21 января митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх принял участие онлайн-конференции «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига». В своём слове Высокопреосвященный владыка обратился с приветствием к участникам мероприятия.
Ваше Высокопреосвященство, Преосвященство, Ваше Высокопреподобие и Преподобие, дорогие отцы, игумены и игуменьи монастырей, насельники обителей Сибирского федерального округа!
Приветствуем всех участников круглого стола по теме «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига»! Данная видеоконференция проводиться по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА и является очень насущной и актуальной как для монастырей Православной Церкви, так и для Сибирских регионов страны.
В чине пострижения инока имеются слова, указывающие на смысл служение инока миру: «Приими брате свещу сию и виждь, яко от селе должен еси чистым и добродетельным житием и благими нравы свет быти миру». Понятия «монах» и «добродетель» являются синонимами, поскольку монашеский путь — это путь совершенства, которое происходит через доброделание. Устремляясь к совершенству, образцом для подражания монах выбирает Христа и Его святость.
Суть же монашеского подвига — это усвоение монахом навыков приобретения добродетелей, ибо мы… созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:10).
Искус монашеской жизни и заключается в том, чтобы следовать словам апостола Павла «все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21). Знать надо многое, но принимать в сердце и разум только то, что проверяется Словом Божиим, учением Церкви и своей собственной совестью.
Вот почему монастыри всегда были оплотами Православия. По словам Святейшего Патриарха КИРИЛЛА, настоящий монах — это тот, кто сохраняет критический взгляд на окружающий мир. Критический — не значит отрицательный. Вполне возможно иметь и положительный взгляд на многое из того, что происходит. Но критический взгляд предполагает способность оценивать происходящее в мире, исходя из того, что нам вручено Самим Господом, то есть нашего церковного Предания, идущего от святых апостолов.
Иноки должны прежде всего хранить веру православную. Хранить так, чтобы быть способными отвечать на вызовы современного мира, и отвечать убедительно, не только словами, но и опытом всей своей жизни. Ведь монастырь — это не академия наук и не университет, сюда приходят не за какими-то особыми знаниями. Сюда приходят со своими скорбями и радостями, чтобы приобщиться к богатому духовному опыту иноков. Поэтому самое главное в жизни монаха — его внутренний, духовный мир. Нужно хранить свое монашеское призвание, никогда не размениваться на мелочах, не увлекаться тем, что порой захватывает душу, но по сути является грехом. Нужно хранить обеты, хранить монашеское братство, хранить крепкую и чистую молитву, и тогда вокруг иноков будут спасаться тысячи людей.
Каждое время дает свои особые переживания того, что, по сути, вечно и неизменно. Поскольку суть монашеского подвига заключается в приобретении добродетелей, то игумены, игуменьи монастырей призваны создавать благоприятные условия для приобретения монашествующими добродетелей. Главным инструментом для приобретения добродетелей насельниками обителей всегда является послушание.
Надеемся, что круглый стол поможет игуменам и игуменьям исправить то, что необходимо исправить в монастырских обителях, улучшить состояние монастырей, помочь им стать духовными школами воинов, упражняющихся в добродетелях.
Желаем, чтобы пример множества иноков, украсивших духовный небосклон нашей национальной истории, помогал нам и сегодня разумно строить свои отношения с окружающим нас миром и привносить в этот мир все то великое, светлое, подлинно духовное, что способно преобразовать и человека, и общество.
Благодарим за внимание.