеся в обличье верующих.

Бояться надо не религии, а невежества в вопросах религии. Бояться надо того, что может произойти, если наши дети и наша молодежь будут отсечены от источника подлинных знаний о религии.

Особая ответственность сегодня лежит на священнослужителях разных религиозных конфессий, на директорах школ, ВУЗов, на образовательных уччреждениях, на родителях. Важная роль принадлежит лидерам ислама, которые призваны неустанно показывать своим единоверцам, что то, что террористы выдают за ислам, в действительности таковым не является.

Необходимо совместными усилиями государства и религиозных общин способствовать сохранению в нашем народе тех традиционных ценностей, на которых веками строилась его жизнь. Молодежь в Европе не вербовалась бы столь массово в ряды боевиков, если бы там на протяжении последних десятилетий последовательно не разрушались духовные ценности, не разрушался институт семьи, не внедрялись культ потребления, половые извращения, идеология наживы.

Столь популярный в Европе мультикультурализм, предполагающий не только равенство всех религий, но и их отсутствие в публичном пространстве, сегодня себя полностью исчерпал и дискредитировал. Идеологически Европе нечего противопоставить террористам. Только сильная, не стыдящаяся своих христианских корней, своей собственной духовной идентичности страна будет способна противостоять фанатикам.

Сегодня России принадлежит уникальная роль. На Россию с надеждой смотрят миллионы людей на Ближнем Востоке, долгое время возлагавшие упование на Запад, но так ничего от него не дождавшиеся. Россия сегодня стала мировым лидером в борьбе с чумой терроризма, и в этом мы видим историческую роль нашего народа, воспитанного на христианских духовно-нравственных ценностях и идеалах при полном уважении к верующим других традиционных религий.

Есть, правда, в нашем обществе какая-то группа людей, которая проповедует пораженческие настроения и пацифизм в условиях, когда наши воины ведут непростую борьбу со злом глобального террора. Иногда эти разговоры подкрепляются якобы христианской аргументацией.

Ничего общего не имеют с христианством эти разговоры. Христианин всегда воспитывался Церковью как воин и защитник своих ближних, своего Отечества, своей веры. Более того, христианин должен защищать не только тех, кто рядом, но и всех — даже инаковерующих и неверующих, когда они испытывают притеснения, испытывают опасность для жизни, здоровья, свободного построения собственного будущего. Таков наш нравственный долг. Этот долг всегда осознавался в России. И ничего общего с христианством не имеет попытка отказаться от этого долга, предать тех, кто надеется на нас, и все это оправдать пацифистской фразеологией.

Мы не сможем спрятаться от грозной поступи истории. Не участвовать в ней, забывать о страданиях ближних, значит обманывать самого себя и обманывать окружающих. РПЦ говорит: пусть православные народы и народы, связанные с другими мирными религиозными традициями, обеспечат свою мирную и свободную жизнь, свое самостоятельное развитие, свою безопасность благодаря самоотверженному подвигу — дипломатическому, политическому, военному, молитвенному — тех людей, которые в этих народах хранят их волю, их свободу и их право самостоятельно, без диктата извне, определять собственное будущее.

Говоря о современной жизни, в первую очередь хотел бы призвать нашу молодежь уметь критически относиться к информации. Это очень непросто, но без этого нельзя, потому зло маскирует себя, имитируя стремление к правде, к благородству, особенно — к свободе, к тем идеям, которые близки человеческому сердцу. Но если под видом свободы, в обертке свободы вам подается сильно отравленный продукт, то, будучи привлеченным этой оберткой, можно с легкостью этот продукт принять и отравиться. Поэтому критическое отношение к информации, с точки зрения того, как она влияет душу, должно быть способом защиты от того негатива, который несет сегодня информационный поток. Мы не призываем молодых людей полностью оставить социальные сети, но скажем следующее: ни в коем случае нельзя погружаться в них так, чтобы социальные сети закрывали вам другие возможности видеть мир, это будет опасно для человеческой личности.

Теперь мне хотелось бы сказать о такой важной теме, как межличностные отношения. Нет ничего незначительного в том, о чем говорит человеку совесть, потому что это голос и слово Бога. Бог дал человеку внутренний закон в виде голоса совести — как путеводную звезду в жизни, как луч света. Только на них ориентируясь, можно пройти по жизненному пути, спасти свою душу и достигнуть счастья.

Без нравственной основы не может быть человеческого счастья, отсутствие нравственности не совместимо со счастьем. Почему не совместимо? Ответ очень простой: Бог так захотел, потому что Он творил свободного и разумного человека, а не животное. Если мы живем по этим нравственным законам, мы несем в себе потенциал счастья. Разрушаем этот нравственный закон в себе — теряем потенциал быть счастливым.

Поэтому есть возможность для нынешнего поколения молодежи заняться важным делом воспитания души, любви к ближним, к Отечеству. Только от силы духа будет зависеть будущее Кузбасса, наших детей, внуков и народа нашего.

Благодарю вас за внимание.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter