П Р И В Е Т С Т В И Е
сотрудникам СМИ в связи с юбилеем 20-летия газеты «Золотые купола»
07.12.2016 г.
Уважаемый Валерий Александрович (Качин)!
Сердечно поздравляю Вас и всех сотрудников редакции газеты «Кузбасс» и «Золотые купола» со знаменательной датой — 20-летием вашей деятельности!
Мы живем в ту эпоху переизбытка информации, когда информация во многом определяет мироощущение и даже мировоззрение людей. Потому что информация является доминирующим фактором в современном обществе. В окружающем нас информационном поле пересекаются различные интересы, убеждения, не только идеологические, не только мировоззренческие, но и чисто практические, коммерческие, политические, а вместе с ними — человеческое тщеславие и самоутверждение. Информационное поле — это взрывоопасное пространство. Все сегодняшние информационные войны отражают напряженную внешнеполитическую борьбу, столкновение интересов.
Вы можете быть согласны с человеком или не согласны, вы можете быть согласны с позицией другого государства или не согласны — никто не ограничивает вашей свободы комментировать, критиковать, предлагать свою точку зрения. Но не надо заражаться злобой. Подобное внутреннее состояние только мешает трезво оценивать обстановку, вступать в диалог, если есть необходимость. Отсутствие же злобы позволяет в любой момент перейти к совершенно спокойному разговору.
Епархиальные информационные ресурсы — это летопись современной церковной жизни. Но, с другой стороны, если есть только формальное отображение события, лишенное духовного, воспитательного, мировоззренческого комментария, то это, конечно, снижает значение такого источника информации. Очень важно, чтобы авторы, которые пишут на бумаге, входят с информацией в газеты, всегда находили нечто, что помогало бы людям глубже понять смысл происходящего.
Русская Православная Церковь стремится использовать все возможные средства для христианского свидетельства миру. Православные журналисты, епархиальные СМИ призваны ставить именно евангельскую миссию во главу угла своей деятельности. Это стратегическое видение того, чем призван заниматься церковный журналист, никогда не должно вас покидать. Миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Все остальное вторично. Все то, чем болеет наше общество — все эти политические перипетии, столкновения корпоративных, национальных, групповых интересов, вся эта борьба за власть и за влияние — все это вторично.
Поэтому для того чтобы осуществлять эту миссию Церкви в сфере массмедиа, нужно постоянно заботиться о своем духовном состоянии. Сделать это очень непросто, потому что журналист в силу своей профессии вовлечен во многие житейские проблемы и конфликты. Это требует от него огромных усилий, чтобы оставаться убедительным, чтобы отстаивать свою позицию. Как же сотрудникам СМИ осуществляя эту сложную работу, сохранить в качестве приоритета заботу о своем внутреннем духовном состоянии? Православный журналист может достойно осуществлять свою миссию только тогда, когда он не теряет из вида основное и главное, когда у него хватает внутренних сил оставаться христианином вне зависимости от всей сложности переживаемого контекста.
Для такого тонкого служения необходим внутренний стержень, прочная основа. Она нужна еще и потому, что православный журналист призван реагировать на окружающий мир, на происходящие события не через призму своих политических предпочтений, культурных доминант, не под влиянием групповых интересов и психологий, а исключительно через призму своих христианских убеждений. Именно этим журналист православный отличается от любого другого журналиста.
Нужно постоянно помнить об ответственности. Можно очень многое делать, просто комментируя то, что вокруг нас. Мы, конечно, не можем давать политических комментариев, но ведь мы можем предлагать духовный, мировоззренческий комментарий. Полезным является активное участие наших СМИ в обсуждении проблем на стыке церковно-общественных отношений, будь то область культуры, очень горячая сейчас тема абортов и всего того, что связано с сохранением жизни. Вы должны быть носителями соответствующих знаний и уметь свою точку зрения правильно передавать в информационное пространство.
Христианское свидетельство в медийной сфере предполагает тесное сотрудничество православных СМИ и епархиальной информационной службы. Православная журналистика сегодня — это соединение профессионализма с верностью православной традиции, это способность представить информацию, дать оценку происходящим событиям с евангельских позиций. Православные журналисты призваны ориентироваться не только на церковную аудиторию, но и свидетельствовать о нравственных ценностях на языке, понятном для светских людей и убедительном для них. Одна из задач церковной журналистики и представителей информационной службы Епархии на всех уровнях заключается в том, чтобы участвовать в формировании общего информационного пространства, обеспечивая высокий уровень внутрицерковной коммуникации и координации действий.
Со стороны самой службы информации сегодня необходим творческий, в хорошем смысле слова наступательный подход — активное взаимодействие со светскими СМИ, с местной общественностью. Сотрудникам информационной службы категорически нельзя замыкаться в своем мире. Напротив, надо активно взаимодействовать с разными общественными силами региона. Важнейшая задача — добиться того, чтобы региональные СМИ обогащали свои страницы церковной повесткой дня, чтобы эта повестка была им интересна, чтобы она занимала достойное место в общей медийной повестке.
Общество сегодня очень нуждается в положительной информации, в хороших новостях, которые происходят, в том числе, в церковной сфере. К сожалению, сама логика подачи информационного материала строится от противного. Даже на самых уважаемых центральных газетах, уже в заголовках новостей, идет вначале самое страшное, самое негативное — вне зависимости от того, имеет ли этот негатив отношение к жизни всего народа. Это может быть частный случай, это может быть еще не проверенная до конца информация, относительно которой существуют разные мнения, но именно она подается чаще всего как самая горячая новость и несет в себе огромной силы отрицательный эмоциональный заряд. Люди, восприняв этот заряд, уже и последующие новости смотрят в нервном состоянии, с негативным отношением ко всему, что они прочитают.
Это пример того, как Церкви не надо поступать. Мы с вами не можем повлиять на средства массовой информации — у них своя логика, и за этой логикой стоят коммерческие интересы: чаще всего платят именно за то, что возбуждает негативные чувства, страх. Однако подобный подход, практикуемый современными средствами массовой информации, ни в коем случае не должен переноситься в Церковь. Мы должны ясно осознать, что слово Церкви — это слово примирения.
Призываю Божие благословение на руководство и сотрудников газеты «Золотые купола», молитвенно желаю крепости сил, вдохновения и успехов в дальнейшем служении на благо Кузбасса и Русской Православной Церкви, дабы через ваш труд еще ярче воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога Невидимого (2 Кор. 4, 4).
Да хранит вас Господь на всех путях жизни и служения вашего!