Выступление митрополита Аристарха на межконфессиональном совете при губернаторе Кузбасса

Д О К Л А Д
на межконфессиональном совете при губернаторе Кузбасса на тему: «Сила и значение Евангелия для построения диалога между христианскими конфессиями и преодоления вызовов современного мира»
09 февраля 2021 г.

Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые участники межконфессионального совета!

Евангелие — суть нашего спасения, нашей веры и жизни. Сам Президент РФ Путин В.В. в одном из своих выступлений в этом году указал на полезность чтения Священных книг мировых религий: Библии, Корана. Божественное Откровение необходимо не просто читать, необходимо его понимать и исполняться его силой и духом. Евангелие подобно сейфу с сокровищами, закрытому на два ключа: чтобы понять евангельские повествования и их смысл, нужно использовать оба ключа. Один ключ — это вера в то, что Иисус Христос был реальным земным человеком со всеми присущими человеку свойствами, во всём подобный нам, кроме греха. А другой ключ — это вера в то, что Он был Богом воплотившимся. Если хотя бы один из этих ключей отсутствует, невозможно понять смысл Евангелия.

Слово Божие — это божественная сила в действии, которая побеждает предубеждения, суеверие, неверие и равнодушие. Сила, господствующая над человеческим сердцем, волей, совестью, характером и жизнью. Прежде всего, мы должны вновь и вновь доносить содержание Благой Вести о Воскресшем Христе до наших современников. Евангелие на протяжении двух тысячелетий было и остаётся неизменным. Миссия Церкви не должна останавливаться ни на минуту, но её суть должна быть понятна современникам.

Реально пугает нашего современника только болезнь и смерть. Но Евангелие определённо говорит, что Христос победил смерть Своим Воскресением. Поэтому важно объяснять человеку, сомневающемуся и страшащемуся кончины, что Бог создал нас не для смерти: Он создал нас для бессмертия.

Мы можем протестовать против смерти, но она всё равно придёт. Значит, важно не просто её опротестовать, а важно её осмыслить, понять, для чего она приходит и что нас в связи с ней ждёт. И ответ на это даёт вера.

Проблема современного мира — это разрушающий нравственную жизнь человека извращённый либерализм, который ставит человека на место Бога. Известен афоризм, приписываемый Достоевскому: «Если Бога нет, то всё позволено». Сегодня вседозволенность становится реальностью. Происходит эрозия нравственности, разрушение института семьи и брака, распространение абортов и внедрение биотехнологий, противоречащих евангельским принципам. Но сложность сегодняшнего дня ещё и в том, что в потоке информации, в разнообразии мнений и суждений, которые несёт нам Интернет, человеку крайне сложно сориентироваться. В таких условиях не просто притупляется нравственное чувство, зачастую, человек не может отделить добро от зла.

Опасным вызовом нашего времени являются вооружённые конфликты между странами, которые постоянно возникают в разных концах земли. В слове Евангелия — «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9) — заключается весть, которую должны услышать страны, находящиеся в состоянии конфликта, а, особенно, их руководители.

Важнейшее требование Евангелия, обращённое к нам, христианам, — это быть милосердными и любить ближних и дальних, друзей и врагов. Христианство — это религия милосердия. Мы часто заняты самими собой, а тяготы других людей нас не касаются. Но этому ли учит нас Христос? Нет, Он призывает нас любить людей и не оставлять без внимания ни одного из «малых сих».

Господь призывает нас быть милосердными, как Отец наш милосерд (Лк. 6:36). А что такое милосердие в действии? Это и усилия каждого христианина в повседневной жизни, и наша общая христианская работа, которую мы называем диаконией. В этой работе с нами солидарны и представители других религиозных традиций.

Сегодня мир страдает от того, что есть богатые страны и бедные. Это — результат нашей деятельности. Все исходит от человеческого сердца, человеческого ума. Если мир научится жить по Евангелию, то тогда не будет этих проблем. Но для этого каждый человек должен взять на себя обязательства жить по Евангелию, слышать слово Божие, стараться применять эти нормы евангельской этики к своей собственной жизни. Тогда, став министром, такой человек подумает: «А следует ли ему своё служебное положение использовать для личного обогащения? От этого пострадают многие другие?». Или, став богатым бизнесменом, человек подумает: «Мне Бог вручил эти богатства, но это не твои богатства, ты во мгновение всё можешь потерять вместе со своим здоровьем, семьёй, даже жизнью. Если тебе Бог вручил эти богатства, научись ими правильно пользоваться. Если ты живёшь только для себя — ты согрешаешь пред лицом Божиим». Если чиновники будут сознавать ответственность за жизнь людей, если богатые люди научатся разделять ресурсы, а простые люди научатся честно трудиться, дисциплинированно, не ожидая благ от кого-то, а по заповеди Божией — трудиться, чтобы кормиться своими руками, то общество будет процветать, взаимоотношения людей будут строиться справедливо и без силы государственных законов.

Вера для нас — это символ нашей свободы. Мы все хотим быть свободными. Христианство утверждает, что верующий человек — это самый свободный человек. Он способен подняться над всем, что порабощает людей, в том числе, в наше время. Вера и свобода — это ценности, которые нам дал Господь и которые мы с вами должны не просто принять умом и сердцем, но пронести через всю нашу жизнь. Давайте хранить Богом данную свободу, которую получили через Евангелие, ту самую мудрость, которую Господь нам передал, а вместе с тем — способность построить мирную, справедливую и счастливую жизнь.

Хотел бы завершить своё выступление словами Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Евангелие Христа — это животворящее слово, благая весть, устремлённая в будущее каждого человека и человечества в целом.» (Патриарх Кирилл. Выступление 31.01.2019)

Благодарю вас за внимание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.