В субботу акафиста глава митрополии молился в Знаменском соборе

Вечером 23 марта в православных храмах прошли богослужения, включающие в себя утреню с чтением акафиста Божией Матери. В связи с этой особенностью суббота пятой седмицы Великого поста называется также субботой акафиста, а богослужение — Похвалой Пресвятой Богородицы.

Слово акафист имеет греческое происхождение, если его буквально перевести на русский язык, то оно означает «неседальный». То есть, акафист — это такое богослужение, во время которого не принято сидеть.

Традиция посвящать пятый субботний день Четыредесятницы Божией Матери уходит своими корнями в Византию. Святой император Константин Великий, основывая будущий стольный град Империи, посвятил Константинополь Божией Матери. В городе было построено множество храмов, посвященных Царице Небесной. Хранились в Константинополе и многочисленные реликвии, связанные с жизнью Богородицы: Ее пояс, риза, икона, написанная апостолом Лукой. Хранилищем этих великих христианских святынь был Влахернский храм.

Собственно праздник Похвалы Божией Матери был установлен Церковью в IX веке в благодарность Ей за многочисленное избавление Константинополя от разорения нападавшими племенами. В одну из ночей объединенные силы агарян и персов с суши и моря начали нападение на город, внезапно поднялась страшная буря, во время которой были затоплены корабли нападавших, а пешие войска пришли в смятение. Выжившие враги, испугавшись, бежали. Благодарный народ, собравшийся в эту ночь во Влахернском храме, провозгласил своей Защитнице всенощную победную и акафистную (неседальную) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Борогодице!»

Изначально праздник Похвалы Пресвятой Бородродицы совершался во Влахернском храме, затем вошел в устав святого Саввы Студийского, и, наконец, сделался общим для всей Православной Церкви.

Суббота акафиста — торжество утверждающее кающихся христиан в надежде на Небесную Ходатаицу и Заступницу, ведь если она избавляла взывающих к ней от видимых врагов, то тем более сможет помочь нам в борьба с врагами невидимыми.

В Знаменском соборе митрополит Аристарх читал акафист Вместе со священнослужителями кафедрального храма. Чтение это совершалось особым образом: молитвенный текст был поделен на 4 части и читался в разные моменты утрени. Перед первой и последней частями акафиста архиерей совершил полное каждение храма, а перед второй и третьей каждение совершали пары священнослужителей.

Во время пения тринадцатого кондака акафиста священнослужители и все прихожане храмах провели в коленнопреклонном обращении к Царице Небесной перед чтимым Ее образом «Знамение».

Особым это богослужение было и для Архиерейского хора собора, которым управляла Жанна Владимировна Чеботарева. Кондак Божией Матери «Взбранной Воеводе» исполнялся хором многократно, и каждое исполнение было уникальным: напевы кондака ни разу не повторились за время продолжительного богослужения.

Особенная великопостная утреня завершилась пением Великого славословия.

Пресс-служба Кузбасской митрополии

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter