Настоятель прихода святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Кемерово протоиерей Александр Гусаков о ситуации вокруг строительства храма на проспекте Октябрьский:

«Православный приход в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в областной столице Кузбасса был создан по благословению митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха в конце 2012 года. Мне как настоятелю на первых этапах формирования приходской жизни необходимо было решать с представителями городской архитектуры вопрос, связанный с поиском земельного участка под строительство православного храма. Такое место было выделено в историческом районе города Кемерово – на «Красной Горке». Но, после того как мы начали оформлять необходимую документацию под строительство, в областном Департаменте культуры нам сообщили, что выделенный земельный участок является не пригодным для храмостроительства, потому что эта территория закреплена за музеем-заповедником и здания выше 10-ти метров там воздвигать по закону нельзя. В этой связи мы попросили компетентные службы предоставить нам альтернативный участок. Город выделил нам другое место рядом со спортивно-оздоровительным комплексом «Бодрость» на пр-те Октябрьский рядом с домом №63, где и планируется возвести храм. Естественно, мы начали снова заниматься вопросом оформления документов и представители Администрации на всех промежуточных этапах нас уверяли, что готовы отдать это место Приходу.

Отмечу, что кроме места рядом с домом №63 мы рассматривали самые разные варианты, в том числе угол парковой зоны на пересечении пр-та Октябрьский и ул. Волгоградской, о котором так много говорится сегодня в СМИ. Если бы именно это место нам дали под строительство храма, я был бы очень рад, поскольку большая территория позволяет и храм выстроить объемнее, и возвести рядом с ним воскресную школу. Но, в городской архитектуре нам дали четкий ответ: «Там строить нельзя, поскольку в этом и других указанных нами местах проходят различные инженерные коммуникации, которые препятствуют возведению любого сооружения на данной территории». В итоге было указано именно на то место, на котором мы и собираемся строить церковное здание.

Перед началом строительства, согласно законам, нам необходимо было провести публичные слушания, что мы и сделали. Кроме того, в июне этого года мы дважды — 21 и 24 июня — встречались с теми людьми, которые позиционируют себя группой оппонентов строительства храма. Изначально эти люди высказывали 3 основных аргумента: во-первых, это транспортный коллапс, который может возникнуть у них во дворе, потому что храм займет большинство ныне существующих рядом с «Бодростью» парковочных мест. Во-вторых, храм будет затемнять фасад дома, и в квартиры не будет поступать достаточного количества света. И, в-третьих, была выражена обеспокоенность относительно колокольного звона, который будет тревожить местных жителей. Естественно, мы отреагировали на эти претензии и предложили недовольным жителям дома № 63, что по пр. Октябрьский, как устные, так и документальные объяснения. Предложенный нами генплан дал им понять, что храм будет выстроен по всем градостроительным нормам с парковочной площадкой не менее чем на 50 мест, на которой ставить свои автомобили смогут в том числе и жители этого дома. Звонницы, согласно проекту, не будет. Отдельно мы обратили внимание людей на то, что вопрос по существующей там парковке не находится в компетенции епархии, а городская архитектура по этой проблеме готова предложить разные варианты парковок. Действительно, эта стоянка была определена в 2009-2010 годах для ООО «Бодрость», но, подчёркиваю, как временная парковочная зона. В настоящее время, согласно Постановлению горадминистрации за подписью главы города Валерия Константиновича Ермакова (Постановление размещено и на официальном сайте Администрации города), это место предоставлено приходу для строительства православного храма на абсолютно законных основаниях.

Кроме того, у нас имеется документ — «Заключение», составленный по итогам публичных слушаний. В нем как раз говорится о всех тех претензиях, о которых я уже упомянул, а также обозначено следующее: «Кемеровской епархией Русской Православной Церкви было предоставлено письмо, согласно которому с жильцами дома №63 по пр. Октябрьский представители духовенства провели встречу. К письму Кемеровской епархии приложены подписные листы православных верующих, поддерживающих строительство в количестве более 1000 подписей». Подчеркну, что подписи в поддержку строительства церкви собирались в Центральном и Ленинском районах, жители которых потенциально смогут посещать храм, а также у жителей домов, находящихся в непосредственной близости с местом строительства.

Отмечу, что против строительства храма выступают не все жители указанного дома, а сформировавшаяся агитационная группа, у которой есть человек, являющийся локомотивом всех этих недовольств. Из морально-этических соображений его имя называть не буду. Этим лицом на наших общих собраниях неоднократно открыто высказывались угрозы, в том числе с проведением подобных пикетов, привлечением СМИ, нездоровыми PR-акциями и т.д.

Напомню, храм строится не только для жителей дома №63. Храм строится для удовлетворения религиозных потребностей всех людей, проживающих в этой округе, которые хотят крестить в нем своих детей, участвовать в литургической жизни, освящать супружеские союзы церковным благословением. Поэтому недовольства в виде лозунгов на плакатах, которые в недавнем прошлом были некорректно продемонстрированы на балконах дома №63, отражают не общее настроение людей этого района, и тем более города, а имеют спланированный и локальный характер.

По поводу аварийного состояния дома: я убеждён в том, что это не так. По крайней мере, при всех своих проблемах этот уже явно не новый дом, статуса аварийного жилья, насколько мне известно, не имеет. В противном случае город не выделил бы нам это место под строительство. К тому же перед тем, как начать строить, мы провели соответствующие подготовительные работы. Они непростые: помимо того объёма документации, который нужно было собрать, необходимо было исследовать в том числе и грунт. Мы провели геологические исследования, результаты этих исследований у нас есть, почва там прекрасная и отвечает всем требованиям наших архитектурных запросов, поэтому в данном вопросе проблемы также не существует. Жители могут не переживать, дом не рухнет.

Аппозиционная группа также заявляла о том, что не согласна с тем потоком отпеваний, который будет проходить через новопостроенный храм, что им это будет неприятно и негативно скажется на психологическом состоянии их детей. Что тут скажешь? Храм будет действовать не при медицинском учреждении, поэтому никакого потока отпеваний в этой небольшой церкви уж точно не будет. Для меня странно, что феномен смерти и страданий эти люди готовы всячески замалчивать перед своими самыми близкими людьми. А не лучше было бы взрослеющим ребятишкам через призму своей христианской религиозности (если таковая имеется) объяснить, почему человек умирает, и в чем смысл его пребывания на земле. Это поможет им в дальнейшем воспитать своих детей и внуков более грамотными, вложить в них важные духовно-нравственные ориентиры, которые смогут мотивировать их на достойную, а не преисполненную пороков жизнь. Высказывались и другие аргументы против возведения храма, которые не иначе как нелепыми не назовешь. В частности, озвучивались опасения, что после открытия церкви в этом месте начнут собираться различные асоциальные группы, образуется чуть ли не притон с наркоманами и алкоголиками, которые в близлежащих дворах будут удовлетворят свои низменные потребности. На это скажу следующее: придите в городские приходы кузбасской столицы и посмотрите – много ли асоциальных людей там? Совсем нет. Напротив, там, где храм, всегда чистота и порядок, цветущие растения на клумбах и молодые пары с детьми, прогуливающиеся под блеском золоченых куполов. Что же говорить про небольшой пока еще несуществующий храм. Со всей ответственностью говорю, что все эти доводы «высосаны из пальца». Могу заверить, что любая попытка с нашей стороны внятно ответить на эмоционально высказанные «претензии» заканчивалась неудачей, потому что группа оппонентов во время июньских встреч просто не давала ничего сказать.

Для меня удивителен и, к сожалению, печален, тот факт, что абсолютное большинство людей, скандирующих лозунги против строительства храма, являются крещёными людьми. По сути, они являются членами Церкви. Мне сложно представить себе подобную ситуацию в исламских странах, чтобы мусульмане выступали против строительства мечети. Эта ситуация еще раз подтверждает печальную закономерность: далеко не каждый человек, который крещён, является верующим, а иногда занимает ярко выраженную богоборческую позицию.

Подводя определённую черту своим размышлениям, хотелось бы сказать о том, что, мы не нарушаем никаких законов, епархия реагирует на запросы тех людей, которые нуждаются в этом храме. Наконец, я уверен, что храмовое здание уж точно не испортит архитектурный ансамбль данного места, а, напротив, станет украшением не только округи, но и всего района.

На днях в СМИ написали: «Кемеровчане против строительства храма».  Я считаю эту формулировку абсолютно некорректной. Ещё раз повторюсь, что как минимум более тысячи человек за строительство этого храма. Не кемеровчане против, а небольшая группа людей, мотивированных против строительства.

Мы должны понимать, что в историю человек может войти по-разному. Мне бы искренне хотелось, чтобы каждый из нас вошел в историю нашего родного Кузбасса как порядочный гражданин и достойный сын или дочь своего Отечества, для которого религиозная принадлежность не пустой звук, а жизнь, наполненная особым глубоким смыслом».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter