Обращение митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха перед совершением молебного пения о сохранении творения Божия

«Благословен еси Господи,
Вся премудростию сотворил еси»
(Пс. 103)

IMG_3024

В первый воскресный день сентября месяца РПЦ учредила в 2015 году совершать особое молебное последование о сохранении творения Божия. Русская Православная Церковь, учитывая важность и актуальность разрешения проблем экологии, приняла в 2013 году специальный документ с названием «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» [Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. Смотри: http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html]. В нем отмечено, что «истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф, спровоцированных человеческой деятельностью”.

Обратимся к причинам постигших Россию стихийных бедствий в прошедшее знойное лето 2010 и 2015-2016 годов. Жизнь не по Богу и не по Божией правде влечет за собой опасные для человека последствия. Церковь называет это наказанием за грех. Мы наказали самих себя своими злыми деяниями, а Бог попустил свершиться этим опасным последствиям нашего греха. Причина пожаров, именуемая «человеческим фактором», ˗ либо злой умысел, либо варварское отношение к природе тех, кто настолько привык служить эгоистическим желаниям, что считает совершенно безразличными любые последствия своих деяний. В уничтожении народного достояния и физической гибели людей виновны и все те, кто загрязняет наши леса. Выйти в лес невозможно поблизости больших городов: это мусорная свалка, колоссальное количество битого стекла, пластмассовых бутылок и пакетов ˗ всего того, что увеличивает силу солнца и способствует самовозгоранию леса в условиях жары. Мы сжигаем самих себя.

Разве это не грех? Разве человек, расчистивший свое внутреннее пространство для Бога, наведший порядок в своем сердце, ˗ разве он загрязнит мир вокруг себя всем тем мусором, который губит природу вокруг наших крупных городов и сел? То, что лес загорелся, ˗ это естественный ответ на пресловутый человеческий фактор, в основе которого ˗ грех людей.

Современные люди любят использовать слово «достоинство». Может ли быть достоинство, оторванное от образа жизни человека? Достоинство ˗ это цена, цена человека. Нельзя сказать, что у всех людей одинаковое достоинство. Люди, созданные Богом, имеют одинаковую природу. В них вложено достоинство. Божий образ и определяет достоинство человеческой природы, но этот образ можно поддерживать и развивать или же разрушить, и вместе с ним разрушается человеческое достоинство. Поэтому сохранение достоинства, свободы, сохранение и защита прав человека должны непременно связываться с таким понятием, как нравственная ответственность личности.

В наши дни, когда окружающая среда меняется буквально у нас на глазах, когда акты человеческой деятельности по своим результатам становятся сопоставимыми с грандиозными природными процессами, мир природы со всей настоятельностью требует, чтобы человеческая деятельность не вступала в конфликт с окружающей средой.

Отношение людей к окружающей среде имеет исключительную важность. Прежде всего, потому, что оно определяет их отношение к человеку будущего. Жизнь грядущих поколений во многом зависит от нас, от нашей деятельности. И тот след, который мы оставим в природе, будет ли он созидательным или разрушительным, окажет свое влияние и на наших потомков.

В настоящее время окружающий мир вновь напоминает людям Земли о себе, о своем болезненном, кризисном состоянии. Однако напоминает совсем не для того, чтобы, как считают некоторые, люди отказались от всякого на него воздействия. Человек призван к творческому труду, к преобразованию, к созиданию. Окружающая среда страдает не от того, что человек воздействует на нее, а от того, что такое воздействие нередко бывает неправильным. Ошибки подобного рода имели место всегда, только раньше, когда человеческая деятельность не была столь грандиозной, как в наше время, они были малозаметны.

Причину возникновения экологического кризиса нельзя усматривать и в усилении технической власти человека. Нередко считают, что техника враждебна природе, что она вступает с нею в конфликт и что все те бедствия и нестроения, которые испытывает и переживает окружающая среда, пришли вместе с техникой. У кормила техники стоит человек, и только от него зависит, служат ли технические достижения преобразованию природы или же ее разрушению. Техника не несет ответственности, если она используется неправильно, в ущерб природе. Такая ответственность целиком ложится исключительно на человека. Вот почему важны те принципы, которыми руководствуется человек, входя в общение с природой. Если они добрые, нравственные, основанные на отеческом, сознательном отношении к природе, то человек никогда не будет враждебен природе и никогда не принесет ей вреда. Наоборот, если человек руководствуется корыстными, эгоистическими побуждениями и сознательно вступает в конфликт с природой, заранее предвидя тот ущерб, который будет им нанесен окружающей среде, то ни о какой гармонии между человеком и природой не может быть и речи. Сами же действия такого рода не могут быть названы иначе, как преступные.

Строительство в нашей стране и Кузбассе созидательной и достойной человека жизни немыслимо без заботы о природе. Такая забота должна стать нормой гражданского поведения нашего соотечественника, безгранично любящего свою Отчизну, ее природные богатства, неповторимую красоту ее необозримых просторов.

Природные богатства принадлежат всем людям Земли. Они являются общественным достоянием и не должны попадать в руки тех, кто руководствуется желанием коммерческой выгоды, страстью жадности, или жаждой мести. Только в условиях мирного сосуществования и ответственного созидания возможно восстановление экологического равновесия. Христиане, исповедующие евангельские идеалы также должны внести свой посильный вклад в благородное дело оздоровления и преобразования природы. Этого требует Божественная заповедь [Быт.2,15]. Этого ждет окружающий вас мир.

Будем вместе молиться, чтобы Господь «во время потребно ниспосылал земли дождь и благорастворение воздухов, умирял стихии», чтобы людей не погубили «беды и напасти», но чтобы Бог сохранл «достояние Свое»!

 

+ А Р И С Т А Р Х

митрополит Кемеровский и Прокопьевский,
глава Кузбасской митрополии

04.09.2016 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter