Приветственное слово на церемонии открытия выставки «Православие в Кузнецком крае на сломе эпох» в г. Кемерово

Глубокоуважаемый Сергей Никандрович, (Добрыдин), начальник Архивного управления Кемеровской области, дорогие братья и сестры!

Наше мероприятие проводится совместно с Государственным архивом Кемеровской области и впервые в Кузбассе. Прежде всего, нам хочется выразить благодарность руководству архивного управления Кемеровской области за соработничество в подготовки экспозиции настоящей уникальной и содержательной Выставки. Мы признательны Алексею Михайловичу Адаменко, заместителю декана исторического факультета КемГУ, за его усердие и большую помощь в сборе документов и материалов для экспозиции. Экспозиция подготовлена по материалам Государственных архивов Кемеровской, Томской, Новосибирской областей и Научной библиотеки Томского государственного университета.

О чем говорит экспозиция Выставки? Первая часть выставка посвящена первым мученическим подвигам за веру Христову на территории современной Кемеровской области в период Гражданской войны. Поэтому особое место в экспозиции занимают документы, рассказывающие о судьбах священнослужителей и мирян, пострадавших за веру (метрические книги, послужные списки, фотографии и личные вещи из семейных архивов родственников).

Во второй части выставки представлена история развития государственно-церковных отношений после установления советской власти в Сибири вплоть до 1945 года, когда наблюдается оживление религиозного движения, восстановление разрушенных храмов.

Несколько лет назад, по благословению Святейшего Патриарха КИРИЛЛА, в День Шахтера православные Кузбасса прославляют Собор Кемеровских святых, погибших в годы политических репрессий. Пример отечественных новомучеников, растреляных в Кузбассе, учит нас тому, что жизнь можно и нужно отдавать только за правду Божию. Божественная правда преломляется в категориях, близких и понятных нам. Это жизнь наших родных и близких. Когда мать отдает жизнь за детей своих — это Божия правда. Когда взрослые дети последним делятся, чтобы поддержать жизнь родителей, — это Божия правда. Когда человек невооруженный и даже слабый поднимается, чтобы защитить слабого от нападок скверных людей или преступника. Не нужно иметь никаких политических программ, чтобы почувствовать сердцем эту Божию правду там, где совесть тебя укоряет: если ты не делаешь, значит идешь против Божией правды.

Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями. Мы знаем, до чего это доходит в некоторых странах, где снова проливается кровь. Нам предлагаются различного рода доказательства правоты одной или другой стороны. Разве не так же говорили в течение всего XX века?

Из сердца человеческого исходят злые помыслы (см. Мф. 15:19) — так же, как и добрые помыслы. И пока мы не воспитаем человека, способного сопротивляться искушениям, мы никогда не обретем ни политической стабильности, ни мира, ни спокойствия, ни солидарности людей. Вот почему сегодня для нас так важен пример святых людей, которые смело отдавали жизнь за правду Божию. Такие примеры учат нас, что отдавать себя нужно только за те цели и ценности, в которых отображается Божия правда, и любовь к ближним, и солидарность, и забота об Отечестве, и сохранение мира, и созидание жизни на основе справедливости. Все это является Божиим законом, который призывает нас любить друг друга.

Если народ наш не осознает, что невозможно жить без Бога и Его Закона, то будет все, что захочет человеческая плоть. Будет безрассудство, будут самые страшные преступления, и никакие правоохранительные органы, никакие законы не остановят людей — человека могут остановить только совесть, только вера, только убеждения. Только религиозная жизнь может удержать от подобного рода преступлений.

Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины — нищий человек. Но «Родина» — не только географическое понятие. Родина — система ценностей, это вера, язык. Это то, что нас объединяет в один народ. Именно душа народа, воспитанная в любви к Отчизне и сострадании к ближнему, воспитанная веками на христианских духовных ценностях, и смогла выстоять в трудные и страшные годы истории. Поэтому особенно важно сохранять и понимать систему ценностей, в которой мы прожили и которая является самым важным фактором, определяющим нашу национальную принадлежность.

Полезно помнить, что нравственный идеал наших предков включал в себя в первую очередь уважение и любовь к труду, а также такие замечательные качества, как самопожертвование, доброта, забота о стариках и детях, крепкая семья. Старшие поколения шахтеров обеспечили историческое развитие этого города, вложив и в наши гены те же самые ценности. Мы должны вспоминать историю, сопрягать настоящее с прошлым, черпать из прошлого вдохновение для новых свершений.

Чему учит история родного края и Державы нашей? Нельзя создавать благополучие на духовных руинах, нельзя было создавать благополучие там, где была разрушена вера народа, подорвана его нравственная сущность, ослаблено его национальное самосознание. Когда в сознании людей содержатся ясные представления о добре и зле, тогда народ становится очень сильным.

В современном мире легко заблудиться, система ценностей искажена. Часто правда смешана с ложью. Нередко человеку трудно понять, где правда, а где ложь, и куда идти. Воздействие Церкви на умы и сердца людей заключается в способности передавать людям Слово Божие, которое только и является носителем окончательной Истины, столь необходимой для полноты человеческой жизни.

Если будут присутствовать в жизни кузбассовцев эти священные традиции и нравственные ценности, мы преодолеем кризисы, испытания и любые трудности, как преодолевали их наши благочестивые предки.

Спаси и сохрани Вас всех Господь!

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter