Слово главы митрополии на встрече с представителями Совета Федерации и Правительства Кузбасса 2 сентября 2021 г.

Открывая 2 сентября встречу духовенства Кемеровской епархии и сотрудников Кемеровского епархиального управления с представителями Совета Федерации и Правительства Кузбасса, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх зачитал слово:

Уважаемый Алексей Владимирович! Уважаемое высокое собрание!

Хотел бы сердечно всех вас приветствовать и выразить чувство удовлетворения и радости в связи с возможностью встретиться с вами и поговорить о том, что всех нас волнует.

Кемеровская область как гражданское общество находится накануне важного для себя события, имея в виду Выборы в сентябре 2021 года, а также проведение Всероссийской переписи населения.

Важное значение имеет отношение человека к выбору друзей, невесты, коллег по работе, а также в участии и Выборах в органы исполнительной и законодательной власти, выборе глав городов. От того, как мы исполним гражданский долг, с какой ответственностью или безразличием будем участвовать в реализации своей гражданской обязанности, будет зависеть развитие региона, жизни общества, его благополучие и стабильность.

От итогов Выборов напрямую зависит стабильность развития кузбасского региона. Результаты нашего выбора могут обеспечить продолжение тех позитивных перемен, которые уже пришли в нашу жизнь. В этот решающий момент каждый человек призван осознать свою ответственность за судьбу, за настоящее и будущее родного Кузбасса. От нашего волеизъявления зависит судьба шахтерского края, которую Господь вверяет в руки людей.

В период избирательной кампании мы призываем граждан к осмысленному участию в голосовании, а политиков — к проведению честных выборов, к снижению накала политических страстей, к заботе о мире, солидарности и согласии в обществе. Особо хотел обратить внимание православных Кузбасса на участие в Выборах. Документ, принятый на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2011 года, указывает нам и говорит, что «православные общественные организации и все общественно активные православные христиане призываются к тому, чтобы, бережно храня церковное единство, согласовывать свою публичную позицию со священноначалием, прежде всего правящим архиереем».

Могу ответственно заявить, что у нас есть умные люди — образованные, достаточно энергичные — которых мы сами хорошо знаем, и время их предшествующего служения в органах власти подтвердило способности как личности. От нашего ответственного выбора поэтому во многом зависит, достойного руководителя мы определим, или безответственно, по-предательски передадим власть коррумпированным кандидатам, криминалу и лжепатриотам. Уверен, что честный кандидат, совместно работая и опираясь на широкую поддержку людей, будет правильно определять развитие региона и содействовать процветанию нашего общества. У нас такое глубокое убеждение, которое хотелось бы передать всем тем, кто нас сегодня видит и слышит.

Думаю, невероятно важным качеством, которое во многом будет определять и приоритет повестки дня, является чувство ответственности человека перед Богом. Если это верующий лидер, он ни на минуту не должен забывать о своей личной ответственности перед Богом. Это Бог его привел к власти — через людей, через разные административные механизмы. Бог допустил, чтобы тот или иной человек воспринял эту великую ответственность, и Бог с него будет спрашивать не только за его личные грехи и прегрешения, но и за все то, что он сделал или не сделал для жизни народа.

Вы, Алексей Владимирович и депутаты обеих палат законодательной власти, имеете дело с созданием законов, действие которых распространяется на миллионы людей, и можно себе представить, что происходит в результате осуществления этих законов. Как депутаты, вы имеете и обратную связь. Встречаясь с людьми, вы слышите, как одни говорят, что то, что вы делаете, — хорошо, а другие говорят, что плохо. В целом это нормальное восприятие: никогда не бывает так, чтобы реакция на принимаемые законы и вообще государственные решения была абсолютно положительной. Но, как мы себе представляем, работа законодателей имеет огромное, если хотите, духовное значение для народа, потому что, издавая закон, вы не ограничиваетесь лишь формальным результатом — документом, который напечатан, распространен и по которому строится жизнь. Вы производите определенное движение в умах и в сердцах людей. Поэтому от качества вашей работы, от того, насколько она связана с подлинными желаниями и намерениями избирателей, от того, насколько результаты вашей работы отвечают проблемам, а иногда страданиям людей, зависит очень многое.

Законодательный процесс всегда стремится к упорядочению государственной жизни, всегда преследует конкретные прагматические цели — сделать то, что поможет решать задачи нашего с вами земного бытия. Но поскольку реализация закона по-разному касается людей и законом невозможно покрыть огромное количество разного рода жизненных ситуаций, то и получается так, что одни радуются, а другие страдают. Поэтому, помимо образования и политического опыта, у каждого из вас должно быть доброе сердце. Однако это понятие духовное, и никаким образованием, никаким опытом, никакой политической конъюнктурой сделать человека добрым невозможно.

Думаю, абсолютное большинство граждан хочет, чтобы депутаты были добрыми. Не слабыми, а добрыми! Это означает, что законы должны проходить не только через ваш ум, но и через ваше сердце. А для того, чтобы было так, нужно самих себя ставить на место того человека, которым данный закон будет в конкретной ситуации управлять.

Очень важно, что вы не просто пишете законы, но и встречаетесь с избирателями. Вот как Архиерей осуществляет обратную связь с людьми, на основании которой можно судить, в том числе, и о законах? У нас есть возможность общаться с совершенно простыми людьми в неформальной обстановке. Мы поражаемся тому, как эти простые люди разбираются в политиках и в законах, не зная ни законов, ни лично политиков.

Что такое глас народа? Это удивительное явление. Уверен, что каждый политик, который берет на себя риск и ответственность говорить от лица народа, обращаться к народу, должен в первую очередь, иметь высокий рейтинг у самого народа, причем рейтинг не искусственный (а это, как мы знаем, вопрос технологии), а естественный, когда о тебе хорошо говорят в неофициальных кругах и встречах. С уважением говорят не о слабых и не о тех, кто издает одни только приятные для людей законы. Говорят о честных, о принципиальных, о добрых, о сострадательных. Поэтому полезно и правильно, чтобы наши политики, будь то в законодательной или исполнительной власти, не теряли связь с людьми.

Хотел бы сказать еще несколько слов о такой важной ценности, как семья, брак, молодежь. Сегодня очень много вызовов бросается самой идее жизни двух людей во единой плоти, тому, что мы называем таинством брака.

Современная цивилизация делает все для того, чтобы человек утратил способность любить другого, — такова вся эта светская философия, поставляющая самого себя в центр жизни. Если человека сделать абсолютным эталоном истины, то истины не будет. Потому что сколько голов, столько и умов. И если, кроме собственных прав, у человека нет иных идеалов, то использовать их он будет в первую очередь для того, чтобы самого себя удовлетворять. В контексте такой философии, когда человек делается богом, — никакой любви быть не может. Любовь может быть только там, где сердце открывается другому. А без любви мы все умрем, — но ведь любовь уходит из жизни. Еще совсем недавно жизнь без разводов была абсолютной нормой. Что с человеком происходит? Почему в какой-то момент времени он вдруг теряет способность удерживать в своем сердце другого в качестве центра жизни?

Что же можно сделать в рамках государственной политики? Очень многое! Нужно думать о нравственном воспитании молодежи. Нужно защищать всеми силами брак и семью. Нужно, чтобы на эти ценности вновь стали работать наш кинематограф, наше телевидение. Посмотрите телевизионные программы, ведь все об одном и том же: измены, обман, деньги. Мы в этом воспитываем наших детей! И как же мы хотим, чтобы человек удержал другого в центре своей жизни? А ведь только это и есть любовь. Когда же появляются дети, возникает тема самоограничения: человек должен отдать часть своей жизни, чтобы воспитать детей, должен отказаться от самого себя. Поэтому все сегодня должно работать на семью, и законы должны защищать семью.

Наша культура, наше искусство должны снова вернуться к идеалу семейных ценностей. У нас есть прекрасные мастера — и режиссеры и актеры замечательные, — так что можно делать прекрасные фильмы, которые будут захватывать человека и являть ему идеал. Если всем этим заниматься не будем, то и семьи не будет. А если семьи не будет — любви не будет. Тогда человек превратится в одинокое страшное существо, которое теряет разум всякий раз, когда ему что-то не понравится.

Мы с вами говорим сейчас о вещах нравственных, мировоззренческих. Но ведь одновременно мы говорим и о законодательстве, и законы должны иметь в виду эту стратегическую линию развития человеческой цивилизации. Никогда нельзя терять из виду главное — стратегическую линию развития человеческой личности и человеческой цивилизации.

Благодарю за внимание.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter