Выступление митрополита Аристарха на встрече с парламентариями 12 ноября 2021 года

Слово митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха
на встрече с членами Парламента Кузбасса, посвящённой Дню народного единства и согласия
г. Кемерово, 12 ноября 2021 год

Уважаемый Алексей Анатольевич и высокое собрание!

Всех вас сердечно приветствуем и благодарим за возможность встречи и доброго общения. Учитывая обращение руководства законодательной власти, мы сегодня Вашему вниманию представим тему о значении праздников Казанской иконы Божией Матери, Дня народного единства. Замечательно, что решением государственных властей именно этот день был определен как день празднования самого главного и основного, без чего не может существовать государство — народного единства.

Имеются различные способы сохранять и укреплять единство. В первую очередь, это законодательство, которое формирует общее юридическое пространство. Кроме того, это воспитание в определенных категориях, включающих в себя идею патриотизма. В-третьих, это сложная система обеспечения безопасности государства внутри и вовне.

Теперь давайте вспомним уроки прошлого. Никогда страна наша не была так близка к полному самоуничтожению, как в начале XVII века. Была армия, была власть, хоть и переходила из рук в руки, существовали законы, хоть и не всё было тщательно прописано. Но страна начала распадаться, потому что людям стали безразличны власть, армия, законы. Возникла тогда идея, что Россия не сможет быть счастливой и благополучной, не сможет преодолеть внутренние противоречия, особенно между боярскими кланами, если не будет внешнего управления.

К этой системе и сегодня прибегают некоторые страны в надежде, что внешнее управление обеспечит порядок, борьбу с коррупцией, процветание, экономическую и военную мощь. Однако нет большего заблуждения, как связывать благополучие своей страны с внешним управлением. Если же и сегодня помрачаются умы у некоторых людей, так что внешние авторитеты ставятся выше всего, что есть в своей собственной стране, то что же говорить о XVII веке!

Вот и взбудоражилась Русь. Люди устали смотреть на интриги и столкновения между русскими элитами и, обратив свой взор вовне, отправили посольство к стенам Смоленска. Почему Смоленска? А потому, что польский король Сигизмунд, к которому обращались за помощью в обеспечении внешнего управления, уже стоял под стенами этого русского города, желая его захватить. Но даже оккупация значительной части русских земель никого не остановила, никому не раскрыла глаза на происходящее, — никто ничего не видел, опьяненные желанием привлечь на вдовствующий московский престол иноземного царя.

Теперь нужно следует задать самый главный вопрос, имеющий отношение к прошлому, настоящему и будущему: а почему происходит смута? Именно так историки, да и народ наш назвали те годы всеобщего национального помрачения. Смута — это заблуждение. Это удивительное слово, корень которого — «блуд». Обычно блудом называют случаи неверности супругов или нечистой плотской жизни. Это правильно, но этими определениями понятие блуда не ограничивается. Блуд — это тотальное заблуждение, это потеря жизненных координат.

Многим из нас известно, как опасно заблудиться в лесу, когда в какой-то момент ты перестаешь понимать, куда нужно выйти, и тебя охватывает страх. Что же происходит, когда человек заблуждается в своей жизни? Он, как говорят святые отцы, связан с помрачением нравственного чувства. Вот и сегодня мы говорим об опасностях, которые стоят перед Русским миром. Мы видим, что происходит на братской Украине. Многие из нас тревожатся и по поводу того, что может произойти с нашей страной. Мы молимся, чтобы Господь оградил ее от врагов внешних и внутренних. А в каком случае эти враги могут победить народ? Именно в том случае, если народ впадет заблудится, потеряет систему координат. И поскольку непременным условием освобождения человека от блуда является нравственная сила, то мы и говорим о необходимости нравственного воспитания нашего народа.

Церковь сегодня на передовой линии фронта в борьбе за народную нравственность. И как же достается за это Церкви! Как много обвинений в отсталости, в заблуждениях, в том, что Церковь тащит нас в средневековье! Однако ни в какое прошлое Церковь никого не тащит, но предлагает людям осознать великую Божественную истину: человек не сбивается с жизненного пути, если основывает свою жизнь на Божиих заповедях, на нравственном законе. И никакими ссылками на искусство, на свободу творчества, на свободу слова, свободу самовыражения нельзя разрушать нравственность народа. Делать это сознательно могут только те, кто желает разрушения страны, потому что целостность нравственного чувства нации и безопасность Отечества — почти синонимы. Когда наступал на нашу землю враг, что он делал в первую очередь? Он стремился разрушить нравственную жизнь народа, чтобы люди наши утратили нравственные ориентиры, и, наверное, мы бы никогда не победили в войне, если бы эти ориентиры потеряли.

В День народного единства мы молимся во всех храмах, прежде всего, о том, чтобы Господь хранил нравственное чувство нашего народа, особенно подрастающего поколения и молодежи.

В чем значение это общего дня торжества и его патриотическое воспитание?

Вспомним замечательный пример гражданина Минина. Для того чтобы понять, чтó сделал этот человек, давайте мысленно поставим себя на его место. Страна в разрухе, — «спасайся кто может». На фоне всего этого разброда, конфликтов, междоусобиц, моря крови сразу обнаруживаются люди бесчестные, желающие сделать нечто выгодное лично для себя, часто на костях других. Страна погружается в хаос, и каждый поневоле начинает думать только о себе, потому что в любой момент могут ворваться в твой дом, убить твоих близких, осквернить твою жизнь, забрать все то, что ты нажил за всю свою жизнь.

Патриарх Гермоген — единственный духовный лидер страны, к голосу которого все прислушивались, — в Кремле, в заточении, в подвале Чудова монастыря. Но и оттуда он все-таки пишет свои воззвания, и эти воззвания, несмотря на то что никаких СМИ не существовало, достигают людей. Такое послание попадает в руки Минина в Нижнем Новгороде. Минин — человек зажиточный, городской староста, при этом Нижний Новгород пребывает в сравнительном благополучии по сравнению с другими частями России. И что вы думаете? Вдруг человек принимает решение все оставить и полностью посвятить себя только одному делу — освобождению народа, освобождению страны. Он не был полководцем, он даже не был дворянином; он не принадлежал к аристократии, к элите, он был человеком от народа, с ограниченной возможностью влиять — но ведь повлиял! Он стал собирать деньги — то, что ему было ближе, ведь он был городской староста, он занимался финансами, хозяйством. Минин понял, что без собирания денег ничего не будет. Он вдохновил людей на эти огромные пожертвования. Ни одна копейка не пропала, ничто не ушло «налево». Никакие соблазны не смогли поколебать его решимости, и было создано ополчение.

Часто бывает, что появляется народный лидер, люди откликаются на его слова, объединяются вокруг него, и голова у лидера начинает кружиться, появляется желание монополизировать власть, стать единственным и неповторимым. А что делает Минин? Он делает свое дело: он умеет собрать людей, умеет вдохновить, умеет скопить деньги, направить их на нужное дело, а вот войска он не сможет повести. Он не может быть полководцем. И он разделяет свой авторитет, свою популярность с другим человеком, с Дмитрием Пожарским, князем-полководцем. И они вместе, рука об руку, не деля власти, не конкурируя, делают одно общее дело. И мы знаем, что это дело закончилось освобождением нашей страны. Невероятно поучительная история.

История России дает множество примеров этого единения в эпохи суровых испытаний, выпавших нашему народу. Православная вера скрепляла нацию, сохраняя целостность государства. В память о великих событиях национальной истории возводились храмы – храм в честь Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади, воздвигнутый в знак благодарности тем, кто преодолел Смутное время, кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя, построенный в честь героев Отечественной войны 1812 года, храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, созданный как памятник воинам и военачальникам, погибшим за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

В лучшие времена в России всегда помнили о великой «симфонии» двух властей, которая является не столько юридическим понятием, сколько постулатом веры. Святая Русь созидалась и святыми князьями, служащими миру, и деятелями Русской Православной Церкви, никогда не уходившими от нужд мира. Православная духовность расцветала в тишине монастырских обителей и на поле сражений с врагами отечества. Христианские идеалы любви, милосердия, сострадания объединяли простых людей и тех, кто облечен властью.

Конечно, в русской истории можно привести примеры и совсем других отношений между церковью и государством. Исторические достижения всегда относительны. В то же время «симфония» неизменно остается идеалом. Цель государства, по мысли В.С. Соловьева, не создать рай, но помешать миру стать адом. Эта цель не может быть достигнута без союза государственной власти и Православной Церкви.

Великий русский писатель, Федор Михайлович Достоевский, открывший в своих романах глубины сознания русского человека, писал: «Кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа». В этих словах всемирно признанного писателя прозвучала одно из самых истинных суждений о нашем народе, о его величии, о его духовной истории. Оторванность молодежи от исторических судеб России и ее великого наследия особенно страшна.

В связи с этим нельзя не вспомнить, что российское общество уже однажды ответило отказом от культурно-исторических традиций, начав с «нуля» воспитание человека «новой формации» — коммунистической. Сама по себе образованность, информированность не делает еще человека личностью нравственной. Все начинается с его воспитания, его внутреннего мира, и начинается в семье. Внешнее само по себе еще не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного спасения. «Никакой государственный строй, — писал известный философ Ильин И.А. (кстати, его любят цитировать все современные политики),- не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства».

Мы часто говорим о том, что у людей есть долг — долг служения Отечеству. А что такое долг? Это — нравственное понятие. Опыт показывает, что никакие законы не предохраняют человека от нарушения долга — только его внутреннее состояние. Тот, кто защищает родину, должен идти в атаку, но ведь можно встать во весь рост и пойти навстречу врагу, а можно сделать все, чтобы этого избежать. Кто определяет — встать или не встать, пойти или не пойти? Сам человек. Именно в этой ситуации работает нравственное чувство. Мировоззрение человека соединяется с его нравственной природой, и он становится героем.

В этом смысле религия — это дело не слабых, а очень сильных людей. Бой выигрывает тот, кто с Богом, кто научился себя поставлять перед лицом Божиим, подвергать себя суду своей совести. В лице священнослужителей РПЦ призывает людей верить в Бога, потому что Бог меняет человека к лучшему, делает его чище, светлее, умнее, счастливее.

Для того чтобы человек мог преуспевать и материально, и духовно, чтобы на душе был покой, а в голове — ясные цели, чтобы воля к достижению целей не оставляла нас, — нам нужен прочный внутренний стержень. И этим стержнем на Руси всегда была православная вера. Она учит людей, как нельзя поступать друг с другом, чтобы не навлечь на себя гнев Божий, чтобы не обрушить свою жизнь, чтобы не стать изгоем, чтобы не стать несчастным. Церковь учит не от человеческой мудрости. Она передает людям мудрость Божию и лишь просит, чтобы они прислушались к этой мудрости и поняли на собственном опыте то, что говорит слово Божие.

Всегда вокруг храма строилась вся жизнь — недаром и в Московском Кремле храм стоит на главной площади. Почему? Да потому, что все было вокруг храма — и торговля, и ярмарки, и гуляния, и радости, и скорби; и этой духовной силой жил наш народ. Если человек, совершая свой жизненный подвиг, никогда не теряет из виду главного — не теряет Бога, если он стремится жить по Божиему закону, тогда его жизнь становится прославлением Бога — в труде, в профессиональной деятельности, в семейном подвиге, в воспитании детей, в заботе о престарелых, во многих и многих сферах человеческой жизни.

Чему же учит нас воспоминаемое сегодня историческое событие?

Оно учит нас очень многому. Люди жили глубокой религиозной жизнью, вера была в центре этой жизни. Когда происходили невзгоды, никому и в голову не приходило объяснять эти катаклизмы политическими, экономическими, социальными или прочими причинами. Не искали вину где-то вдалеке, как бы защищая самих себя от суда Божия. Не рассуждали, что не мы виноваты, а стечение обстоятельств, законы истории и многое другое. Если мы не потеряем такой взгляд на историю, нам многое станет ясно из прошлого и от многого нас может уберечь это в будущем. Вера в Бога дает силы, помогает отделять главное от второстепенного и главному отдавать свои силы и свою жизнь. Мы должны помнить один закон нашей духовной жизни: пока есть вера, есть стержень духовной жизни, есть надежда на будущее.

Мы должны научиться жить, не разрушая прошлое. Опыт истории обогащает человека. Примирение и согласие в обществе вырастают из опыта жизни, из уважения к прошлому страны. Если мы научимся жить в мире со своей совестью, научимся бороться за свои нравственные идеалы, не прибегая к цинизму, бороться за экономическое процветание, ни у кого ничего не отнимая, то в процессе этого созидательного труда у нас вырастут плоды примирения и согласия. Я этого хотел бы пожелать всем нам.

Благодарим за внимание!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter