Обращение к абитуриентам магистратуры по специальности «Теология» перед началом экзамена в КемГУ

18 октября митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх выступил с приветственным словом перед экзаменом в магистратуру по специальности «Теология» на базе Кемеровского государственного университета.

Дорогие абитуриенты и участники нашей встречи!

Прежде всего, я хочу сердечно приветствовать вас как первых абитуриентов, поступающих в магистратуру КемГУ по направлению «теология»! Этот учебный год и для самого ВУЗа исторический: впервые в его истории открыта кафедра по теологии и начинается подготовка специалистов по программе магистратуры.

Что в действительности стоит за этим термином: теология (или, по-русски, богословие). Теология — многозначный термин. В языческой древности так называли «учение о богах», авторитетными выразителями которого были древнегреческие поэты. У Аристотеля теология становится частью философской системы, которая посвящена «учению о божественном». Этот термин использовался и другими античными философами.

В христианской традиции первоначально «теологией» именовалось учение о Триедином Боге. Позднее, по мере формулирования основных вероучительных догматов, которое происходило в ходе богословских споров, сфера «теологии» расширялась.

Что такое университет по своей первоначальной идее? Это высшее учебное заведение, которое вводит человека в универсум знаний, приобщает к культуре и науке в различных ее областях. Таким был средневековый университет, в котором специализация сочеталась с приобщением ко всем существующим в то время наукам. В таком университете теология была высшей ступенью образования.

Когда мы говорим о теологии в рамках системы современного образования, то должны понимать, что речь не идет о перенесении системы богословского образования в светскую среду. В широком понимании теология включает в себя и понятие воспитания и культуры, которые тесным образом связано с понятием образования. Теология в функциональном отношении – это светское осмысление духовности. Сегодня теология занимает важное место в системе гуманитарных знаний и призвана выполнять ответственную мировоззренческую, воспитательную миссию. Содействовать сбережению духовно-нравственных ценностей и богатейшего культурного наследия народов России.

Вопреки предсказаниям, которые звучали в минувшем веке, значимость религии для современного человека не снижается с ростом научного знания, с развитием технологий и открытием новых горизонтов в познании и практической деятельности. Потому что религия отвечает на очень важные, предельные вопросы человеческого существования в этом мире, и те ответы, которые она дает, находятся в иной плоскости по сравнению с достижениями научно-технического прогресса.

Так называемые вечные вопросы не могут не занимать ум человека, если это человек думающий и задающий себе вопрос о смысле жизни. Очень многие люди, не находя ответа на этот вопрос вне религии, не могут найти и смысл жизни. Отсюда происходят многие болезни, которыми сегодня страдает наше общество. Среди этих недугов — алкоголизм, наркотики или иные формы зависимости. По сути дела, они представляют собой попытки уйти от того, что мучает человека и грызет его сердце, не дает жить спокойно.

Эта ситуация представляется в определенном смысле опасной. Потому что она чревата общественными конфликтами. К сожалению, признаки таких конфликтов мы уже видим.

В чем причина этих конфликтов? Думается, что одной из главных причин является невежество — то есть отсутствие адекватного знания о религии, о христианской традиции, о Церкви в нашем обществе. И в его образованной части в том числе. Поэтому нам нужно, чтобы в рамках высшего образования присутствовал общеобразовательный теологический компонент.

Нас не раз спрашивали: для чего нужна теология, если есть религиоведение? Пусть теология будет в конфессиональных учебных заведениях, а в светских — религиоведение. На что Церковь отвечала, религиоведение и теология — две разные дисциплины. Религиоведение изучает религию со стороны. Ты можешь быть, скажем, исламоведом, и при этом не принадлежать к исламу. Теолог же не может со стороны изучать религию. Он ее изучает изнутри. Он живет в этой религиозной традиции и изнутри ее осваивает. В этом вся разница. Уверен, что найдется место для всех: и для теологов, и для религиоведов.

Когда мы говорим о теологии как науке, то позиционируем ее не как проповедь веры или Закон Божий, а именно как научную отрасль. Теология — это такая же наука, как философия, физика, химия, математика, юриспруденция. Она относится не к естественным наукам, а к гуманитарным.

Теология — это не какая-то абстрактная наука. Теология имеет самое прямое отношение к нашей жизни. Студенты должны понимать, чем отличается Православие от ислама или, допустим, от католицизма; какая разница между христианскими конфессиями, какие существуют направления в исламе, кто такие сунниты, кто такие шииты и так далее, чтобы потом не оказаться в ситуации выбора неподготовленными, как, наверное, произошло со студенткой Московского университета, завербованной террористами.

Геополитические вызовы, с которыми мы сталкиваемся, показывают, что нужны неотложные системные меры, направленные на изменение подходов к духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, шире — к роли и месту религии в образовании. Нельзя ограничиваться задачей прививать уважение к традиционным религиям как способам толерантного сосуществования в мультикультурной среде. Такой подход уже привел к кризису на Западе.

Для чего светским вузам нужна теология? Теология в светском университете — это не навязывание религиозного мировоззрения. Это прежде всего восполнение того культурного наследия, вводить в который университет призван. Это возвращение в культуру и образование той религиозной, христианской составляющей, которая в прошлом была насильственно изъята из отечественного университета.

Присутствие теологии в образовании и науке — признак гражданского взросления российского общества, с осознанием значимости духовных и культурных корней российской цивилизационной идентичности.

Христианская теология является одним из существенных элементов европейской и российской культуры, она обеспечивает присутствие в культуре христианских истин и идей, выражающих религиозный опыт многих поколений.

ВУЗ, тем более с гуманитарным направлением, призван соединять в себе различные аспекты общественной жизни — науку, философию, политику, искусство, право и — в том числе — религию. В этом смысле появление в российских университетах теологии является закономерным процессом восстановления целостного культурного поля нации. Теология в университете призвана выполнять воспитательные функции, столь необходимые в наше непростое время.

Специалист будущего — это человек, который может эффективно, мотивированно и ответственно работать в коллективе, в котором трудятся люди разных религиозных взглядов. Сегодня важно создавать пространство для диалога — между наукой и религией, между различными областями знания и между людьми, придерживающимися разных мировоззренческих позиций.

Теология формирует целостное миропредставление современного человека, позволяет полноценно приобщиться к культуре, избежать искажений и ложных, усеченных интерпретаций ее наследия.

Что понимается под «теологией»? Можно выделить два аспекта теологического компонента. Первый аспект — это сообщение самых общих знаний о христианстве, о православной традиции, в том числе русской, о Церкви как особом религиозном феномене, несводимом к иным областям человеческой жизни и деятельности, в том числе к культуре в ее секулярном, безрелигиозном понимании. Если такого рода знания не будут доступны молодым людям, получающим высшее образование, тем более естественнонаучное, в будущем мы будем иметь дело либо с невежественными выпускниками, либо с религиозными фантазерами, каждый из которых придумывает себе свою собственную веру и религию.

Второй аспект касается именно культурного измерения христианской традиции. Христианство является одним из фундаментов европейской культуры. Без рациональности, свойственной христианской теологии, невозможно себе представить развитие европейской мысли последних столетий. И сам спор между наукой и религией, доходивший порой до открытого противостояния, по существу является «домашним спором» — в пространстве европейской культуры. Этот спор продолжается, и сегодня наша задача в том, чтобы он был продуктивным, чтобы он открывал новые горизонты и создавал возможности для новых, нестандартных решений.

Перед нами стоит гораздо более сложная задача: формировать у детей молодежи ценностно-ориентированное мировоззрение, основанное на наших религиозных традициях, создавая такую интеллектуальную и духовную среду в обществе, которая способна уверенно противостоять этим вызовам.

Одна из причин терроризма — невежество в религиозных вопросах. На примере ИГИЛ, запрещенной в России организации, мы видим, что люди, приезжающие туда, либо совершенно не представляют, что такое ислам, либо у них весьма искаженное представление об этой религии. Незнание базовых вопросов веры — корень всех религиозных заблуждений. Если человек имеет хотя бы общее представление о мировых религиях, об исламе, о Православии, он вряд ли пойдет по этому ложному пути.

Где могут трудиться теологи после получения диплома и окончания магистратуры? Теологи и лица, имеющие духовное образование, смогут работать в государственных структурах, которые отвечают за государственно-конфессиональные, религиозные и национальные отношения. Есть острая потребность в таких специалистах, которые понимают религиозные корни взаимоотношений между людьми и способны разобраться в сути взаимоотношений, в особенностях образа мысли и обычаях. И если вспыхивает конфликт, недопонимание, такой специалист лучше любого психолога или социолога может дать главе республики, области или района совет, как снизить накал, как восстановить мир между людьми.

Теологи, специализирующиеся в такой сложной сфере, как религиозные отношения, национальные отношения, необходимы на соответствующих должностях не меньше, а может быть и больше, чем юристы, психологи или политологи.

Теологи смогут преподавать в высших учебных заведениях. Теология имеет ровно такое же отношение к подготовке инженеров, как философия, история, правоведение, русский язык и литература, другие социальные и гуманитарные предметы.

Теологическое образование несет мощный практический потенциал, способствующий духовному обновлению личности, безопасному развитию гражданского общества, сохранению нравственных корней, укреплению патриотических и гуманных чувств. Оно позволяет повысить культурный и научный уровень студента путем нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма, вызванных ими социальных межэтнических и межрелигиозных конфликтов, а также терроризма на религиозной почве. По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, «вера без просвещения рождает суеверие и фанатизм».

В связи с этим можно отметить один факт: еще в 1930 году испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал триединую миссию университетов – передача культуры, которая должна направлять человеческое существование в хаосе и неоднозначности жизни; второе – обучение интеллектуальным профессиям (по сути, формирование думающего и размышляющего человека) и третье – это подготовка именно ученого. Видимо, в этой концепции все смогут уловить декларируемые и для сегодняшнего времени приоритеты. Главное, чтобы они были подкрепляемы реальными поступками, основанными на знании национальных традиций.

Помогая студентам в их самовоспитании, выстраивании своего мировоззрения, мы стратегически выигрываем, так как в этом случае мы работаем с опережением, формируя позитив, а не борясь с негативом. Бороться с негативом, устранять недостатки, тратить на этот труд массу сил — это всегда проигрышная позиция, так как утрачивается инициатива, отсутствует тактическое опережение проблемы. Мы не «проводим антисуицидную кампанию», а воспитываем активных, устремленных в будущее творцов; не «боремся против распущенности и аморальности», а помогаем каждой личности стать творцом своей судьбы, подняться вровень с замыслом Божиим, который существует о каждом приходящем в мир человеке. Только при таком понимании мы будем в авангарде современных процессов и убережем нашу молодежь пусть не от всех, но от значительной части духовно-нравственных рисков.

Здесь я хотел бы обратиться к словам Президента РФ, который сказал, что «теология как наука выполняет ответственную воспитательную, мировоззренческую миссию, содействует сбережению традиционных духовно-нравственных ценностей нашей страны, помогает сформулировать ответы на глобальные вызовы. Среди них — такие, как терроризм и экстремизм. И чтобы им противостоять, важна не только эффективная работа правоохранительных органов и силовых структур, но и неустанная просветительская деятельность, глубокие исследования современных социальных, общественных, этнокультурных проблем». А это именно то, чем занимается теология.

По словам, сказанными Святейшим Патриархом Кириллом, «сейчас на повестке дня создание качественной современной системы теологического образования в России. Убежден, что это вопрос… государственной важности. От его решения во многом зависит сохранение гражданского согласия и межрелигиозного мира в нашей стране».

Благодарю за внимание.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter